TESTING OF MANUAL SKILLS ON THE REMOVED TEETH AND ITS ROLE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF DENTAL STUDENTS OF SENIOR COURSES
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The dental profession involves precise hand-eye coordination and well-developed fine motor skills. Simulation centers of practical training at dental faculties of medical universities provide an opportunity to repeatedly work out a particular manipulation. At the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases of the Ural state medical University, during practical training, prior to the treatment of a particular patient, senior students work out manual skills on the removed teeth. We conducted a study to determine the role of manual skills development on the removed teeth in the formation of professional competencies. An anonymous survey of senior dental students was conducted. Analysis of the study showed that practicing of manual skills, prior to treatment of the patient, removed teeth allows the student to learn the necessary manipulations to prepare for the reception of the patient and to eliminate disturbance.

Keywords:
manual skills, removed teeth, simulation course, professional competence
Text
Publication text (PDF): Read Download

Главная задача современного стоматологического образования — это подготовка квалифицированного врача, владеющего комплексом профессиональных компетенций [1]. Профессия стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве с мелким колюще-режущим, вращательным инструментом  требует от врача-стоматолога ювелирной точности и  выдержки. Симуляционные центры практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания,  а значит,  трансформировать их в умения и навыки [2, 3].

Опытные педагоги считают, что необходимо наличие у каждого студента своего стоматологического фантома, который без труда внедряется в общую систему учебного стоматологического модуля. Качество выполненных работ на индивидуальном фантоме должно являться одним из основных критериев сформированности профессиональных компетенций, а также допуском к работе с реальными пациентами [4]. На кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Уральского государственного медицинского университета во время практических занятий, до начала лечения конкретного пациента, студенты старших курсов отрабатывают мануальные навыки на удаленных зубах. Использование удаленных зубов позволяет в условиях реальной анатомии освоить манипуляции, предстоящие в лечении пациента. Студенты имеют возможность выбрать зуб той же групповой принадлежности, что и зуб, который планируется лечить у пациента. Это позволяет заранее, в спокойной обстановке, под  контролем преподавателя отработать алгоритм лечения [5].

Цель исследования определить роль отработки мануальных навыков, предшествующих лечению, на удаленных зубах в формировании  профессиональных компетенций у студентов старших курсов.

Материалы и методы исследования

На кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний проведено анонимное анкетирование 72 студентов 4 и 5 курсов. Анкета состояла из вопросов закрытого типа и включала три блока: вопросы, касающиеся целесообразности использования удаленных зубов на практических занятиях; вопросы, касающиеся эффекта использования удаленных зубов для отработки мануальных навыков, необходимых при лечении осложненного и неосложненного кариеса; вопросы, касающиеся  эффекта тренировки на  удаленных зубах, для снятия психологического напряжения и страха перед приемом  пациентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов анкетирования показал, что в 100 % случаев студенты отмечают необходимость использования удаленных зубов на практических занятиях. Отсутствие страха совершить ошибку, возможность отрепетировать планируемые манипуляции в условиях реальной анатомии, возможность многократного повторения сложных манипуляций — положительные моменты, которые были единодушно отмечены всеми студентами.

Отработку мануальных навыков на удаленных зубах перед лечением кариеса у пациентов считают необходимой 97 % студентов. Основными причинами для использования удаленных зубов в данном случае указываются страх перед препарированием с опасением вскрыть пульповую камеру (89 %), а также желание понять необходимый объем иссечения при некрэктомии (90 %).

Отработку мануальных навыков  на удаленных зубах перед лечением осложненного кариеса у пациента считают необходимой 100 % студентов. Основными причинами для использования удаленных зубов в данном случае указываются страх перед эндодонтическим лечением (75 %), непонимание анатомии эндодонта и желание визуализировать топографию пульпы (86 %), закрепить теоретические знания по обработке корневых каналов  (86 %).

Положительный психологический эффект работы на удаленных зубах — исчезновение либо снижение чувства неуверенности и страха перед лечением пациента – отмечен 78 % студентов.

Выводы

1. Отработка мануальных навыков, предшествующих лечению пациента, с использованием удаленных зубов, необходима на протяжении всего времени обучения.

2. Возможность отработки мануальных навыков на удаленном зубе, аналогичном зубу, требующему лечения у пациента, позволяет отработать манипуляции, необходимые в каждой конкретной клинической ситуации, а также снизить страх и неуверенность студента.

References

1. Elovikova, T. M. Tehnologii kouchinga v uchebnom processe na kafedre terapevticheskoy stomatologii: innovacii konservativnoy parodontologii / T. M. Elovikova, G. I. Ron' // Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. - 2017. - № 4. - S. 14-16.

2. Milova, E. V. Simulyacionnye tehnologii v formirovanii professional'nyh kompetenciy po special'nosti stomatologiya / E. V. Milova, T. V. Kubrushko, M. A. Baroyan // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovaniy. - 2014. - № 1-2. - S. 250-251.

3. Mihal'chenko, D. V. Rol' simulyacionnogo obucheniya v sisteme podgotovki vracha-stomatologa na primere fantomnogo centra Volgogradskogo medicinskogo universiteta / D. V. Mihal'chenko, A. V. Mihal'chenko, A. V. Poroshin // Fundamental'nye issledovaniya. - 2013. - № 3, Ch. 1. - S. 126-128.

4. Rol' simulyacionnyh tehnologiy v formirovanii professional'nyh kompetenciy studentov-stomatologov / E. V. Fel'ker, I. L. Brovkina, A. A. Kryukov [i dr.] // Mezhdunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. - 2015. - № 4-2. - S. 394-395.

5. Zholudev, S. E. Mezhdunarodnyy lektoriy kak etap podgotovki specialistov stomatologicheskogo profilya / S. E. Zholudev, Yu. V. Mandra // Problemy stomatologii. -2015. - № 2. - S. 55.

Login or Create
* Forgot password?