ОТРАБОТКА МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УДАЛЕННЫХ ЗУБАХ И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ СТАРШИХ КУРСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Стоматологическая профессия предполагает точную координацию рук и глаз и хорошо развитую тонкую моторику. Симуляционные центры практического обучения на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность многократно отработать ту или иную манипуляцию. На кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Уральского государственного медицинского университета, во время практического обучения, перед лечением конкретного пациента, старшие студенты отработают ручные навыки по отторжению зубов. Мы провели исследование, чтобы определить роль развития ручных навыков на снятых зубах в формировании профессиональных компетенций. Был проведен анонимный опрос старших стоматологов. Анализ исследования показал, что отрабатывание ручных навыков, перед лечением пациента, удаляемые зубы позволяют ученику узнать необходимые манипуляции для подготовки к приему пациента и устранения нарушений.

Ключевые слова:
Навыки ручной работы, удаление зубов, курс симуляции, профессиональная компетентность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Главная задача современного стоматологического образования — это подготовка квалифицированного врача, владеющего комплексом профессиональных компетенций [1]. Профессия стоматолога предполагает точную зрительно-моторную координацию и хорошо развитую мелкую моторику рук. Работа в ограниченном пространстве с мелким колюще-режущим, вращательным инструментом  требует от врача-стоматолога ювелирной точности и  выдержки. Симуляционные центры практической подготовки на стоматологических факультетах медицинских вузов дают возможность неоднократно отработать ту или иную манипуляцию, что позволяет снять страх, добавить уверенности, закрепить полученные теоретические знания,  а значит,  трансформировать их в умения и навыки [2, 3].

Опытные педагоги считают, что необходимо наличие у каждого студента своего стоматологического фантома, который без труда внедряется в общую систему учебного стоматологического модуля. Качество выполненных работ на индивидуальном фантоме должно являться одним из основных критериев сформированности профессиональных компетенций, а также допуском к работе с реальными пациентами [4]. На кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Уральского государственного медицинского университета во время практических занятий, до начала лечения конкретного пациента, студенты старших курсов отрабатывают мануальные навыки на удаленных зубах. Использование удаленных зубов позволяет в условиях реальной анатомии освоить манипуляции, предстоящие в лечении пациента. Студенты имеют возможность выбрать зуб той же групповой принадлежности, что и зуб, который планируется лечить у пациента. Это позволяет заранее, в спокойной обстановке, под  контролем преподавателя отработать алгоритм лечения [5].

Цель исследования определить роль отработки мануальных навыков, предшествующих лечению, на удаленных зубах в формировании  профессиональных компетенций у студентов старших курсов.

Материалы и методы исследования

На кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний проведено анонимное анкетирование 72 студентов 4 и 5 курсов. Анкета состояла из вопросов закрытого типа и включала три блока: вопросы, касающиеся целесообразности использования удаленных зубов на практических занятиях; вопросы, касающиеся эффекта использования удаленных зубов для отработки мануальных навыков, необходимых при лечении осложненного и неосложненного кариеса; вопросы, касающиеся  эффекта тренировки на  удаленных зубах, для снятия психологического напряжения и страха перед приемом  пациентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов анкетирования показал, что в 100 % случаев студенты отмечают необходимость использования удаленных зубов на практических занятиях. Отсутствие страха совершить ошибку, возможность отрепетировать планируемые манипуляции в условиях реальной анатомии, возможность многократного повторения сложных манипуляций — положительные моменты, которые были единодушно отмечены всеми студентами.

Отработку мануальных навыков на удаленных зубах перед лечением кариеса у пациентов считают необходимой 97 % студентов. Основными причинами для использования удаленных зубов в данном случае указываются страх перед препарированием с опасением вскрыть пульповую камеру (89 %), а также желание понять необходимый объем иссечения при некрэктомии (90 %).

Отработку мануальных навыков  на удаленных зубах перед лечением осложненного кариеса у пациента считают необходимой 100 % студентов. Основными причинами для использования удаленных зубов в данном случае указываются страх перед эндодонтическим лечением (75 %), непонимание анатомии эндодонта и желание визуализировать топографию пульпы (86 %), закрепить теоретические знания по обработке корневых каналов  (86 %).

Положительный психологический эффект работы на удаленных зубах — исчезновение либо снижение чувства неуверенности и страха перед лечением пациента – отмечен 78 % студентов.

Выводы

1. Отработка мануальных навыков, предшествующих лечению пациента, с использованием удаленных зубов, необходима на протяжении всего времени обучения.

2. Возможность отработки мануальных навыков на удаленном зубе, аналогичном зубу, требующему лечения у пациента, позволяет отработать манипуляции, необходимые в каждой конкретной клинической ситуации, а также снизить страх и неуверенность студента.

Список литературы

1. Еловикова, Т. М. Технологии коучинга в учебном процессе на кафедре терапевтической стоматологии: инновации консервативной пародонтологии / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2017. – № 4. – С. 14–16.

2. Милова, Е. В. Симуляционные технологии в формировании профессиональных компетенций по специальности стоматология / Е. В. Милова, Т. В. Кубрушко, М. А. Бароян // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 1-2. – С. 250–251.

3. Михальченко, Д. В. Роль симуляционного обучения в системе подготовки врача-стоматолога на примере фантомного центра Волгоградского медицинского университета / Д. В. Михальченко, А. В. Михальченко, А. В. Порошин // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 3, Ч. 1. – С. 126–128.

4. Роль симуляционных технологий в формировании профессиональных компетенций студентов-стоматологов / Е. В. Фелькер, И. Л. Бровкина, А. А. Крюков [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4-2. – С. 394–395.

5. Жолудев, С. Е. Международный лекторий как этап подготовки специалистов стоматологического профиля / С. Е. Жолудев, Ю. В. Мандра // Проблемы стоматологии. –2015. – № 2. – С. 55.