MODERN APPROACHES TO THE FORMATION OF STUDENTS OF THE DENTAL FACULTY OF QUALITY PROFESSIONAL SKILLS
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study of questionnaires of fifth-year students of the faculty of dentistry, who were preparing for the primary certification of practical skills on dummies and phantoms. In the opinion of 98,9±2,0 % of the respondents, a good organization and equipment of the training was noted, which allowed them to further obtain high-quality practical training and confidence in the possibility of conducting independent professional activities. The results indicate the need to practice practical skills in practical classes, which reflects the current requirements for the level and quality of training of the future dentist.

Keywords:
students, accreditation, questionnaire, practical skills, phantoms, simulators
Text
Publication text (PDF): Read Download

Важную роль в качественной подготовке современных специалистов-стоматологов на клинических кафедрах стоматологического факультета играет целостная система различных педагогических технологий, которые, в зависимости от их поставленных задач и целей, делятся на практические клинические занятия и лекционный курс. Если лекции нацелены на приобретение обучающимися по специальности «стоматология» профессионально важных знаний, то практические клинические занятия направлены на формирование важных навыков, умений и владений, которыми они будут пользоваться в своей дальнейшей практической деятельности.

Практические занятия направлены на формирование и развитие профессионально важных навыков, умений и владений путем непосредственного применения полученных за период обучения различных теоретических знаний [5]. Навыки и умения должны отрабатываться на практических занятиях, чтобы будущий врач-стоматолог был готов решать поставленные практической деятельностью задачи с использованием клинического мышления [1—3].

Цель исследования — совершенствование приобретенных умений, навыков и владений среди обучающихся стоматологического факультета.

Материалы и методы исследования

В процессе прохождения производственных практик по терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии и стоматологии детского возраста непосредственно в базовых стоматологических поликлиниках и лечебно-профилактических учреждениях происходит проверка соответствия уровня сформированных у них в ходе обучения модулей умений и навыков к потребностям практического здравоохранения.

Результаты и их обсуждение

Обязательным условием в ходе современного обучения в вузе является также формирование навыков и умений с отработкой практических навыков и умений на тренажерах-симуляторах, а также приобретение обучаемыми качественных умений самостоятельно решать поставленные перед ними практические задачи [2]. Особенностью Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2018 г. явилось проведение этапа тестирования и практического этапа, где студенты выполняли определенные практические манипуляции в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику стоматологического факультета [4, 6]. Обязательный навык для каждого студента-стоматолога — проведение сердечно-легочной реанимации (ИВЛ и непрямой массаж сердца).

Проведено изучение анкетирования обучающихся 5 курса стоматологического факультета, проходивших подготовку к первичной аттестации по практическим навыкам на манекенах и фантомах. По мнению 98,9±2,0 % анкетированных, хорошая организация и оснащенность проведения отработки практических навыков позволили им в дальнейшем получить качественную практическую подготовку и уверенность в возможности проведения самостоятельной профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на практических занятиях, что отражает современные требования, предъявляемые к уровню и качеству подготовки будущего врача-стоматолога.

Проведенный анализ анкетирования показал, что для подготовки к аккредитации студенты оценивали свой теоретический уровень с помощью многократно проводимых входящего и исходящего уровней тестирования, активно использовали электронный ресурс сайта БГМУ, учебный портал, а также отработку навыков на фантомах и тренажерах. Также студенты отметили активное использование ресурсов собственной библиотеки, тестирования на электронных носителях.

Подготовка и отработка практических навыков, проводимая в течение учебного года, позволяет будущему специалисту полноценно освоить профессиональные навыки с помощью симуляционных технологий.

В целом удовлетворенность своей подготовкой к ГИА отметили 92 % студентов, хорошую материально-техническую и методическую оснащенность ― 100 %.

Выводы

  1. Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения отработки практических навыков на занятиях с разбором клинических случаев, активного использования имеющихся симуляторов для отработки навыков препарирования и использования манекенов, что отражает современные требования к качеству, уровню подготовки современного врача-стоматолога.
  2. Сохранение приобретенных навыков и умений должно подкрепляться и проведением самостоятельной работы.
  3. Обязательное условие в современном образовании — комплексный характер обучения, который сочетает знания, полученные в процессе обучения, умения и владения ими. Главное при проведении практических занятий по специальности «стоматология» — придерживаться принципа четкого перехода от простого к сложному, выработки правильного клинического мышления и его применения в зависимости от клинической ситуации.
References

1. Sovershenstvovanie kompetenciy prepodavatelya dlya povysheniya kachestva podgotovki sovremennyh specialistov – stomatologov / L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova, I. N. Usmanova, R. R. Haybullina, I. R. Usmanov // Materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom VUZe: posvyaschaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU». – Ufa, 2017. – S. 112-113.

2. Formirovanie prakticheskih navykov u studentov stomatologicheskogo fakul'teta s primeneniem simulyatorov / L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova, I. N. Usmanova, R. R. Haybullina, I. R. Usmanov // Materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom VUZe: posvyaschaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU». – Ufa, 2017. – S. 111–112.

3. Optimizaciya poznavatel'noy deyatel'nosti u studentov stomatologicheskogo fakul'teta / M. F. Kabirova, L. P. Gerasimova, I. N. Usmanova, R. R. Haybullina, I. R. Usmanov // Materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom VUZe: posvyaschaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU». – Ufa, 2017. – S. 183–184.

4. Vyyavlenie problemnyh zon i opredelenie putey optimizacii processov pri organizacii raboty registratury municipal'noy stomatologicheskoy polikliniki pri vnedrenii metodov "berezhlivogo proizvodstva" / I. V. Rusakova, A. F. Chernavskiy, V. I. Petrova, S. M. Zin'kovskaya // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 1. – S. 110–115.

5. Ron', G. I. Transformaciya motiviruyuschih faktorov k polucheniyu professional'nyh navykov v processe obucheniya / G. I. Ron', A. A. Epishova // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 4. – S. 131–136.

6. Bol'shov, I. N. Problemy organizacii i povysheniya kachestva stomatologicheskoy pomoschi (po materialam sociologicheskogo oprosa vrachey-stomatologov) / I. N. Bol'shov // Problemy stomatologii. – 2016. – T. 12, № 1. – S. 110–114.