ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется организация и проведение научно-практической конференции для студентов третьего и четвертого курса стоматологического факультета с точки зрения их профессиональной подготовки и оптимизации практической практики в терапевтической стоматологии на базе учреждений практического здравоохранения с привлечением практиков.

Ключевые слова:
научно-практическая конференция, летняя промышленная практика, терапевтическая стоматология
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Профессиональные знания и формирующиеся профессиональные навыки, повышение психологической устойчивости, коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта и способности к личностному самосовершенствованию — это новые требования к подготовке врачей-стоматологов, специалистов, которые выходят сегодня на первое место, как важнейшие аспекты современного образования и запросы, выдвигаемые учреждениями практического здравоохранения [1, 2, 4—8]. От специалиста, врача-стоматолога требуются не только умение принимать ответственные решения, но и способность быстро адаптироваться в меняющейся обстановке, справляться с решением нетрадиционных задач и т.д. [1, 2, 6—8]. Главной целью медицинского образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к самореализации и самоопределению в условиях современной России, обладающей развитым чувством ответственности. [2, 3, 6, 8]. Приоритетность решения воспитательных задач в системе образовательной деятельности отражается в Законе РФ «Об образовании», определяющим образование как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» [5, 6]. При этом важнейшим этапом учебного процесса является производственная практика (ПП) как связующее звено между теоретической подготовкой и последующей практической деятельностью студента [1, 2, 4—7]. ПП способствует как приобретению необходимых знаний, умений, профессиональных компетенций, готовности к самостоятельной работе, принятию ответственных решений, так и формированию у студентов клинического мышления, развивает коммуникативные навыки взаимодействия с медицинскими работниками и пациентами. С целью формирования потребности к развитию творческого профессионального мышления, мотивации познавательной деятельности необходимо совместное участие врачей практического здравоохранения и студентов в подготовке и организации научно-практической конференции (НПК) [1, 2—6, 8].

Цель исследования анализ организации и проведения НПК для студентов третьего и четвертого курсов стоматологического факультета в плане их профессиональной подготовки и оптимизации производственной практики по терапевтической стоматологии на базе учреждений практического здравоохранения с привлечением практикующих врачей.

Материалы и методы исследования

НПК для студентов третьего и четвертого курсов стоматологического факультета была организована сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ и МАУ «Стоматологическая поликлиника № 12». НПК проведена 19 июня 2018 г. в конференц-зале Стоматологической поликлиники № 12, на базе которой часть студентов проходила летнюю ПП на тему «Вопросы клинической психологии в стоматологии и психологические основы применения игровых психотехник в формировании стоматологического здоровья и профилактике основных стоматологических заболеваний».

Результаты и их обсуждение

На практику студенты вышли своевременно. Пропуски и несвоевременный уход с работы отрабатывались по графику. За время проведения практики студенты прошли инструктаж по технике безопасности, ознакомились с ведением документации. Профессиональная задача ПП ― это прием реального пациента студентом (в качестве помощника врача-терапевта), запись о курации которого проводится в дневнике по ПП.

Подготовительный этап к проведению научно-практической конференции включал в себя изучение уровня знаний о возможностях сохранения своего стоматологического здоровья и основ диетотерапии в стоматологии у студентов стоматологического факультета, медицинских работников МАУ «СП № 12», результаты исследования обработаны с применением статистических методов. По результатам исследования составлена обучающая программа, включающая в себя игровые методы обучения навыкам по уходу за полостью рта и составлению оптимального рациона питания (диетотерапии). В рамках проводимого психологического исследования составлена для врачей карта подбора диетотерапии при стоматологических заболеваниях. В процессе проводимой работы проводилось психологическое консультирование и медицинских работников, и пациентов по вопросам формирования навыков правильного питания для сохранения стоматологического здоровья.  По итогам проведенной работы проведена научно-практическая конференция, позволившая обсудить полученные результаты и транслировать новые знания студентам.

         Теоретические основания проведенной работы доведены до участников одним из руководителей проекта, д. п. н., заместителем главного врача по медицинской части стоматологической поликлиники № 12, доцентом кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ А.Ф. Чернавским. В докладе выделена актуальность темы конференции и обозначены основные постулаты ― важнейшие аспекты построения коммуникации как с пациентом, так и с лицами влияния пациента [1―8]. Теоретическое обоснование на НПК для студентов на ЛПП обусловлена необходимостью знакомства и овладения в дальнейшем психологическими знаниями, что в настоящее время является необходимой компетенцией для студента [1—6, 8]. В литературе приведены как минимум две причины, подтверждающие данный факт: на эффективность лечения влияет характер взаимоотношений «стоматолог–пациент»; положительный настрой, благоприятный психологический климат во время работы улучшает качество жизни и пациента, и врача [5—7]. Изучение психологической готовности врача-стоматолога и пациента к проведению комплексного стоматологического вмешательства — актуальная проблема стоматологии и клинической психологии и важнейшая задача для студентов-стоматологов. А.Ф. Чернавским раскрыто, как при проведении стоматологических вмешательств в амбулаторных условиях необходимо учитывать структуру профессиональной готовности врачей, включающую их психологическую готовность, а также психофизиологическую готовность пациента, которая зависит от объективных (мотивационного, интеллектуально-операционного психофизиологического состояния) и субъективных (способности к адекватной самооценке и саморегуляции) факторов [8]. Подчеркнуто, что при общении врача-стоматолога с пациентом наиболее целесообразно широко использовать самый этичный способ воздействия — метод убеждения [6—8]. При этом информация должна быть конкретной и аргументированной, доступной восприятию, а отношение к пациенту — индивидуальным и вдумчивым [1—8].

Далее с лекцией о роли гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний выступила д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии Еловикова Т.М.: «Индивидуальная профилактика стоматологических заболеваний у взрослых: оценка восстановительного потенциала лечебно-профилактических средств». Клинические исследования проведены на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, лабораторные — на кафедре общей химии УГМУ [1—4, 7]. В работе представлены механизмы восстановительного действия новых лечебно-профилактических средств на уровне доказательной медицины [1—4, 7]. Показано, что при гиперестезии зубов на оголенных участках дентина формируется защитный слой, близкий по составу к гидроксиапатиту. Важную роль играет фторидсодержащий компонент, или монофторфосфат натрия (или фторид натрия), который гидролизуется в присутствии смешанной слюны. Продукты гидролиза иона FPO32- взаимодействуют с фосфосиликатом кальция-натрия с образованием фторид-ионов и гидроксиапатитом нестехиометричного состава Са5-х(РО4)3+уОН [2—5, 7]. С этим процессом связано увеличение концентрации ионов натрия в опыте in vitro при контакте эмали удаленных моляров с водной 2 % суспензией исследуемой зубной пасты в присутствии смешанной слюны, а также концентрации ионов фтора на 33 % [11]. Использование зубной пасты приводит к устранению малой минерализации дентина, что подтверждается редукцией индексов: ИСЗО-УИИГЗ (р≤0,05). Студенты слушали с большим интересом и задавали вопросы.

После ответов на вопросы и дискуссии выступила студентка Бондаренко Е.А. с докладом от коллектива авторов «Изменения смешанной слюны после воздействия новой противовоспалительной зубной пасты с бикарбонатом натрия и диоксидом кремния в аспекте здорового образа жизни и стоматологического здоровья» (научные руководители: д. м. н., профессор кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ Еловикова Т.М. и к. х. н., доцент кафедры общей химии Ермишина Е.Ю.). Докладчик показала, что результаты проведенного исследования свидетельствуют о повышении местного иммунитета полости рта и улучшении адсорбционных свойств эпителия после воздействия новой противовоспалительной зубной пасты «Parodontax Ультра Очищение» на слизистую оболочку полости рта. Исследуемая зубная паста, в состав которой входят такие ингредиенты, как бикарбонат натрия, диоксид кремния и фтористый натрий, приводит к качественному преобразованию структуры смешанной слюны и влияет на процессы метаболизма в полости рта [1—4, 7, 12]. Для информативного обеспечения доклада студенты заранее подготовили интерактивные способы визуализации заявленной темы, в своей работе подчеркнули актуальность и значимость проведенной НПК. Участники НПК сделали памятное фото (рис.1).

 

Рис.1. Участники конференции «Вопросы психологии в стоматологии и роль гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний»

Российская высшая медицинская школа, помимо существующей дисциплинарной системы обучения, в настоящее время выстраивает и обучение практическим навыкам взаимодействия посредством организации и проведения научно-практических конференций. Формат подобного обучения позволяет не только привить навыки практического взаимодействия студентов и пациентов, но и проводить обучение самих работников практического здравоохранения навыкам применения новых технологий сохранения здоровья пациентов [10].

В УГМУ разработан единый принцип требований при аттестации студентов по ПП, позволяющий наиболее полно оценить результат обучения [5]. Аттестация проводится по следующим параметрам: собеседование по дневнику ПП, в котором  отражен  объем выполненной студентом работы; оценка практических умений путем воспроизведения алгоритма выполнения действий; оценка мультимедийной презентации, подготовленной каждым во время прохождения ПП; наличие положительной характеристики студента, написанной руководителем ПП [5].

Аттестацию  по  ПП получили все студенты, результаты аттестации высокие (рис. 2).

 


 

Рис. 2. Результаты аттестации студентов по производственной практике

Кафедра терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ активно переходит на формат обучения, принятый в подавляющем большинстве ведущих учебных центров Европы, —  модульная система обучения посредством проведения и НПК. Это способствует формированию специалиста, который стремится к пониманию патогенетической сущности тех явлений, которые происходят в организме пациента, а следовательно, может правильно выбрать психологически рациональный метод лечения. Понятно, что для внедрения модульной системы потребуются годы. Таким образом, кафедра открыта для новаций, сотрудничества, координации, полноценного усвоения достижений стоматологии [9].

Выводы

1. Одним из важнейших этапов получения практических навыков терапевта-стоматолога и приобретения опыта профессиональной деятельности является ПП с проведением НПК.

2. ПП позволяет закреплять те практические умения и навыки, которые нужны в дальнейшей работе, что дает возможность реализовать себя в непростых условиях профессиональной адаптации.

3. Знакомство и изучение основ психологии в общении с пациентом является важнейшей составляющей практической работы врача-стоматолога, формирующей необходимые профессиональные качества и навыки.

4. Участие студентов в конференции «Вопросы психологии в стоматологии и роль гигиены полости рта в профилактике основных стоматологических заболеваний» создает условия для систематизации ранее полученных и новых знаний на практике, формирования ключевых компетенций через вовлечение студентов в активную познавательную деятельность и реализацию интерактивных методов, стимулирует их профессиональное творчество и развитие организаторских способностей.

Список литературы

1. Еловикова, Т. М. Анализ проведения научно-практической конференции как формы обучения и профессионально-личностного становления студентов на производственной практике по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова // Проблемы стоматологии. – 2013. – № 4. – С. 76–80.

2. Еловикова, Т. М. Научно-практическая конференция на производственной практике по терапевтической стоматологии как метод обучения, способствующий успеху профессиональной подготовки студентов / Т. М. Еловикова // Стоматология Большого Урала : III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии / под ред. О. П. Ковтун ; Уральский государственный медицинский университет, Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого, Институт органического синтеза им. академика И. Я. Постовского. – Екатеринбург, 2015. – С. 64.

3. Еловикова, Т. М. Анализ воздействия лечебно-профилактической зубной пасты, содержащей бикарбонат и фторид натрия, на состояние органов полости рта при воспалительных заболеваниях пародонта у молодых пациентов (клинико-лабораторное исследование) / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С.Кощеев // Пародонтология. – 2019. – Т. 24, № 1-24 (90). – С. 45–51.

4. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентов-стоматологов в образовательном процессе УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. – 2017. – С. 143–146.

5. Карасева, В. В. Обеспечение качества производственной практики студентов по ортопедической стоматологии как основа успеха подготовки врачей-стоматологов / В. В. Карасева, С. Е. Жолудев // Проблемы стоматологии. – 2013. – № 3. – С. 71–76.

6. Комплексный клинико-психологический подход при длительном стоматологическом лечении в МАУ «СП № 12» / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. А. Бадалян, Г. П. Ханаева, Э. Б. Блинд // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 116–121.

7. Мартюшева, И. А. Мониторинг анализа здорового образа жизни и стоматологического здоровья студентов iv курса стоматологического факультета / И. А. Мартюшева, Е. А. Федорова, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы III Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, III Форума медицинских и фармацевтических ВУЗов России "За качественное образование". – 2018. – С. 184–188.

8. Профессиональная социализация студентов стоматологического факультета / М. Г. Савельева, М. В. Мосеева, М. В. Воробьев, Н. И. Усынина // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. – 2017. – № 5. – С. 22–25.

9. Нестандартизированный опрос студентов стоматологического факультета уральского государственного медицинского университета, посвященный ключевым моментам профориентации / Е. С. Иощенко, Н. В. Ожгихина, Е. В. Брусницына, Т. В. Закиров, И. А. Мартюшева, Д. С. Рылов // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 122–126.

10. Скрипкина, Г. И. Системный подход к проблеме прогнозирования кариеса зубов / Г. И. Скрипкина, Е. В. Екимов, Т. С. Митяева // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 121–126.

11. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординатров первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев, В. И. Петрова, А. В. Ситников // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 169–176.

12. Клинико-лабораторное обоснование применения лечебно-профилактической десенситивной зубной пасты с фторидом натрия молодыми пациентами / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев, А. С. Приходкин // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 5–11.