employee
Ekaterinburg, Russian Federation
employee
Ekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
employee
Yekaterinburg, Ekaterinburg, Russian Federation
The analysis of interdisciplinary integration of research work of students-dentists. Installed: MI – a necessary process of modern education, one of the most effective forms of implementing interdisciplinary relationships in the study of complex problems.
interdisciplinary integration, research work dental students.
Феномен междисциплинарной интеграции (МИ) в различных ее проявлениях в настоящее время является предметом многих исследований в различных сферах науки [1-9, 10-15]. Это определяется фундаментальностью и многоаспектностью МИ [1-5]. Система медицинского стоматологического образования сегодня также рассматривает повышение эффективности подготовки будущих врачей, обладающих знаниями и умениями, готовых применять их при решении задач профессиональной деятельности в МИ. Мы рассматриваем МИ как дидактическую концепцию целостного образовательного процесса, объединения знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста-стоматолога особенно по вопросам, находящимся на стыке дисциплин [1,2,6-12,14,15]. Не вызывает сомнения тот факт, что научно‐исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. [4-10]. Актуальные области исследования в настоящее время – это, прежде всего, изучение современных технологий профилактики заболеваний полости рта: кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, одно из основных направлений исследований в мире [5-11,13-15].
Цель исследования – провести анализ и определить принципы МИ НИРС стоматологов. Материалы и методы исследования В связи с этим считаем возможным поделиться опытом проведения НИРС: рассмотрим МИ НИРС кафедр: терапевтической стоматологии (КТС), внутренних болезней №4 (КВБ), факультетской хирургии (КФХ) и кафедры общей химии (КОХ) на примере работы студенческого научного общества. Структура НИРС может быть представлена следующим образом: с помощью преподавателя (научного руководителя) определяется область исследования и в пределах этой области выявляется проблема, затем собираются факты, используются такие методы исследования, как расспрос, наблюдение, анкетирование, обследование по схеме истории болезни стоматологического больного [5-9]. Далее, студенты-исследователи изучают и обобщают литературу по данной теме под контролем научного руководителя. Установив проблему НИРС, переходят к следующемуэтапу – созданию ядра научного исследования, формируя так называемый предэкспериментальный срез, формулируют гипотезу, после чего непосредственно переходят к проведению научного исследования, определив условия и систему его проведения, готовят необходимые инструменты, лекарственные средства и материалы [4]. Затем осуществляется постэкспериментальный срез, при подготовке которого моделируются пути его регистрации [4,15]. На следующем этапе НИРС идет работа по обработке и оптимизации полученных данных, объективизация экспериментального материала и его описание, документальное оформление проведенного исследования, формулирование полученных выводов и даже практических рекомендаций для пациентов, студентов, медицинского персонала [1,5-9,11,13-15].
Результаты исследования и их обсуждение МИ, как структура развития НИРС, возможна при соблюдении ряда условий [12,15]. Первое: должны совпадать объекты исследования – студенты-стоматологи обследуют пациентов на КТС, КВБ и КФХ. Второе условие: в указанных учебных дисциплинах должны применяться одинаковые методы исследования – обследование пациентов по протоколу ведения больного с соответствующим заболеванием (по схеме истории болезни). Третье условие – использование общих теоретических концепций, знаний, практических умений и навыков. На КТС студенты проводят обследование амбулаторных пациентов, на КВБ и КФХ – пациентов, находящихся на стационарном лечении (госпитальных) по протоколу ведения больных с соответствующей патологией. Так, для определения состояния гигиены полости рта использован индекс гигиены ГринаВермильона (ИГ), ОНI-S; для характеристики степени воспаления десны – индекс гингивита РМА (Parma, 1960) и индекс кровоточивости (ИК Мюллемана) – для определения динамики изменения кровоточивости десны под воздействием исследуемого средства. Осуществляли также исследование ротовой жидкости (РЖ) по следующим параметрам: качественный анализ секрета – характеристика цвета, прозрачности, определение включений, вязкости, значения рН, показателей сиалометрии (СМ) за 10 минут [6-9,11,13,14]. Заполнялись карты стоматологического обследования. Оценку очищающего, противовоспалительного и кровоостанавливающего действия проводили на основании динамики изменения указанных индексов, которые определяли при контрольных осмотрах перед началом исследования и затем через 7 и 14 дней. Расчет редукции индексов осуществляли по стандартной схеме. Исходные данные каждого участника исследования служат контролем. Оценку органолептических свойств, исследуемых гигиенических лечебно-профилактических средств (зубных паст, ополаскивателей) проводили путем анкетирования участников – учитывали субъективную оценку пациентами качества [6-9,11,13,14]. На КОХ студенты изучают параметры гигиенических средств, применяемых на практике, проводя определение pH (среднее значение из трех измерений) стандартным потенциометрическим методом с помощью цифрового рН-метра, модели pH-150М и системы, состоящей из измерительного и вспомогательного стеклянных электродов; концентрации ионов кальция (Са2+) потенциометрическим методом с ионселективным пленочным электродом; измерение электропроводности кондуктометрическим методом (кондуктометр «Анион 7020»). На всех кафедрах студенты работают под руководством преподавателя. Раздел результаты исследования и их обсуждение, а также формулирование полученных выводов завершают работу, которая выливается в научно исследовательскую статью, публикуемую в сборнике НОМУС, выступают на межкафедральных конференциях и итоговой конференции НОМУС. Такие конференции требуют высокого уровня подготовки докладчика, а также расширения его практических знаний и умений по интегрируемым дисциплинам. Проведение совместных конференций и выступление на них с докладами целесообразно не только для мотивации, создания атмосферы сотрудничества и внимания к проблеме, но и для систематизации и подведения итогов, уточнения дальнейших перспектив на производственной практике студентов, когда докладчики получают опыт выступления перед большой аудиторией профессионалов – врачей-стоматологов и преподавателей кафедр УГМУ. НИРС на каждой из кафедр в отдельности представляет собой фрагментарную интеграцию, которая используется на каждом практическом занятии по предмету, тогда как целостная интеграция подразумевает решение большего количества задач [12,15]. Правильно организованная МИ играет не только образовательную, но и воспитательную роль. В дальнейшем, при условии доработки материала, сотрудничества ученых-преподавателей кафедр и серьезного анализа полученных данных, осуществляется публикация в центральной печати, где студенты-исследователи выступают в качестве соавторов [6-9,11,13,14]. Рассматривая МИ НИРС, мы отмечаем, что важной задачей данного процесса является последовательная трансформация учебной деятельности в учебно-исследовательскую (УИРС), а затем в НИРС. Так реализуется принцип «научения через исследование» [2,3]. Следует отметить, что МИ которая в своем развитии является и процессом, и целостной и педагогической системой, построенной из компонентов учебного (педагогического) и лечебного процессов. Стремление к достижению единства между указанными компонентами, формирование и укрепление взаимосвязей учебной, УИРС и НИРС в проведении профессиональной подготовки обусловливает принцип целостности [3,7].
Процесс взаимопроникновения, унификации знаний, формирует принцип взаимообусловленности интеграции и дифференциации [3,5,7]. Интересно, что внутренняя дифференциация определяет задачи и функции каждого компонента (в нашем исследовании – учебной деятельности, УИРС и НИРС). МИ объединяет эти задачи и функции в единое целое, наполняя их качественными особенностями, определяя указанный принцип. Следует подчеркнуть, что в МИ четко проецируются три стадии НИРС [3,12,15]. Первая стадия, начальная, характеризуется низким уровнем МИ, т. к. происходит установление взаимосвязи между отдельными элементами НИРС, при этом проявляются отдельные «связующие элементы», например, комплекс научных понятий, обобщение учебно-исследовательский знаний, умений и некоторых навыков, и формируются целостные представления о методах научного познания и НИРС [3,5,7,12,15]. Вторая стадия (средний уровень интеграции) характеризуется появлением так называемых «интегрированных элементов», усиливающих взаимосвязи, например, исследовательские методы – индекс гигиены полости рта, индекс гингивита, ИК, изучение рН, свойств РЖ, СМ. Таким образом устанавливается некоторое равновесие между задачами и функционированием МИ, усиливаются формы межпредметного взаимодействия и готовность студентов к НИРС способствует переходу на новый уровень [3,5,7,12,15]. Третья стадия (высокий уровень интеграции) представляет собой синтез целостной системы, характеризующейся устойчивыми взаимосвязями между интегрируемыми явлениями и способной к самоорганизации [3,5,7,12,15]. Происходит обновление целевых установок личности студента, его способности к профессиональному творческому саморазвитию. Таким образом, МИ, включающая материалы исследования по нескольким дисциплинам, создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой проблемы, демонстрирует связь между дисциплинами, способствует развитию интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных способностей у студентов, расширяет их образовательные возможности, позволяя применять знания в новых условиях, что способствует развитию клинического профессионального мышления студентов-стоматологов. В заключение отметим, что определение принципов интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов носит концептуальный характер и является основой для выявления условий эффективности данного процесса и выбора средств и методов его организации в образовательном процессе вуза.
Выводы. 1. Межкафедральное сотрудничество с проведением совместных заседаний студенческих научных кружков в настоящее время является одной из эффективных форм реализации межпредметных взаимосвязей при изучении комплексной проблемы, где важно, осуществляя конкретную деятельность, уметь применять знания и методы исследования и переносить из одной дисциплины в другую.
2. Принципы и стадии МИ, необходимого процесса современного образования, являются структурной основой творческого развития личности студентов. Это важно для выбора средств и методов организации образовательного процесса, НИРС, возможности самореализации и творческого развития студентов-стоматологов.
1. Belokonova N.A., Elovikova T.M., Molvinskih V.S., Selyanina T.S. Vitaminno-mineral'nyy kompleks i effektivnost' adsorbcii askorbinovoy kisloty// Parodontologiya - 2015. - №4. - s. 35-38.
2. Borodina T.S. Principy integracii uchebnoy i nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №5. URL: http: //www. science-education.ru
3. Danil'chenko S.L. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov: organizaciya nauchnogo tvorchestva vuzovskoy molodezhi // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015. - S. 81-91.
4. Elovikova T.M. Nauchno-prakticheskaya konferenciya na proizvodstvennoy praktike po terapevticheskoy stomatologii kak metod obucheniya, sposobstvuyuschiy uspehu professional'noy podgotovki studentov //v sbornike: Stomatologiya Bol'shogo Urala III Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Pod red. O.P. Kovtun. - UGMU. Ekaterinburg. - 2015. - 64-65.
5. Elovikova T.M., Belokonova N.A., Shurygina E.P., Eschenko Ya.A., Raspopova N.G. Ocenka izmeneniy parodontologicheskogo statusa bol'nyh saharnym diabetom II tipa v usloviyah hirurgicheskogo stacionara ispol'zovaniya novoy zubnoy pasty «Parodontax extra fresh» // Stomatologiya. - Tom: 93. - 2014. - №6. - s. 38-41.
6. Elovikova T.M., Ron' G.I., Matyushkina A.P., Belousova Yu.V., Legkih A.V. Kompetentostnyy podhod v obuchenii studentovstomatologov: stomatologicheskaya aktivnost' v professional'nom stanovlenii lichnosti. Vestnik UGMA 2012. - №25. - s. 90-93.
7. Elovikova T.M., Troshunin A.V., Zhukova E.E., Ozhgihina Zh.E. Osobennosti stomatologicheskogo statusa bol'nyh saharnym diabetom 2-go tipa v usloviyah stacionara: gigienicheskie aspekty// Problemy stomatologii. 2013. №2. S. 34-37.
8. Elovikova T.M., Troshunin A.V., Molvinskih V.S., Belokonova N.A., Medvedeva Yu. V, Ponomareva A.A. Analiz izmeneniy gigienicheskogo statusa i morfologicheskoy kartiny rotovoy zhidkosti u bol'nyh saharnym diabetom II tipa v usloviyah terapevticheskogo stacionara posle ispol'zovaniya otechestvennoy zubnoy pasty na osnove trav// Stomatologiya bol'shogo Urala na rubezhe vekov. K 100-letiyu permskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni akademika E.A. Vagnera. Materialy vserossiyskogo kongressa 20-22maya. - Perm'. - 2015. - s. 77-81.
9. Elovikova T.M., Ron' G.I. Vliyanie nauchno-issledovatel'skoy raboty na samoobrazovanie studentov-starshekursnikov // IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. Pod redakciey d. m. n. Mandra Yu.V. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU. - 2016. - s. 194-197.
10. Zhegalina N.M., Mandra Yu.V., Grigor'ev S.S. Monitoring udovletvorennosti obrazovatel'nym processom studentov 1-2 kursa stomatologicheskogo fakul'teta UGMU // III Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Pod red. Kovtun O.P.; Ural'skiy gosudarstvennyy medicinskiy universitet, Institut geologii i geohimii im. akademika Zavarickogo, Institut organicheskogo sinteza im. akademika I.Ya. Postovskogo. Ekaterinburg, 2015. S. 67.
11. Kalabina A.S., Kiseleva T.A., Elovikova T.M., Cidaeva I.A. Harakteristika sostoyaniya zubov, tkaney parodonta i slizistoy obolochki polosti rta u bol'nyh saharnym diabetom ΙΙ tipa: vliyanie opolaskivatelya dlya ezhednevnogo primeneniya na mikrokristallizaciyu slyuny // IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. Pod redakciey d. m. n. Mandra Yu.V. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU. - 2016. - s. 69-72.
12. Karandeeva A.M., Kvaracheliya A.G., Anohina Zh.A., Gundarova O.P., Sokolova N.V. Integraciya disciplin na primere mezhkafedral'nogo sotrudnichestva// Voprosy morfologii XXI veka. - 2014.- biomed. szgmu.ru.
13. Ron' G.I., Elovikova T.M., Emyasheva S.E., Komarova E.A., Legkih A.V. Ocenka vliyanie novoy zubnoy pasty «Lesnoy bal'zam» na sostoyanie polosti rta u bol'nyh kataral'nym gingivitom// Problemy stomatologii. - 2009. - №4. - 30-33 s.
14. Ulybin M.R., Karimov R.M., Nedorezova A.A., Elovikova T.M., Ermishina E.Yu. Izuchenie mehanizma gidroliza komponentov zubnoy pasty dlya chuvstvitel'nyh zubov v prisutstvii rotovoy zhidkosti. //IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU, 2016. - s. 145-147.
15. Shestakova L.A. Teoreticheskie osnovaniya mezhdisciplinarnoy integracii v obrazovatel'nom processe vuzov // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 3: Pedagogika. Psihologiya. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii. - 2013. - №1. - 47-49 s.