АНАЛИЗ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННЫХ УРАЛЬСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. В статье рассмотрены результаты эмоционально-эстетического восприятия художественных полотен 80 студентами трех факультетов Уральского государственного медицинского университета. Исследована корреляция между произведениями живописи уральских художников и эмоциональным статусом студентов и их темпераментом согласно классификации психоэмоционального состояния личности по цвету, особенностям индивидуума по методике Айзенка и геометрическому тесту Сьюзен Деллингер. Анализ результатов дал возможность обосновать психологическую характеристику личностей будущего поколения врачей. Цель ― анализ и оценка цветового предпочтения исходя из типа темперамента и личностных качеств студентов трех факультетов с помощью произведений современных уральских художников. Методология. Исследование проведено на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Уральского государственного медицинского университета, где в осеннем семестре 2019-2020 учебного года проходила традиционная ежегодная выставка картин современных уральских художников. Исследование было разделено на четыре этапа: на первом ― теоретико-поисковом ― проведены обзор и анализ литературы по ключевым словам на ресурсах PubMed, Medline, Cochrane, Elibrary, Cyberleninka; на втором ― опытно-поисковом ― поставлены цель и задачи исследования, выявлены критерии; на третьем ― эмпирическом ― выполнены диагностика эмоционального статуса анкетируемых студентов по классификации психоэмоционального состояния личности согласно цветовому восприятию, тестирование с помощью двух методик Айзенка, дополнительно проведен психогеометрический тест для определения психотипа участников анкетирования; на четвертом ― итогообобщающем ― проведены описание и систематизация полученных материалов, их обработка и анализ, текстовое оформление статьи. Выводы. Результаты исследования могут быть применены при учебно-воспитательной работе в образовательном процессе университета и дополнены мастер-классами художников на выставках для студентов.

Ключевые слова:
художественно-этическое воспитание, студенты медицинских вузов, психологический статус, эмоциональное восприятие, темперамент, тест Айзенка, психогеометрический тест Сьюзен Деллингер
Список литературы

1. Бектаева, А. Э. Цветотерапия : Психология цвета / А. Э. Бектаева // Проблемы современной науки и образования. – 2020. – № 2 (147). – С. 84–92.

2. Исследование свойств личности студентов основной и специальной медицинской группы / В. В. Дрогомерецкий, А. А. Третьяков, А. В. Санин [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 57–63.

3. Еловикова, Т. М. Стоматологическая активность студентов-стоматологов как фактор профессионального становления личности / Т. М. Еловикова // Стоматология Большого Урала. III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии / под ред. О. П. Ковтун. – Екатеринбург : Уральский государственный медицинский университет ; Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого ; Институт органического синтеза им. академика И. Я. Постовского, 2015. – С. 65–68.

4. Анализ значимости художественно-эстетического просвещения студентов на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Г. И. Ронь [и др.] // Актуальные вопросы стоматологии. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. – Киров, 2019. – С. 86–88.

5. Еловикова, Т. М. Оптимизация производственной практики по терапевтической стоматологии в профессиональной подготовке студентов: научно-практическая конференция как определяющий этап становления будущего специалиста / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ф. Чернавский // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». – Екатеринбург, 2020. – С. 141–144.

6. Профессионально ориентированный подход личностного развития студентов-стоматологов на клинической кафедре: качество выполнения профессиональной гигиены полости рта / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, С. Н. Саблина [и др.] // Проблемы стоматологии. – 2019. – № 4. – С. 177–184.

7. Еловикова, Т. М. Оценка навыков эстетического моделирования зубов старшекурсниками стоматологического факультета / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. С. Кощеев // Вестник УГМУ. – 2020. – № 1. – С. 16–19.

8. Жолудев, С. Е. Страницы истории Уральской научно-педагогической школы стоматологии / С. Е. Жолудев, Ю. В. Мандра // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 3, 4. – С. 57–60.

9. Исаева, А. Д. Анализ мануальных навыков моделирования зубов старшекурсниками стоматологического факультета как инструмента качественной подготовки будущих врачей / А. Д. Исаева, Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы IV Международной (74-й Всероссийской) научно-практической конференции молодых ученых и студентов, Всероссийского форума медицинских и фармацевтических вузов, посвященные 100-летию со дня рождения ректора Свердловского государственного медицинского института профессора Василия Николаевича Климова. – Екатеринбург, 2019. – С. 700–704.

10. Киреева, З. А. Исследование цветовых предпочтений человека и их взаимосвязи с личностными особенностями / З. А. Киреева // Вестник Курганского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 21–24.

11. Влияние эстетического воспитания студента медицинского вуза на формирование профессиональных компетенций будущего врача / О. П. Красникова, А. В. Сущенко, Е. В. Вусатая [и др.] // Молодой ученый. – 2015. – № 13. – С. 279–281.

12. Кузнецов, М. А. Цветная психология: Эмоциональные эффекты цветов / М. А. Кузнецов // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 263–266.

13. Обоснование и внедрение учебно-методического комплекса по моделированию зубов в рамках дисциплины «Стоматология» / Л. М. Ломиавшиви, С. Г. Михайловская, Д. В. Погадаев [и др.] // Проблемы стоматологии. – 2016. – № 3. – С. 101–106.

14. Мандра, Ю. В. Медицина будущего: инновационные образовательные программы стоматологического факультета УГМУ / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Н. Л. Шкиндер // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». – Екатеринбург, 2020. – С. 156–161.

15. Привалова, В. М. Знаково-символический контекст культуры / В. М. Привалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2016. – № 1 (2). – С. 245–249.

16. Привалова, В. М. Самоидентификация в культуре. Эмпирическое исследование / В. М. Привалова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. –2015. – № 1 (3). – С. 747–757.

17. Ронь, Г. И. Становление и развитие стоматологии на Среднем Урале / Г. И. Ронь, А. Н. Старостин, М. В. Старостина. – Екатеринбург : ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, 2016. – 226 с.

18. Художественно–эстетическое воспитание студентов на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. С. Трубчанинова, Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, К. Ж. Поладян [и др.] // Материалы Международного конгресса «Стоматология Большого Урала». 4–6 декабря 2019 года. – Екатеринбург, 2020. – С. 164–165.

19. Dahan, S. Y. A picture is worth a thousand words: art and medicine / S. Dahan, Y. Shoenfeld // Isr Med Assoc J. – 2017. – Vol. 19. – P. 772–776.

20. Art as Sanctuary: a four-year mixed-methods evaluation of a visual art course addressing uncertainty reflection / D. Gowda, R. Dubroff, A. Williem [et al.] // Acad Med. – 2018. – Vol. 93. – P. 8.

21. A guiding framework to maximize power of the arts in medical education: a systematic review and metasynthesis / P. Haidet, J. Jarecke, N. Adams [et al.] // Med Educ. – 2016. – Vol. 50 (3). – P. 320.

22. To the point: a prescription for well-being in medical education / L. Hopkins, H. Morgan, S. Bliss [et al.] // J Obstet Gynecol. – 2019. – Vol. 221. – P. 542–548.

23. Jasani, S. K. Utilizing visual art to enhance the clinical observation skills of medical students / S. K. Jasani, N. S. Saks // Med Teach. – 2013. – Vol. 35 (7). – P. 132–133.

24. Katz, T. Can visual arts training improve physician performance? / T. Katz, S. Khoshbin // Trans Am Clin Climatol Assoc. – 2014. – Vol. 125 (3). – P. 331–341.

25. Visual art instruction in medical education : a narrative review / N. Mukunda, N. Moghbeli, A. Rizzo [et al.] // Med Educ Online. – 2019. – Vol. 24 (1). – P. 155–157.

26. Osman, M. B. Art-based intrventions in healthcare education / M. Osman, B. Eacott, S. Willson // BMJ J Med Hum. – 2019. – Vol. 44 (1). – P. 130–135.

27. Pitman, B. Art museum and medical school partnerships program descriptions / B. Pitman. – 2017. doi: 10.2202 / 1940-7882.1050.

28. The art of medicine: arts-based training in observation and mindfulness for fostering the empathic response in medical residents / J. Zazulak, M. Sanaee, A. Frolic [et al.] // Med Humanit. – 2017. – Vol. 43 (3). – P. 192–198.

29. The impact of an arts – based program on the affective and cognitive components of empathic development / J. Zazulak, C. Halgren, M. Tan [et al.] // Med Humanit. – 2015. – Vol. 41 (1). – P. 69.