Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Россия
сотрудник
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
В этой статье обсуждаются аспекты организации учебного процесса на факультете стоматологии с использованием симуляционных технологий в ходе дипломной и аспирантской подготовки студентов и стоматологов. Рассмотрены аспекты взаимосвязи фантомно-имитационных классов и процесса обучения на основе опыта расчетного центра БСМУ.
Современное медицинское образование, имитационные фантомы
В настоящей статье рассмотрены аспекты организации образовательного процесса на стоматологическом факультете с использованием симуляционных технологий в ходе дипломного и постдипломного обучения обучающихся. Рассмотрены аспекты взаимосвязи фантомно-симуляционных классов и процесса обучения, основанные на опыте симуляционного центра БГМУ.
Внедрение в жизнь приоритетных национальных программ в области охраны здоровья населения требует внимания к проблеме качества профессиональной подготовки обучающихся по специальности «стоматология». Диплом выпускников по специальности «стоматология общей практики», успешно прошедших первичную аккредитацию, дает право работы по окончании вуза самостоятельно врачом-стоматологом общей практики. Таким образом, окончившие вуз молодые специалисты законодательно получают возможность самостоятельного принятия решений и выполнения тех или иных полученных в ходе обучения манипуляций. Тем не менее на них в полной мере ложится правовая ответственность за все предпринятые действия. Реализация задач подразумевает формирование в ходе обучения определенных компетенций в виде способности в дальнейшем применять полученные знания, умения и владения [1—3].
Практические навыки формируются на основе анализа полученных в ходе обучения не только теоретических знаний, но и многократного повторения определенных мануальных действий. Тем не менее использование освоенных практических навыков обучающимся в ходе проведения комплексного обследования или проводимого лечения пациента исключает возможность ошибок, а в случае возникновения их запускаются правовые механизмы ответственности врача [4].
Внедрение в практическую подготовку обучающегося в медицинских вузах современных симуляционных технологий существенно способствует избежать совершения врачебных ошибок на пациенте, а фантомы и симуляторы позволяют довести до совершенства выполнение определенных навыков путем многократного повторения манипуляций [5]. Использование симуляционных методов в ходе обучения в настоящее время обязательно.
Цель исследования — анализ внедрения фантомно-симуляционного обучения для обучающихся на стоматологическом факультете БГМУ в плане их качественной профессиональной подготовки и оптимизации овладения практическими навыками по стоматологии.
Материалы и методы исследования
В БГМУ широкое внедрение симуляционных методов обучения у обучающихся начато в 2016 году, когда был сформирован симуляционный центр со станциями для проведения отработки практических навыков. Создание фантомно-симуляционного обучения определило необходимость внедрения их в учебный процесс додипломного и последипломного обучения с учетом ранее полученных практических навыков.
Результаты и их обсуждение
Обучение на стоматологическом факультете в университете основывается на преемственности с учетом уровня сложности образования и ранее полученных практических навыков, в результате этого формируется ступенчатая система фантомно-симуляционного образования.
Обучающиеся II курса отрабатывают методики обследования пациента и препарирование, III—V курсов и ординаторы — практические навыки по стоматологическому осмотру пациента, стоматологическому препарированию, анестезии в стоматологической практике, удалению зуба, пломбированию полости зуба, а также по сердечно-легочной реанимации.
На зачетных занятиях при подготовке к первичной аккредитации осуществляются тестовый контроль, оценка практических навыков и умений в симулированных условиях, решение кейс-заданий.
Выводы
- Применение фантомно-симуляционных технологий в обучении студентов приводит не только к хорошему усвоению теоретической части, но и качественному и полноценному овладению практическими навыками у обучающихся.
- Внедрение современных образовательных технологий, таких как 3D-технологии, фантомно-симуляционные методики, в медицинских вузах является важной необходимостью и позволяет перейти на качественно новый современный уровень.
1. Кадровое обеспечение здравоохранения. Переход к системе аккредитации специалистов в Российской Федерации / В. В. Викторов, Г. Р. Башарова, М. Ф. Кабирова, О. С. Целоусова, Л. В. Волевач // Материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием «Традиции и новации в подготовке кадров в медицинском ВУЗе: посвящается 85-летнему юбилею БГМУ». - Уфа, 2017. - С. 70-73.
2. Аспекты формирования информационной образовательной среды медицинского вуза / Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова, И. Н. Усманова, И. Р. Усманов // Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов. материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. - Уфа, 2016. - С. 83-84.
3. Актуальность совершенствования мануальных навыков врачей-стоматологов в системе последипломного образования / И. Н. Усманова, Л. П. Герасимова, М. Ф. Кабирова,И. Р. Усманов // Электронные образовательные технологии реализации программ ФГОС ВО по подготовке специалистов. материалы межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. - Уфа, 2016. - С. 244-245.
4. Возможности современных технологий в диагностике функциональных нарушений височно-нижнечелюстного сустава (обзор литературы) / И. С. Найданова, Ю. Л. Писаревский, А. Г. Шаповалов, И. Ю. Писаревский // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 6-13.
5. Опыт международного сотрудничества на стоматологическом факультете УГМУ / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Е. Н. Светлакова, В. В. Карасева // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 3. - С. 100-104.