Ekaterinburg, Russian Federation
Ekaterinburg, Russian Federation
The structure and system of dental education includes the training of doctors with knowledge, skills, skills that can be applied in professional activities. Research work of students, is a continuation of educational and research work, is organized directly at the departments and is especially relevant in the aspect of interdepartmental integration. The results of interdepartmental integration of two dental departments are analyzed. Teachers from each of the two departments determine the subject, the purpose of the study, its methods, expected results. Students-researchers under the supervision of scientific supervisors use basic and additional methods of research of patients: questioning, examination, examination, observation according to the Protocol of management of the patient with a certain nosological form. The results of the study and the formulation of conclusions complete the work, which results in scientific articles; students 'presentations at joint meetings of departments, as well as students' participation with reports at the final scientific conference of students.
inter-departmental integration, students-dentists
Структура и системность стоматологического образования включает обоснование эффективности подготовки врачей, обладающих знаниями, умениями, навыками, которые могут применять в профессиональной деятельности. Стоматология как специальность разделяется на несколько дисциплин: терапевтическая, ортопедическая, хирургическая, детская, ортодонтия. Специалист-стоматолог должен быть в курсе современных возможностей этих дисциплин при оказании комплексной квалифицированной помощи пациентам. Поэтому не случайно мы рассматриваем междисциплинарную межкафедральную интеграцию (МИ) как концепцию дидактического и целостного образовательного процесса. Это подразумевает объединение знаний, убеждений и практического действия на всех этапах подготовки специалиста-стоматолога, особенно по вопросам, находящимся на стыке дисциплин [4—7].
В настоящее время феномен МИ является предметом многих исследований в различных аспектах науки, что объясняется ее фундаментальностью и многоаспектностью [1—4].
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), являясь продолжением учебно-исследовательской работы, организуется непосредственно на кафедрах и особенно актуальна в аспекте МИ. На каждой кафедре НИРС представляет собой фрагментарную интеграцию, которая используется на практическом и дополнительном занятии, тогда как МИ подразумевает решение большего числа задач [1, 4—7]. МИ играет и образовательную, и воспитательную роль [5—7].
Одним из важных направлений научно-практических исследований в мире является профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта, рациональная подготовка полости рта к протезированию и восстановление жевания как функционального феномена зубочелюстной системы [10]. Актуальным аспектом в этом плане является также специализированная помощь пациентам с соматическими проблемами, находящимся на этапах химио- и лучевой терапии. Задачи НИРС — это прежде всего освоение современных методик в изучении этих явлений [1, 5, 7, 8].
Цель исследования — анализ МИ НИРС студентов-стоматологов на кафедрах терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний (КТСПСЗ) и ортопедической стоматологии и стоматологии общей практики (КОССОП) Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).
Материалы и методы исследования
Проанализированы МИ НИРС КТСПСЗ и КОССОП. Дизайн МИ НИРС представлен следующим образом: преподаватели (научные руководители) с каждой из двух кафедр определяют предмет, цель исследования, его методологию, ожидаемые результаты. Так, целями исследования могут быть выявление особенностей состояния полости рта пациентов с хроническим пародонтитом и бисфосфонатным остеонекрозом челюстей (БОНЧ) на фоне послеоперационной химиотерапии после применения двух отечественных ополаскивателей для полости рта (ОПЛПР) и оценка изменений водородного показателя и минерализующей способности смешанной слюны (СС) после курсового последовательного использования этих ОПЛР [9].
При сборе фактов используются основные и дополнительные методы исследования: расспрос, осмотр, обследование, наблюдение по протоколу ведения больного с определенной нозологической формой — «модель пациента». Студенты-исследователи под контролем научных руководителей с каждой кафедры проводят литературный поиск по интересующей проблеме. Изучают и анализируют литературу отечественных и зарубежных авторов, при этом порой самостоятельно переводят иностранные источники на русский язык [11].
Начальные этапы НИРС: создание ядра научного исследования, формирование «предэкспериментального среза», осуществление «постэкспериментального среза», моделирование путей его регистрации [4, 6, 7]. Последующие этапы НИРС: работа по обработке полученных результатов, объективизация материала, его описание, оформление документов проведенного исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций для пациентов, студентов, медицинского персонала [1, 8].
Результаты исследования и их обсуждение
Для осуществления МИ НИРС необходимо соблюдать ряд условий: четкость в объектах исследования: студенты-стоматологи обследуют пациентов на КТСПСЗ и КОССОП; применение одинаковых методов: обследование пациентов по протоколу ведения больного с соответствующим заболеванием [1, 5, 8]; применение общих концепций, знаний, умений и навыков.
На КТСПСЗ и КОССОП студенты проводят обследование пациентов, заполняют истории болезни (карты стоматологического обследования), оценивают гигиену полости рта, применяя индекс гигиены Грина—Вермильона (ИГ); для характеристики воспаления десны — индекс гингивита РМА (Parma) и индекс кровоточивости (ИК Мюллемана); проводят исследование смешанной слюны (до и после однократного и курсового ежедневного использования двух ОПЛПР) по следующим параметрам: качественный анализ секрета (характеристика цвета, прозрачности), определение включений, вязкости, значения рН, показателей сиалометрии (СМ) за 10 минут. Оценивают очищающее, противовоспалительное и кровоостанавливающее действие на основании динамики изменения указанных индексов, которые определяют при контрольных осмотрах: перед началом исследования, через 7, 14 и 28 дней. Расчет редукции индексов осуществляется по стандартной схеме. Исходные данные каждого участника исследования служат контролем. Оценку органолептических свойств исследуемой ЛПЗП проводят путем анкетирования участников [4—6, 8] (рис.1).
|
|
|
|
|
|
Рис.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов
Раздел «Результаты исследования и их обсуждение», а также формулирование выводов завершают работу, которая выливается в научно-исследовательские статьи, публикуемые в сборниках НОМУС УГМУ и других специализированных изданиях. Проведение совместных конференций кафедр, выступление на них с докладами важно для систематизации и уточнения дальнейших перспектив в работе студентов, а также создания атмосферы сотрудничества и внимания к проблеме. Важной задачей МИ НИРС является последовательный переход учебной деятельности в УИРС, а затем в НИРС. Таким образом реализуется принцип «научения через НИРС».
Студенты выступают также с сообщениями на итоговой конференции НОМУС. Это требует дополнительной подготовки докладчиков, расширения их кругозора, знаний и умений по терапевтической и ортопедической стоматологии. Студент должен также приложить знания и умения работы с компьютером при оформлении красочной и информативной мультимедийной презентации. Кроме того, приобретается ценный опыт публичных выступлений перед большой аудиторией слушателей.
Выводы
1. МИ НИРС — одна из эффективных структур решения комплексной проблемы, осуществления конкретной полезной деятельности будущего врача-стоматолога.
2. МИ НИРС — необходимый процесс современного образования, одна из эффективных форм реализации межпредметных взаимосвязей при изучении комплексной проблемы.
3. МИ НИРС — это основа творческого развития личности студента и его самореализации.
4. МИ НИРС — залог успешного плодотворного научного сотрудничества преподавателей разных кафедр университета.
1. Vliyanie otechestvennogo opolaskivatelya na sostoyanie rotovoy zhidkosti i slizistoy obolochki polosti rta u pacientki s rakom yazyka na etape posleoperacionnoy luchevoy terapii / A. D. Basargina, M. V. Smirnov, V. V. Karaseva, T. M. Elovikova // Aktual'nye voprosy sovremennoy medicinskoy nauki i zdravoohraneniya : materialy II Mezhdunar. (72 Vserossiyskoy) nauch.-prakt. konf. molodyh uchenyh i studentov, II Vserossiyskogo foruma medicinskih i farmacevticheskih vuzov «Za kachestvennoe obrazovanie», Ekaterinburg, 12-14 aprelya, 2017 g. - Ekaterinburg : UGMU, 2017. - S. 37-43.
2. Elovikova, T. M. Stomatologicheskaya aktivnost' studentov-stomatologov kak faktor professional'nogo stanovleniya lichnosti / T. M. Elovikova // Stomatologiya Bol'shogo Urala : III Vseros. rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii / pod red. O. P. Kovtun ; Ural'skiy gosudarstvennyy medicinskiy universitet, Institut geologii i geohimii im. akademika Zavarickogo, Institut organicheskogo sinteza im. akademika I. Ya. Postovskogo. - Ekaterinburg, 2015. - S. 65-67.
3. Primenenie tehnologii kouchinga v formirovanii zdorovogo obraza zhizni i motivacii k gigiene polosti rta u starshekursnikov stomatologicheskogo fakul'teta / T. M. Elovikova, I. A. Martyusheva, D. S. Rylov, G. I. Ron' // Stomatologiya Bol'shogo Urala : materialy Mezhdunar. kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii. - 2017. - S. 149-150.
4. Elovikova, T. M. Mezhdisciplinarnaya integraciya kak element razvitiya nauchno-issledovatel'skoy raboty i formirovaniy individual'nyh obrazovatel'nyh traektoriy studentov-stomatologov / T. M. Elovikova, G. I. Ron' // Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta. - 2016. - № 4. - S. 50-53.
5. Elovikova, T. M. Pedagogicheskie aspekty parodontologii: samoocenka kachestva podgotovki vypusknikov ugmu po manual'nym navykam / T. M. Elovikova, G. I. Ron' // Stomatologiya Bol'shogo Urala : materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii. - 2017. - S. 146-148.
6. Elovikova, T. M. Mezhdisciplinarnaya integraciya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov-stomatologov v obrazovatel'nom processe UGMU / T. M. Elovikova, G. I. Ron', S. S. Grigor'ev // Stomatologiya Bol'shogo Urala : materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii. - 2017. - S. 143-146.
7. Uchebnaya i nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov-stomatologov v aspekte mezhkafedral'noy integracii UGMU / T. M. Elovikova, G. I. Ron', S. E. Zholudev, V. V. Karaseva // Materialy XXIV Mezhdunarodnogo yubileynogo simpoziuma "Innovacionnye tehnologii v stomatologii", posvyaschennogo 60-letiyu stomatologicheskogo fakul'teta Omskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta : sbornik statey / otv. red. G. I. Skripkina. - 2017. - S. 156-158.
8. The expiriens resulting from the perfomance of professionsl oral cavity hygiene in patient whith a chronic periodontitis in combination whith a medication-associated osteonecrosis of the jaw / T. M. Elovikova, V. V. Karaseva, E. Y. Ermishina, M. E. Shimova, Ia. S. Skurikhina // Actual problems in dentistry. - 2019. - № 3. - P. 28-33.
9. Mezhdunarodnaya stazhirovka na stomatologicheskom fakul'tete UGMU - chast' obrazovatel'nogo processa / Yu. V. Mandra, S. E. Zholudev, E. N. Svetlakova, A. V. Legkih, M. S. Mirzoeva, P. M. Nersesyan, Yu. A. Boldyrev, P. A. Koleda, M. V. Sarapul'ceva // Problemy stomatologii. - 2018. - T. 14, № 3. - S. 109-114.
10. Ron', G. I. Transformaciya motiviruyuschih faktorov k polucheniyu professional'nyh navykov v processe obucheniya / G. I. Ron', A. A. Epishova // Problemy stomatologii. - 2018. - T. 14, № 4. - S. 131-137.
11. Opyt mezhdunarodnogo sotrudnichestva na stomatologicheskom fakul'tete UGMU / Yu. V. Mandra, S. E. Zholudev, E. N. Svetlakova, V. V. Karaseva // Problemy stomatologii. - 2017. - T. 13, № 3. - S. 100-104.