РОЛЬ МЕЖКАФЕДРАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ УГМУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Структура и система стоматологического образования включает в себя подготовку врачей, обладающих знаниями, навыками, которые могут быть применены в профессиональной деятельности. Исследовательская работа студентов, является продолжением учебно-исследовательской работы, организована непосредственно на факультетах и особенно актуальна в аспекте межведомственной интеграции. Проанализированы результаты межведомственной интеграции двух стоматологических отделений. Преподаватели каждого из двух факультетов определяют предмет, цель исследования, его методы, ожидаемые результаты. Студенты-исследователи под наблюдением научных наблюдателей используют основные и дополнительные методы исследования пациентов: опрос, экспертиза, экспертиза, наблюдение согласно Протоколу управления пациентом с определенной нозологической формой. Результаты исследования и формулирование выводов завершают работу, по результатам которой выходят научные статьи; Выступления студентов на совместных заседаниях кафедр, а также участие студентов с докладами на итоговой научной конференции студентов.

Ключевые слова:
межведомственная интеграция, студенты-дантисты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Структура и системность стоматологического образования включает обоснование эффективности подготовки врачей, обладающих знаниями, умениями, навыками, которые могут применять в профессиональной деятельности. Стоматология как специальность разделяется на несколько дисциплин: терапевтическая, ортопедическая, хирургическая, детская, ортодонтия. Специалист-стоматолог должен быть в курсе современных возможностей этих дисциплин при оказании комплексной квалифицированной помощи пациентам. Поэтому не случайно мы рассматриваем междисциплинарную межкафедральную интеграцию (МИ) как концепцию дидактического и целостного образовательного процесса. Это подразумевает объединение знаний, убеждений и практического действия на всех этапах подготовки специалиста-стоматолога, особенно по вопросам, находящимся на стыке дисциплин [4—7].

В настоящее время феномен МИ является предметом многих исследований в различных аспектах науки, что объясняется ее фундаментальностью и многоаспектностью [1—4].

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), являясь продолжением учебно-исследовательской работы, организуется непосредственно на кафедрах и особенно актуальна в аспекте МИ. На каждой кафедре НИРС представляет собой фрагментарную интеграцию, которая используется на практическом и дополнительном занятии, тогда как МИ подразумевает решение большего числа задач [1, 4—7]. МИ играет и образовательную, и воспитательную роль [5—7]. 

Одним из важных направлений научно-практических исследований в мире является профилактика кариеса и воспалительных заболеваний пародонта, рациональная подготовка полости рта к протезированию и восстановление жевания как функционального феномена зубочелюстной системы [10]. Актуальным аспектом в этом плане является также специализированная помощь пациентам с соматическими проблемами, находящимся на этапах химио- и лучевой терапии. Задачи НИРС — это прежде всего освоение современных методик в изучении этих явлений [1, 5, 7, 8].

Цель исследования — анализ МИ НИРС студентов-стоматологов на кафедрах терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний (КТСПСЗ) и  ортопедической стоматологии и стоматологии общей практики (КОССОП) Уральского государственного медицинского университета (УГМУ).

Материалы и методы исследования

Проанализированы МИ НИРС КТСПСЗ и КОССОП. Дизайн МИ НИРС представлен следующим образом: преподаватели (научные руководители) с каждой из двух кафедр определяют предмет, цель исследования, его методологию, ожидаемые результаты. Так, целями исследования могут быть выявление особенностей состояния полости рта пациентов с хроническим пародонтитом и бисфосфонатным остеонекрозом челюстей (БОНЧ) на фоне послеоперационной химиотерапии после применения двух отечественных ополаскивателей для полости рта (ОПЛПР) и оценка изменений водородного показателя и минерализующей способности смешанной слюны (СС) после курсового последовательного использования этих ОПЛР [9].

При сборе фактов используются основные и дополнительные методы исследования: расспрос, осмотр, обследование, наблюдение по протоколу ведения больного с определенной нозологической формой — «модель пациента». Студенты-исследователи под контролем научных руководителей с каждой кафедры проводят литературный поиск по интересующей проблеме. Изучают и анализируют литературу отечественных и зарубежных авторов, при этом порой самостоятельно переводят иностранные источники на русский язык [11].

Начальные этапы НИРС: создание ядра научного исследования, формирование «предэкспериментального среза», осуществление «постэкспериментального среза», моделирование путей его регистрации [4, 6, 7]. Последующие этапы НИРС: работа по обработке полученных результатов, объективизация материала, его описание, оформление документов проведенного исследования, формулирование выводов и практических рекомендаций для пациентов, студентов, медицинского персонала [1, 8].

Результаты исследования и их обсуждение

Для осуществления МИ НИРС необходимо соблюдать ряд условий: четкость в объектах исследования: студенты-стоматологи обследуют пациентов на КТСПСЗ и КОССОП; применение одинаковых методов: обследование пациентов по протоколу ведения больного с соответствующим заболеванием [1, 5, 8]; применение общих концепций, знаний, умений и навыков.

На КТСПСЗ и КОССОП студенты проводят обследование пациентов, заполняют истории болезни (карты стоматологического обследования), оценивают гигиену полости рта, применяя  индекс гигиены Грина—Вермильона (ИГ); для характеристики воспаления десны — индекс гингивита РМА (Parma) и индекс кровоточивости (ИК Мюллемана); проводят исследование смешанной слюны (до и после однократного и курсового ежедневного использования двух ОПЛПР) по следующим параметрам: качественный анализ секрета  (характеристика цвета, прозрачности), определение включений, вязкости, значения рН, показателей сиалометрии (СМ) за 10 минут. Оценивают очищающее, противовоспалительное и кровоостанавливающее действие на основании динамики изменения указанных индексов, которые определяют при контрольных осмотрах: перед началом исследования, через 7, 14 и 28 дней. Расчет редукции индексов осуществляется по стандартной схеме. Исходные данные каждого участника исследования служат контролем. Оценку органолептических свойств исследуемой ЛПЗП проводят путем анкетирования участников [4—6, 8] (рис.1).

Рис.1. Этапы научно-исследовательской работы студентов

Раздел «Результаты исследования и их обсуждение», а также формулирование выводов завершают работу, которая выливается в научно-исследовательские статьи, публикуемые в сборниках НОМУС УГМУ и других специализированных изданиях. Проведение совместных конференций кафедр, выступление на них с докладами важно для систематизации и уточнения дальнейших перспектив в работе студентов, а также создания атмосферы сотрудничества и внимания к проблеме. Важной задачей МИ НИРС является последовательный переход учебной деятельности в УИРС, а затем в НИРС. Таким образом реализуется принцип «научения через НИРС».

Студенты выступают также с сообщениями на итоговой конференции НОМУС. Это требует дополнительной подготовки докладчиков, расширения их кругозора, знаний и умений по терапевтической и ортопедической стоматологии. Студент должен также приложить знания и умения работы с компьютером при оформлении красочной и информативной мультимедийной презентации. Кроме того, приобретается ценный опыт публичных выступлений перед большой аудиторией слушателей.

Выводы

1. МИ НИРС — одна из эффективных структур решения комплексной проблемы, осуществления конкретной полезной деятельности будущего врача-стоматолога.

2. МИ НИРС — необходимый процесс современного образования, одна из эффективных форм реализации межпредметных взаимосвязей при изучении комплексной проблемы.

3. МИ НИРС — это основа творческого развития личности студента и его самореализации.

4. МИ НИРС — залог успешного плодотворного научного сотрудничества преподавателей разных кафедр университета.

Список литературы

1. Влияние отечественного ополаскивателя на состояние ротовой жидкости и слизистой оболочки полости рта у пациентки с раком языка на этапе послеоперационной лучевой терапии / А. Д. Басаргина, М. В. Смирнов, В. В. Карасева, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы II Междунар. (72 Всероссийской) науч.-практ. конф. молодых ученых и студентов, II Всероссийского форума медицинских и фармацевтических вузов «За качественное образование», Екатеринбург, 12-14 апреля, 2017 г. – Екатеринбург : УГМУ, 2017. – С. 37–43.

2. Еловикова, Т. М. Стоматологическая активность студентов-стоматологов как фактор профессионального становления личности / Т. М. Еловикова // Стоматология Большого Урала : III Всерос. рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии / под ред. О. П. Ковтун ; Уральский государственный медицинский университет, Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого, Институт органического синтеза им. академика И. Я. Постовского. – Екатеринбург, 2015. – С. 65–67.

3. Применение технологии коучинга в формировании здорового образа жизни и мотивации к гигиене полости рта у старшекурсников стоматологического факультета / Т. М. Еловикова, И. А. Мартюшева, Д. С. Рылов, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала : материалы Междунар. конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 149–150.

4. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция как элемент развития научно-исследовательской работы и формирований индивидуальных образовательных траекторий студентов-стоматологов / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2016. – № 4. – С. 50–53.

5. Еловикова, Т. М. Педагогические аспекты пародонтологии: самооценка качества подготовки выпускников угму по мануальным навыкам / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 146–148.

6. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентов-стоматологов в образовательном процессе УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 143–146.

7. Учебная и научно-исследовательская работа студентов-стоматологов в аспекте межкафедральной интеграции УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. Е. Жолудев, В. В. Карасева // Материалы XXIV Международного юбилейного симпозиума "Инновационные технологии в стоматологии", посвященного 60-летию стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета : сборник статей / отв. ред. Г. И. Скрипкина. – 2017. – С. 156–158.

8. The expiriens resulting from the perfomance of professionsl oral cavity hygiene in patient whith a chronic periodontitis in combination whith a medication-associated osteonecrosis of the jaw / T. M. Elovikova, V. V. Karaseva, E. Y. Ermishina, M. E. Shimova, Ia. S. Skurikhina // Actual problems in dentistry. – 2019. – № 3. – P. 28–33.

9. Международная стажировка на стоматологическом факультете УГМУ ― часть образовательного процесса / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Е. Н. Светлакова, А. В. Легких, М. С. Мирзоева, П. М. Нерсесян, Ю. А. Болдырев, П. А. Коледа, М. В. Сарапульцева // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 3. – С. 109–114.

10. Ронь, Г. И. Трансформация мотивирующих факторов к получению профессиональных навыков в процессе обучения / Г. И. Ронь, А. А. Епишова // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 4. – С. 131–137.

11. Опыт международного сотрудничества на стоматологическом факультете УГМУ / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Е. Н. Светлакова, В. В. Карасева // Проблемы стоматологии. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 100–104.