сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
студент
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
студент
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Предмет. В статье рассмотрены результаты эмоционально-эстетического восприятия художественных полотен 80 студентами трех факультетов Уральского государственного медицинского университета. Исследована корреляция между произведениями живописи уральских художников и эмоциональным статусом студентов и их темпераментом согласно классификации психоэмоционального состояния личности по цвету, особенностям индивидуума по методике Айзенка и геометрическому тесту Сьюзен Деллингер. Анализ результатов дал возможность обосновать психологическую характеристику личностей будущего поколения врачей. Цель ― анализ и оценка цветового предпочтения исходя из типа темперамента и личностных качеств студентов трех факультетов с помощью произведений современных уральских художников. Методология. Исследование проведено на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Уральского государственного медицинского университета, где в осеннем семестре 2019-2020 учебного года проходила традиционная ежегодная выставка картин современных уральских художников. Исследование было разделено на четыре этапа: на первом ― теоретико-поисковом ― проведены обзор и анализ литературы по ключевым словам на ресурсах PubMed, Medline, Cochrane, Elibrary, Cyberleninka; на втором ― опытно-поисковом ― поставлены цель и задачи исследования, выявлены критерии; на третьем ― эмпирическом ― выполнены диагностика эмоционального статуса анкетируемых студентов по классификации психоэмоционального состояния личности согласно цветовому восприятию, тестирование с помощью двух методик Айзенка, дополнительно проведен психогеометрический тест для определения психотипа участников анкетирования; на четвертом ― итогообобщающем ― проведены описание и систематизация полученных материалов, их обработка и анализ, текстовое оформление статьи. Выводы. Результаты исследования могут быть применены при учебно-воспитательной работе в образовательном процессе университета и дополнены мастер-классами художников на выставках для студентов.
художественно-этическое воспитание, студенты медицинских вузов, психологический статус, эмоциональное восприятие, темперамент, тест Айзенка, психогеометрический тест Сьюзен Деллингер
1. Бектаева, А. Э. Цветотерапия : Психология цвета / А. Э. Бектаева // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - № 2 (147). - С. 84-92.
2. Исследование свойств личности студентов основной и специальной медицинской группы / В. В. Дрогомерецкий, А. А. Третьяков, А. В. Санин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 57-63.
3. Еловикова, Т. М. Стоматологическая активность студентов-стоматологов как фактор профессионального становления личности / Т. М. Еловикова // Стоматология Большого Урала. III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии / под ред. О. П. Ковтун. - Екатеринбург : Уральский государственный медицинский университет ; Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого ; Институт органического синтеза им. академика И. Я. Постовского, 2015. - С. 65-68.
4. Анализ значимости художественно-эстетического просвещения студентов на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Г. И. Ронь [и др.] // Актуальные вопросы стоматологии. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. - Киров, 2019. - С. 86-88.
5. Еловикова, Т. М. Оптимизация производственной практики по терапевтической стоматологии в профессиональной подготовке студентов: научно-практическая конференция как определяющий этап становления будущего специалиста / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ф. Чернавский // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». - Екатеринбург, 2020. - С. 141-144.
6. Профессионально ориентированный подход личностного развития студентов-стоматологов на клинической кафедре: качество выполнения профессиональной гигиены полости рта / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, С. Н. Саблина [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2019. - № 4. - С. 177-184.
7. Еловикова, Т. М. Оценка навыков эстетического моделирования зубов старшекурсниками стоматологического факультета / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. С. Кощеев // Вестник УГМУ. - 2020. - № 1. - С. 16-19.
8. Жолудев, С. Е. Страницы истории Уральской научно-педагогической школы стоматологии / С. Е. Жолудев, Ю. В. Мандра // Проблемы стоматологии. - 2015. - № 3, 4. - С. 57-60.
9. Исаева, А. Д. Анализ мануальных навыков моделирования зубов старшекурсниками стоматологического факультета как инструмента качественной подготовки будущих врачей / А. Д. Исаева, Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы IV Международной (74-й Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Всероссийского форума медицинских и фармацевтических вузов, посвященные 100-летию со дня рождения ректора Свердловского государственного медицинского института профессора Василия Николаевича Климова. - Екатеринбург, 2019. - С. 700-704.
10. Киреева, З. А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями / З. А. Киреева // Вестник Курганского государственного университета. - 2014. - № 1. - С. 21-24.
11. Влияние эстетического воспитания студента медицинского вуза на формирование профессиональных компетенций будущего врача / О. П. Красникова, А. В. Сущенко, Е. В. Вусатая [и др.] // Молодой ученый. - 2015. - № 13. - С. 279-281.
12. Кузнецов, М. А. Цветная психология: Эмоциональные эффекты цветов / М. А. Кузнецов // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 263-266.
13. Обоснование и внедрение учебно-методического комплекса по моделированию зубов в рамках дисциплины «Стоматология» / Л. М. Ломиавшиви, С. Г. Михайловская, Д. В. Погадаев [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2016. - № 3. - С. 101-106.
14. Мандра, Ю. В. Медицина будущего: инновационные образовательные программы стоматологического факультета УГМУ / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Н. Л. Шкиндер // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». - Екатеринбург, 2020. - С. 156-161.
15. Привалова, В. М. Знаково-символический контекст культуры / В. М. Привалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2016. - № 1 (2). - С. 245-249.
16. Привалова, В. М. Самоидентификация в культуре. Эмпирическое исследование / В. М. Привалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. -2015. - № 1 (3). - С. 747-757.
17. Ронь, Г. И. Становление и развитие стоматологии на Среднем Урале / Г. И. Ронь, А. Н. Старостин, М. В. Старостина. - Екатеринбург : ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, 2016. - 226 с.
18. Художественно-эстетическое воспитание студентов на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. С. Трубчанинова, Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, К. Ж. Поладян [и др.] // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». 4-6 декабря 2019 года. - Екатеринбург, 2020. - С. 164-165.
19. Dahan, S. Y. A picture is worth a thousand words: art and medicine / S. Dahan, Y. Shoenfeld // Isr Med Assoc J. - 2017. - Vol. 19. - P. 772-776.
20. Art as Sanctuary: a four-year mixed-methods evaluation of a visual art course addressing uncertainty reflection / D. Gowda, R. Dubroff, A. Williem [et al.] // Acad Med. - 2018. - Vol. 93. - P. 8.
21. A guiding framework to maximize power of the arts in medical education: a systematic review and metasynthesis / P. Haidet, J. Jarecke, N. Adams [et al.] // Med Educ. - 2016. - Vol. 50 (3). - P. 320.
22. To the point: a prescription for well-being in medical education / L. Hopkins, H. Morgan, S. Bliss [et al.] // J Obstet Gynecol. - 2019. - Vol. 221. - P. 542-548.
23. Jasani, S. K. Utilizing visual art to enhance the clinical observation skills of medical students / S. K. Jasani, N. S. Saks // Med Teach. - 2013. - Vol. 35 (7). - P. 132-133.
24. Katz, T. Can visual arts training improve physician performance? / T. Katz, S. Khoshbin // Trans Am Clin Climatol Assoc. - 2014. - Vol. 125 (3). - P. 331-341.
25. Visual art instruction in medical education : a narrative review / N. Mukunda, N. Moghbeli, A. Rizzo [et al.] // Med Educ Online. - 2019. - Vol. 24 (1). - P. 155-157.
26. Osman, M. B. Art-based intrventions in healthcare education / M. Osman, B. Eacott, S. Willson // BMJ J Med Hum. - 2019. - Vol. 44 (1). - P. 130-135.
27. Pitman, B. Art museum and medical school partnerships program descriptions / B. Pitman. - 2017. doi: 10.2202 / 1940-7882.1050.
28. The art of medicine: arts-based training in observation and mindfulness for fostering the empathic response in medical residents / J. Zazulak, M. Sanaee, A. Frolic [et al.] // Med Humanit. - 2017. - Vol. 43 (3). - P. 192-198.
29. The impact of an arts - based program on the affective and cognitive components of empathic development / J. Zazulak, C. Halgren, M. Tan [et al.] // Med Humanit. - 2015. - Vol. 41 (1). - P. 69.