СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КАЧЕСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучение анкет пятиклассников факультета стоматологии, готовившихся к первичной аттестации практических навыков по манекенам и фантомам. По мнению 98, 9 ± 2,0% опрошенных отметили хорошую организацию и оборудование тренинга, что позволило им в дальнейшем получить качественное практическое обучение и уверенность в возможности ведения самостоятельной профессиональной деятельности. Результаты свидетельствуют о необходимости практиковать практические навыки на практических занятиях, что отражает текущие требования к уровню и качеству подготовки будущего стоматолога.

Ключевые слова:
Студенты, аккредитация, анкета, практические навыки, фантомы, тренажеры
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Важную роль в качественной подготовке современных специалистов-стоматологов на клинических кафедрах стоматологического факультета играет целостная система различных педагогических технологий, которые, в зависимости от их поставленных задач и целей, делятся на практические клинические занятия и лекционный курс. Если лекции нацелены на приобретение обучающимися по специальности «стоматология» профессионально важных знаний, то практические клинические занятия направлены на формирование важных навыков, умений и владений, которыми они будут пользоваться в своей дальнейшей практической деятельности.

Практические занятия направлены на формирование и развитие профессионально важных навыков, умений и владений путем непосредственного применения полученных за период обучения различных теоретических знаний [5]. Навыки и умения должны отрабатываться на практических занятиях, чтобы будущий врач-стоматолог был готов решать поставленные практической деятельностью задачи с использованием клинического мышления [1—3].

Цель исследования — совершенствование приобретенных умений, навыков и владений среди обучающихся стоматологического факультета.

Материалы и методы исследования

В процессе прохождения производственных практик по терапевтической, ортопедической, хирургической стоматологии и стоматологии детского возраста непосредственно в базовых стоматологических поликлиниках и лечебно-профилактических учреждениях происходит проверка соответствия уровня сформированных у них в ходе обучения модулей умений и навыков к потребностям практического здравоохранения.

Результаты и их обсуждение

Обязательным условием в ходе современного обучения в вузе является также формирование навыков и умений с отработкой практических навыков и умений на тренажерах-симуляторах, а также приобретение обучаемыми качественных умений самостоятельно решать поставленные перед ними практические задачи [2]. Особенностью Государственной итоговой аттестации (ГИА) в 2018 г. явилось проведение этапа тестирования и практического этапа, где студенты выполняли определенные практические манипуляции в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику стоматологического факультета [4, 6]. Обязательный навык для каждого студента-стоматолога — проведение сердечно-легочной реанимации (ИВЛ и непрямой массаж сердца).

Проведено изучение анкетирования обучающихся 5 курса стоматологического факультета, проходивших подготовку к первичной аттестации по практическим навыкам на манекенах и фантомах. По мнению 98,9±2,0 % анкетированных, хорошая организация и оснащенность проведения отработки практических навыков позволили им в дальнейшем получить качественную практическую подготовку и уверенность в возможности проведения самостоятельной профессиональной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости отработки практических навыков на практических занятиях, что отражает современные требования, предъявляемые к уровню и качеству подготовки будущего врача-стоматолога.

Проведенный анализ анкетирования показал, что для подготовки к аккредитации студенты оценивали свой теоретический уровень с помощью многократно проводимых входящего и исходящего уровней тестирования, активно использовали электронный ресурс сайта БГМУ, учебный портал, а также отработку навыков на фантомах и тренажерах. Также студенты отметили активное использование ресурсов собственной библиотеки, тестирования на электронных носителях.

Подготовка и отработка практических навыков, проводимая в течение учебного года, позволяет будущему специалисту полноценно освоить профессиональные навыки с помощью симуляционных технологий.

В целом удовлетворенность своей подготовкой к ГИА отметили 92 % студентов, хорошую материально-техническую и методическую оснащенность ― 100 %.

Выводы

  1. Полученные данные свидетельствуют о необходимости продолжения отработки практических навыков на занятиях с разбором клинических случаев, активного использования имеющихся симуляторов для отработки навыков препарирования и использования манекенов, что отражает современные требования к качеству, уровню подготовки современного врача-стоматолога.
  2. Сохранение приобретенных навыков и умений должно подкрепляться и проведением самостоятельной работы.
  3. Обязательное условие в современном образовании — комплексный характер обучения, который сочетает знания, полученные в процессе обучения, умения и владения ими. Главное при проведении практических занятий по специальности «стоматология» — придерживаться принципа четкого перехода от простого к сложному, выработки правильного клинического мышления и его применения в зависимости от клинической ситуации.
Список литературы

1. Совершенствование компетенций преподавателя для повышения качества подготовки современных специалистов – стоматологов / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, Р. Р. Хайбуллина, И. Р. Усманов // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 112-113.

2. Формирование практических навыков у студентов стоматологического факультета с применением симуляторов / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, Р. Р. Хайбуллина, И. Р. Усманов // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 111–112.

3. Оптимизация познавательной деятельности у студентов стоматологического факультета / М. Ф. Кабирова, Л. П. Герасимова, И. Н. Усманова, Р. Р. Хайбуллина, И. Р. Усманов // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». – Уфа, 2017. – С. 183–184.

4. Выявление проблемных зон и определение путей оптимизации процессов при организации работы регистратуры муниципальной стоматологической поликлиники при внедрении методов "бережливого производства" / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, В. И. Петрова, С. М. Зиньковская // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 110–115.

5. Ронь, Г. И. Трансформация мотивирующих факторов к получению профессиональных навыков в процессе обучения / Г. И. Ронь, А. А. Епишова // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 4. – С. 131–136.

6. Большов, И. Н. Проблемы организации и повышения качества стоматологической помощи (по материалам социологического опроса врачей-стоматологов) / И. Н. Большов // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 1. – С. 110–114.