OPTIMIZATION OF PRODUCTION PRACTICES FOR DENTISTRY THE TRAINING OF STUDENTS SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE AS A DETERMINING STAGE IN THE FORMATION OF A FUTURE SPECIALIST
Section: EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article analyzes the organization and conduct of scientific and practical conference for students of the third and fourth year of dental faculty in terms of their professional training and optimization of practical practice in therapeutic dentistry on the basis of practical health care institutions with the involvement of practitioners.

Keywords:
scientific-practical conference, summer industrial practice, therapeutic dentistry
Text
Publication text (PDF): Read Download

Профессиональные знания и формирующиеся профессиональные навыки, повышение психологической устойчивости, коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта и способности к личностному самосовершенствованию — это новые требования к подготовке врачей-стоматологов, специалистов, которые выходят сегодня на первое место, как важнейшие аспекты современного образования и запросы, выдвигаемые учреждениями практического здравоохранения [1, 2, 4—8]. От специалиста, врача-стоматолога требуются не только умение принимать ответственные решения, но и способность быстро адаптироваться в меняющейся обстановке, справляться с решением нетрадиционных задач и т.д. [1, 2, 6—8]. Главной целью медицинского образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к самореализации и самоопределению в условиях современной России, обладающей развитым чувством ответственности. [2, 3, 6, 8]. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности отражается в Законе РФ «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [5, 6]. При этом важнейшим этапом учебного процесса является производственная практика (ПП) как связующее звено между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студента [1, 2, 4—7]. ПП способствует как приобретению необходимых знаний, умений, профессиональных компетенций, готовности к самостоятельной работе, принятию ответственных решений, так и формированию у студентов клинического мышления, развивает коммуникативные навыки взаимодействия с медицинскими работниками и пациентами. С целью формирования потребности к развитию творческого профессионального мышления, мотивации познавательной деятельности необходимо совместное участие врачей практического здравоохранения и студентов в подготовке и организации научно-практической конференции (НПК) [1, 2—6, 8].

Цель исследования анализ организации и проведения НПК для студентов третьего и четвертого курсов стоматологического факультета в плане их профессиональной подготовки и оптимизации производственной практики по терапевтической стоматологии на базе учреждений практического здравоохранения с привлечением практикующих врачей.

Материалы и методы исследования

НПК для студентов третьего и четвертого курсов стоматологического факультета была организована сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ и МАУ «Стоматологическая поликлиника № 12». НПК проведена 19 июня 2018 г. в конференц-зале Стоматологической поликлиники № 12, на базе которой часть студентов проходила летнюю ПП на тему «Вопросы клинической психологии в стоматологии и психологические основы применения игровых психотехник в формировании стоматологического здоровья и профилактике основных стоматологических заболеваний».

Результаты и их обсуждение

На практику студенты вышли своевременно. Пропуски и несвоевременный уход с работы отрабатывались по графику. За время проведения практики студенты прошли инструктаж по технике безопасности, ознакомились с ведением документации. Профессиональная задача ПП ― это прием реального пациента студентом (в качестве помощника врача-терапевта), запись о курации которого проводится в дневнике по ПП.

Подготовительный этап к проведению научно-практической конференции включал в себя изучение уровня знаний о возможностях сохранения своего стоматологического здоровья и основ диетотерапии в стоматологии у студентов стоматологического факультета, медицинских работников МАУ «СП № 12», результаты исследования обработаны с применением статистических методов. По результатам исследования составлена обучающая программа, включающая в себя игровые методы обучения навыкам по уходу за полостью рта и составлению оптимального рациона питания (диетотерапии). В рамках проводимого психологического исследования составлена для врачей карта подбора диетотерапии при стоматологических заболеваниях. В процессе проводимой работы проводилось психологическое консультирование и медицинских работников, и пациентов по вопросам формирования навыков правильного питания для сохранения стоматологического здоровья.  По итогам проведенной работы проведена научно-практическая конференция, позволившая обсудить полученные результаты и транслировать новые знания студентам.

         Теоретические основания проведенной работы доведены до участников одним из руководителей проекта, д. п. н., заместителем главного врача по медицинской части стоматологической поликлиники № 12, доцентом кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ А.Ф. Чернавским. В докладе выделена актуальность темы конференции и обозначены основные постулаты ― важнейшие аспекты построения коммуникации как с пациентом, так и с лицами влияния пациента [1―8]. Теоретическое обоснование на НПК для студентов на ЛПП обусловлена необходимостью знакомства и овладения в дальнейшем психологическими знаниями, что в настоящее время является необходимой компетенцией для студента [1—6, 8]. В литературе приведены как минимум две причины, подтверждающие данный факт: на эффективность лечения влияет характер взаимоотношений «стоматолог–пациент»; положительный настрой, благоприятный психологический климат во время работы улучшает качество жизни и пациента, и врача [5—7]. Изучение психологической готовности врача-стоматолога и пациента к проведению комплексного стоматологического вмешательства — актуальная проблема стоматологии и клинической психологии и важнейшая задача для студентов-стоматологов. А.Ф. Чернавским раскрыто, как при проведении стоматологических вмешательств в амбулаторных условиях необходимо учитывать структуру профессиональной готовности врачей, включающую их психологическую готовность, а также психофизиологическую готовность пациента, которая зависит от объективных (мотивационного, интеллектуально-операционного психофизиологического состояния) и субъективных (способности к адекватной самооценке и саморегуляции) факторов [8]. Подчеркнуто, что при общении врача-стоматолога с пациентом наиболее целесообразно широко использовать самый этичный способ воздействия — метод убеждения [6—8]. При этом информация должна быть конкретной и аргументированной, доступной восприятию, а отношение к пациенту — индивидуальным и вдумчивым [1—8].

Далее с лекцией о роли гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний выступила д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии Еловикова Т.М.: «Индивидуальная профилактика стоматологических заболеваний у взрослых: оценка восстановительного потенциала лечебно-профилактических средств». Клинические исследования проведены на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, лабораторные — на кафедре общей химии УГМУ [1—4, 7]. В работе представлены механизмы восстановительного действия новых лечебно-профилактических средств на уровне доказательной медицины [1—4, 7]. Показано, что при гиперестезии зубов на оголенных участках дентина формируется защитный слой, близкий по составу к гидроксиапатиту. Важную роль играет фторидсодержащий компонент, или монофторфосфат натрия (или фторид натрия), который гидролизуется в присутствии смешанной слюны. Продукты гидролиза иона FPO32- взаимодействуют с фосфосиликатом кальция-натрия с образованием фторид-ионов и гидроксиапатитом нестехиометричного состава Са5-х(РО4)3+уОН [2—5, 7]. С этим процессом связано увеличение концентрации ионов натрия в опыте in vitro при контакте эмали удаленных моляров с водной 2 % суспензией исследуемой зубной пасты в присутствии смешанной слюны, а также концентрации ионов фтора на 33 % [11]. Использование зубной пасты приводит к устранению малой минерализации дентина, что подтверждается редукцией индексов: ИСЗО-УИИГЗ (р≤0,05). Студенты слушали с большим интересом и задавали вопросы.

После ответов на вопросы и дискуссии выступила студентка Бондаренко Е.А. с докладом от коллектива авторов «Изменения смешанной слюны после воздействия новой противовоспалительной зубной пасты с бикарбонатом натрия и диоксидом кремния в аспекте здорового образа жизни и стоматологического здоровья» (научные руководители: д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ Еловикова Т.М. и к. х. н., доцент кафедры общей химии Ермишина Е.Ю.). Докладчик показала, что результаты проведенного исследования свидетельствуют о повышении местного иммунитета полости рта и улучшении адсорбционных свойств эпителия после воздействия новой противовоспалительной зубной пасты «Parodontax Ультра Очищение» на слизистую оболочку полости рта. Исследуемая зубная паста, в состав которой входят такие ингредиенты, как бикарбонат натрия, диоксид кремния и фтористый натрий, приводит к качественному преобразованию структуры смешанной слюны и влияет на процессы метаболизма в полости рта [1—4, 7, 12]. Для информативного обеспечения доклада студенты заранее подготовили интерактивные способы визуализации заявленной темы, в своей работе подчеркнули актуальность и значимость проведенной НПК. Участники НПК сделали памятное фото (рис.1).

 

Рис.1. Участники конференции «Вопросы психологии в стоматологии и роль гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний»

Российская высшая медицинская школа, помимо существующей дисциплинарной системы обучения, в настоящее время выстраивает и обучение практическим навыкам взаимодействия посредством организации и проведения научно-практических конференций. Формат подобного обучения позволяет не только привить навыки практического взаимодействия студентов и пациентов, но и проводить обучение самих работников практического здравоохранения навыкам применения новых технологий сохранения здоровья пациентов [10].

В УГМУ разработан единый принцип требований при аттестации студентов по ПП, позволяющий наиболее полно оценить результат обучения [5]. Аттестация проводится по следующим параметрам: собеседование по дневнику ПП, в котором  отражен  объем выполненной студентом работы; оценка практических умений путем воспроизведения алгоритма выполнения действий; оценка мультимедийной презентации, подготовленной каждым во время прохождения ПП; наличие положительной характеристики студента, написанной руководителем ПП [5].

Аттестацию  по  ПП получили все студенты, результаты аттестации высокие (рис. 2).

 


 

Рис. 2. Результаты аттестации студентов по производственной практике

Кафедра терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ активно переходит на формат обучения, принятый в подавляющем большинстве ведущих учебных центров Европы, —  модульная система обучения посредством проведения и НПК. Это способствует формированию специалиста, который стремится к пониманию патогенетической сущности тех явлений, которые происходят в организме пациента, а следовательно, может правильно выбрать психологически рациональный метод лечения. Понятно, что для внедрения модульной системы потребуются годы. Таким образом, кафедра открыта для новаций, сотрудничества, координации, полноценного усвоения достижений стоматологии [9].

Выводы

1. Одним из важнейших этапов получения практических навыков терапевта-стоматолога и приобретения опыта профессиональной деятельности является ПП с проведением НПК.

2. ПП позволяет закреплять те практические умения и навыки, которые нужны в дальнейшей работе, что дает возможность реализовать себя в непростых условиях профессиональной адаптации.

3. Знакомство и изучение основ психологии в общении с пациентом является важнейшей составляющей практической работы врача-стоматолога, формирующей необходимые профессиональные качества и навыки.

4. Участие студентов в конференции «Вопросы психологии в стоматологии и роль гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний» создает условия для систематизации ранее полученных и новых знаний на практике, формирования ключевых компетенций через вовлечение студентов в активную познавательную деятельность и реализацию интерактивных методов, стимулирует их профессиональное творчество и развитие организаторских способностей.

References

1. Elovikova, T. M. Analiz provedeniya nauchno-prakticheskoy konferencii kak formy obucheniya i professional'no-lichnostnogo stanovleniya studentov na proizvodstvennoy praktike po terapevticheskoy stomatologii / T. M. Elovikova // Problemy stomatologii. – 2013. – № 4. – S. 76–80.

2. Elovikova, T. M. Nauchno-prakticheskaya konferenciya na proizvodstvennoy praktike po terapevticheskoy stomatologii kak metod obucheniya, sposobstvuyuschiy uspehu professional'noy podgotovki studentov / T. M. Elovikova // Stomatologiya Bol'shogo Urala : III Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii / pod red. O. P. Kovtun ; Ural'skiy gosudarstvennyy medicinskiy universitet, Institut geologii i geohimii im. akademika Zavarickogo, Institut organicheskogo sinteza im. akademika I. Ya. Postovskogo. – Ekaterinburg, 2015. – S. 64.

3. Elovikova, T. M. Analiz vozdeystviya lechebno-profilakticheskoy zubnoy pasty, soderzhaschey bikarbonat i ftorid natriya, na sostoyanie organov polosti rta pri vospalitel'nyh zabolevaniyah parodonta u molodyh pacientov (kliniko-laboratornoe issledovanie) / T. M. Elovikova, E. Yu. Ermishina, A. S.Koscheev // Parodontologiya. – 2019. – T. 24, № 1-24 (90). – S. 45–51.

4. Elovikova, T. M. Mezhdisciplinarnaya integraciya nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov-stomatologov v obrazovatel'nom processe UGMU / T. M. Elovikova, G. I. Ron', S. S. Grigor'ev // Stomatologiya Bol'shogo Urala : materialy Mezhdunarodnogo kongressa: molodezhnaya nauchnaya shkola po problemam fundamental'noy stomatologii. – 2017. – S. 143–146.

5. Karaseva, V. V. Obespechenie kachestva proizvodstvennoy praktiki studentov po ortopedicheskoy stomatologii kak osnova uspeha podgotovki vrachey-stomatologov / V. V. Karaseva, S. E. Zholudev // Problemy stomatologii. – 2013. – № 3. – S. 71–76.

6. Kompleksnyy kliniko-psihologicheskiy podhod pri dlitel'nom stomatologicheskom lechenii v MAU «SP № 12» / A. F. Chernavskiy, I. A. Petrov, A. A. Badalyan, G. P. Hanaeva, E. B. Blind // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 1. – S. 116–121.

7. Martyusheva, I. A. Monitoring analiza zdorovogo obraza zhizni i stomatologicheskogo zdorov'ya studentov iv kursa stomatologicheskogo fakul'teta / I. A. Martyusheva, E. A. Fedorova, T. M. Elovikova // Aktual'nye voprosy sovremennoy medicinskoy nauki i zdravoohraneniya : materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh i studentov, III Foruma medicinskih i farmacevticheskih VUZov Rossii "Za kachestvennoe obrazovanie". – 2018. – S. 184–188.

8. Professional'naya socializaciya studentov stomatologicheskogo fakul'teta / M. G. Savel'eva, M. V. Moseeva, M. V. Vorob'ev, N. I. Usynina // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya : elektronnyy nauchnyy zhurnal. – 2017. – № 5. – S. 22–25.

9. Nestandartizirovannyy opros studentov stomatologicheskogo fakul'teta ural'skogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta, posvyaschennyy klyuchevym momentam proforientacii / E. S. Ioschenko, N. V. Ozhgihina, E. V. Brusnicyna, T. V. Zakirov, I. A. Martyusheva, D. S. Rylov // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 1. – S. 122–126.

10. Skripkina, G. I. Sistemnyy podhod k probleme prognozirovaniya kariesa zubov / G. I. Skripkina, E. V. Ekimov, T. S. Mityaeva // Problemy stomatologii. – 2019. – T. 15, № 3. – S. 121–126.

11. Obrazovatel'nyy kvest kak forma organizacii uchebnyh zanyatiy ordinatrov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskih zabolevaniy / A. F. Chernavskiy, I. V. Rusakova, S. S. Grigor'ev, V. I. Petrova, A. V. Sitnikov // Problemy stomatologii. – 2019. – T. 15, № 3. – S. 169–176.

12. Kliniko-laboratornoe obosnovanie primeneniya lechebno-profilakticheskoy desensitivnoy zubnoy pasty s ftoridom natriya molodymi pacientami / T. M. Elovikova, E. Yu. Ermishina, A. S. Koscheev, A. S. Prihodkin // Problemy stomatologii. – 2018. – T. 14, № 2. – S. 5–11.