Ufa, Ufa, Russian Federation
Ufa, Ufa, Russian Federation
Ufa, Ufa, Russian Federation
Ufa, Ufa, Russian Federation
Ufa, Russian Federation
Ufa, Ufa, Russian Federation
This article discusses the aspects of the organization of the educational process at the faculty of dentistry with the use of simulation technologies in the course of diploma and postgraduate training of students and dentists. Aspects of interrelation of phantom-simulation classes and the learning process based on the experience of the simulation center OF BSMU ARE considered.
modern medical education, simulation phantoms
В настоящей статье рассмотрены аспекты организации образовательного процесса на стоматологическом факультете с использованием симуляционных технологий в ходе дипломного и постдипломного обучения обучающихся. Рассмотрены аспекты взаимосвязи фантомно-симуляционных классов и процесса обучения, основанные на опыте симуляционного центра БГМУ.
Внедрение в жизнь приоритетных национальных программ в области охраны здоровья населения требует внимания к проблеме качества профессиональной подготовки обучающихся по специальности «стоматология». Диплом выпускников по специальности «стоматология общей практики», успешно прошедших первичную аккредитацию, дает право работы по окончании вуза самостоятельно врачом-стоматологом общей практики. Таким образом, окончившие вуз молодые специалисты законодательно получают возможность самостоятельного принятия решений и выполнения тех или иных полученных в ходе обучения манипуляций. Тем не менее на них в полной мере ложится правовая ответственность за все предпринятые действия. Реализация задач подразумевает формирование в ходе обучения определенных компетенций в виде способности в дальнейшем применять полученные знания, умения и владения [1—3].
Практические навыки формируются на основе анализа полученных в ходе обучения не только теоретических знаний, но и многократного повторения определенных мануальных действий. Тем не менее использование освоенных практических навыков обучающимся в ходе проведения комплексного обследования или проводимого лечения пациента исключает возможность ошибок, а в случае возникновения их запускаются правовые механизмы ответственности врача [4].
Внедрение в практическую подготовку обучающегося в медицинских вузах современных симуляционных технологий существенно способствует избежать совершения врачебных ошибок на пациенте, а фантомы и симуляторы позволяют довести до совершенства выполнение определенных навыков путем многократного повторения манипуляций [5]. Использование симуляционных методов в ходе обучения в настоящее время обязательно.
Цель исследования — анализ внедрения фантомно-симуляционного обучения для обучающихся на стоматологическом факультете БГМУ в плане их качественной профессиональной подготовки и оптимизации овладения практическими навыками по стоматологии.
Материалы и методы исследования
В БГМУ широкое внедрение симуляционных методов обучения у обучающихся начато в 2016 году, когда был сформирован симуляционный центр со станциями для проведения отработки практических навыков. Создание фантомно-симуляционного обучения определило необходимость внедрения их в учебный процесс додипломного и последипломного обучения с учетом ранее полученных практических навыков.
Результаты и их обсуждение
Обучение на стоматологическом факультете в университете основывается на преемственности с учетом уровня сложности образования и ранее полученных практических навыков, в результате этого формируется ступенчатая система фантомно-симуляционного образования.
Обучающиеся II курса отрабатывают методики обследования пациента и препарирование, III—V курсов и ординаторы — практические навыки по стоматологическому осмотру пациента, стоматологическому препарированию, анестезии в стоматологической практике, удалению зуба, пломбированию полости зуба, а также по сердечно-легочной реанимации.
На зачетных занятиях при подготовке к первичной аккредитации осуществляются тестовый контроль, оценка практических навыков и умений в симулированных условиях, решение кейс-заданий.
Выводы
- Применение фантомно-симуляционных технологий в обучении студентов приводит не только к хорошему усвоению теоретической части, но и качественному и полноценному овладению практическими навыками у обучающихся.
- Внедрение современных образовательных технологий, таких как 3D-технологии, фантомно-симуляционные методики, в медицинских вузах является важной необходимостью и позволяет перейти на качественно новый современный уровень.
1. Kadrovoe obespechenie zdravoohraneniya. Perehod k sisteme akkreditacii specialistov v Rossiyskoy Federacii / V. V. Viktorov, G. R. Basharova, M. F. Kabirova, O. S. Celousova, L. V. Volevach // Materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Tradicii i novacii v podgotovke kadrov v medicinskom VUZe: posvyaschaetsya 85-letnemu yubileyu BGMU». - Ufa, 2017. - S. 70-73.
2. Aspekty formirovaniya informacionnoy obrazovatel'noy sredy medicinskogo vuza / L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova, I. N. Usmanova, I. R. Usmanov // Elektronnye obrazovatel'nye tehnologii realizacii programm FGOS VO po podgotovke specialistov. materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Ufa, 2016. - S. 83-84.
3. Aktual'nost' sovershenstvovaniya manual'nyh navykov vrachey-stomatologov v sisteme poslediplomnogo obrazovaniya / I. N. Usmanova, L. P. Gerasimova, M. F. Kabirova,I. R. Usmanov // Elektronnye obrazovatel'nye tehnologii realizacii programm FGOS VO po podgotovke specialistov. materialy mezhvuzovskoy uchebno-metodicheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. - Ufa, 2016. - S. 244-245.
4. Vozmozhnosti sovremennyh tehnologiy v diagnostike funkcional'nyh narusheniy visochno-nizhnechelyustnogo sustava (obzor literatury) / I. S. Naydanova, Yu. L. Pisarevskiy, A. G. Shapovalov, I. Yu. Pisarevskiy // Problemy stomatologii. - 2018. - T. 14, № 4. - S. 6-13.
5. Opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva na stomatologicheskom fakul'tete UGMU / Yu. V. Mandra, S. E. Zholudev, E. N. Svetlakova, V. V. Karaseva // Problemy stomatologii. - 2017. - T. 13, № 3. - S. 100-104.