NTERDISCIPLINARY INTEGRATION OF RESEARCH ACTIVITIES OF DENTAL STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS USMU IS CONDUCTED
Abstract and keywords
Abstract (English):
The analysis of interdisciplinary integration of research work of students-dentists. Installed: MI – a necessary process of modern education, one of the most effective forms of implementing interdisciplinary relationships in the study of complex problems.

Keywords:
interdisciplinary integration, research work dental students.
Text

Феномен междисциплинарной интеграции (МИ) в различных ее проявлениях в настоящее время является предметом многих исследований в различных сферах науки [1-9, 10-15]. Это определяется фундаментальностью и многоаспектностью МИ [1-5]. Система медицинского стоматологического образования сегодня также рассматривает повышение эффективности подготовки будущих врачей, обладающих знаниями и умениями, готовых применять их при решении задач профессиональной деятельности в МИ. Мы рассматриваем МИ как дидактическую концепцию целостного образовательного процесса, объединения знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста-стоматолога особенно по вопросам, находящимся на стыке дисциплин [1,2,6-12,14,15]. Не вызывает сомнения тот факт, что научно‐исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. [4-10]. Актуальные области исследования в настоящее время – это, прежде всего, изучение современных технологий профилактики заболеваний полости рта: кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, одно из основных направлений исследований в мире [5-11,13-15].

Цель исследования – провести анализ и определить принципы МИ НИРС стоматологов. Материалы и методы исследования В связи с этим считаем возможным поделиться опытом проведения НИРС: рассмотрим МИ НИРС кафедр: терапевтической стоматологии (КТС), внутренних болезней №4 (КВБ), факультетской хирургии (КФХ) и кафедры общей химии (КОХ) на примере работы студенческого научного общества. Структура НИРС может быть представлена следующим образом: с помощью преподавателя (научного руководителя) определяется область исследования и в пределах этой области выявляется проблема, затем собираются факты, используются такие методы исследования, как расспрос, наблюдение, анкетирование, обследование по схеме истории болезни стоматологического больного [5-9]. Далее, студенты-исследователи изучают и обобщают литературу по данной теме под контролем научного руководителя. Установив проблему НИРС, переходят к следующемуэтапу – созданию ядра научного исследования, формируя так называемый предэкспериментальный срез, формулируют гипотезу, после чего непосредственно переходят к проведению научного исследования, определив условия и систему его проведения, готовят необходимые инструменты, лекарственные средства и материалы [4]. Затем осуществляется постэкспериментальный срез, при подготовке которого моделируются пути его регистрации [4,15]. На следующем этапе НИРС идет работа по обработке и оптимизации полученных данных, объективизация экспериментального материала и его описание, документальное оформление проведенного исследования, формулирование полученных выводов и даже практических рекомендаций для пациентов, студентов, медицинского персонала [1,5-9,11,13-15].

Результаты исследования и их обсуждение МИ, как структура развития НИРС, возможна при соблюдении ряда условий [12,15]. Первое: должны совпадать объекты исследования – студенты-стоматологи обследуют пациентов на КТС, КВБ и КФХ. Второе условие: в указанных учебных дисциплинах должны применяться одинаковые методы исследования – обследование пациентов по протоколу ведения больного с соответствующим заболеванием (по схеме истории болезни). Третье условие – использование общих теоретических концепций, знаний, практических умений и навыков. На КТС студенты проводят обследование амбулаторных пациентов, на КВБ и КФХ – пациентов, находящихся на стационарном лечении (госпитальных) по протоколу ведения больных с соответствующей патологией. Так, для определения состояния гигиены полости рта использован индекс гигиены ГринаВермильона (ИГ), ОНI-S; для характеристики степени воспаления десны – индекс гингивита РМА (Parma, 1960) и индекс кровоточивости (ИК Мюллемана) – для определения динамики изменения кровоточивости десны под воздействием исследуемого средства. Осуществляли также исследование ротовой жидкости (РЖ) по следующим параметрам: качественный анализ секрета – характеристика цвета, прозрачности, определение включений, вязкости, значения рН, показателей сиалометрии (СМ) за 10 минут [6-9,11,13,14]. Заполнялись карты стоматологического обследования. Оценку очищающего, противовоспалительного и кровоостанавливающего действия проводили на основании динамики изменения указанных индексов, которые определяли при контрольных осмотрах перед началом исследования и затем через 7 и 14 дней. Расчет редукции индексов осуществляли по стандартной схеме. Исходные данные каждого участника исследования служат контролем. Оценку органолептических свойств, исследуемых гигиенических лечебно-профилактических средств (зубных паст, ополаскивателей) проводили путем анкетирования участников – учитывали субъективную оценку пациентами качества [6-9,11,13,14]. На КОХ студенты изучают параметры гигиенических средств, применяемых на практике, проводя определение pH (среднее значение из трех измерений) стандартным потенциометрическим методом с помощью цифрового рН-метра, модели pH-150М и системы, состоящей из измерительного и вспомогательного стеклянных электродов; концентрации ионов кальция (Са2+) потенциометрическим методом с ионселективным пленочным электродом; измерение электропроводности кондуктометрическим методом (кондуктометр «Анион 7020»). На всех кафедрах студенты работают под руководством преподавателя. Раздел результаты исследования и их обсуждение, а также формулирование полученных выводов завершают работу, которая выливается в научно исследовательскую статью, публикуемую в сборнике НОМУС, выступают на межкафедральных конференциях и итоговой конференции НОМУС. Такие конференции требуют высокого уровня подготовки докладчика, а также расширения его практических знаний и умений по интегрируемым дисциплинам. Проведение совместных конференций и выступление на них с докладами целесообразно не только для мотивации, создания атмосферы сотрудничества и внимания к проблеме, но и для систематизации и подведения итогов, уточнения дальнейших перспектив на производственной практике студентов, когда докладчики получают опыт выступления перед большой аудиторией профессионалов – врачей-стоматологов и преподавателей кафедр УГМУ. НИРС на каждой из кафедр в отдельности представляет собой фрагментарную интеграцию, которая используется на каждом практическом занятии по предмету, тогда как целостная интеграция подразумевает решение большего количества задач [12,15]. Правильно организованная МИ играет не только образовательную, но и воспитательную роль. В дальнейшем, при условии доработки материала, сотрудничества ученых-преподавателей кафедр и серьезного анализа полученных данных, осуществляется публикация в центральной печати, где студенты-исследователи выступают в качестве соавторов [6-9,11,13,14]. Рассматривая МИ НИРС, мы отмечаем, что важной задачей данного процесса является последовательная трансформация учебной деятельности в учебно-исследовательскую (УИРС), а затем в НИРС. Так реализуется принцип «научения через исследование» [2,3]. Следует отметить, что МИ которая в своем развитии является и процессом, и целостной и педагогической системой, построенной из компонентов учебного (педагогического) и лечебного процессов. Стремление к достижению единства между указанными компонентами, формирование и укрепление взаимосвязей учебной, УИРС и НИРС в проведении профессиональной подготовки обусловливает принцип целостности [3,7].

Процесс взаимопроникновения, унификации знаний, формирует принцип взаимообусловленности интеграции и дифференциации [3,5,7]. Интересно, что внутренняя дифференциация определяет задачи и функции каждого компонента (в нашем исследовании – учебной деятельности, УИРС и НИРС). МИ объединяет эти задачи и функции в единое целое, наполняя их качественными особенностями, определяя указанный принцип. Следует подчеркнуть, что в МИ четко проецируются три стадии НИРС [3,12,15]. Первая стадия, начальная, характеризуется низким уровнем МИ, т. к. происходит установление взаимосвязи между отдельными элементами НИРС, при этом проявляются отдельные «связующие элементы», например, комплекс научных понятий, обобщение учебно-исследовательский знаний, умений и некоторых навыков, и формируются целостные представления о методах научного познания и НИРС [3,5,7,12,15]. Вторая стадия (средний уровень интеграции) характеризуется появлением так называемых «интегрированных элементов», усиливающих взаимосвязи, например, исследовательские методы – индекс гигиены полости рта, индекс гингивита, ИК, изучение рН, свойств РЖ, СМ. Таким образом устанавливается некоторое равновесие между задачами и функционированием МИ, усиливаются формы межпредметного взаимодействия и готовность студентов к НИРС способствует переходу на новый уровень [3,5,7,12,15]. Третья стадия (высокий уровень интеграции) представляет собой синтез целостной системы, характеризующейся устойчивыми взаимосвязями между интегрируемыми явлениями и способной к самоорганизации [3,5,7,12,15]. Происходит обновление целевых установок личности студента, его способности к профессиональному творческому саморазвитию. Таким образом, МИ, включающая материалы исследования по нескольким дисциплинам, создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой проблемы, демонстрирует связь между дисциплинами, способствует развитию интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных способностей у студентов, расширяет их образовательные возможности, позволяя применять знания в новых условиях, что способствует развитию клинического профессионального мышления студентов-стоматологов. В заключение отметим, что определение принципов интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов носит концептуальный характер и является основой для выявления условий эффективности данного процесса и выбора средств и методов его организации в образовательном процессе вуза.

Выводы. 1. Межкафедральное сотрудничество с проведением совместных заседаний студенческих научных кружков в настоящее время является одной из эффективных форм реализации межпредметных взаимосвязей при изучении комплексной проблемы, где важно, осуществляя конкретную деятельность, уметь применять знания и методы исследования и переносить из одной дисциплины в другую.

2. Принципы и стадии МИ, необходимого процесса современного образования, являются структурной основой творческого развития личности студентов. Это важно для выбора средств и методов организации образовательного процесса, НИРС, возможности самореализации и творческого развития студентов-стоматологов.

References

1. Belokonova N.A., Elovikova T.M., Molvinskih V.S., Selyanina T.S. Vitaminno-mineral'nyy kompleks i effektivnost' adsorbcii askorbinovoy kisloty// Parodontologiya - 2015. - №4. - s. 35-38.

2. Borodina T.S. Principy integracii uchebnoy i nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti studentov//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. - №5. URL: http: //www. science-education.ru

3. Danil'chenko S.L. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov: organizaciya nauchnogo tvorchestva vuzovskoy molodezhi // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2015. - S. 81-91.

4. Elovikova T.M. Nauchno-prakticheskaya konferenciya na proizvodstvennoy praktike po terapevticheskoy stomatologii kak metod obucheniya, sposobstvuyuschiy uspehu professional'noy podgotovki studentov //v sbornike: Stomatologiya Bol'shogo Urala III Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Pod red. O.P. Kovtun. - UGMU. Ekaterinburg. - 2015. - 64-65.

5. Elovikova T.M., Belokonova N.A., Shurygina E.P., Eschenko Ya.A., Raspopova N.G. Ocenka izmeneniy parodontologicheskogo statusa bol'nyh saharnym diabetom II tipa v usloviyah hirurgicheskogo stacionara ispol'zovaniya novoy zubnoy pasty «Parodontax extra fresh» // Stomatologiya. - Tom: 93. - 2014. - №6. - s. 38-41.

6. Elovikova T.M., Ron' G.I., Matyushkina A.P., Belousova Yu.V., Legkih A.V. Kompetentostnyy podhod v obuchenii studentovstomatologov: stomatologicheskaya aktivnost' v professional'nom stanovlenii lichnosti. Vestnik UGMA 2012. - №25. - s. 90-93.

7. Elovikova T.M., Troshunin A.V., Zhukova E.E., Ozhgihina Zh.E. Osobennosti stomatologicheskogo statusa bol'nyh saharnym diabetom 2-go tipa v usloviyah stacionara: gigienicheskie aspekty// Problemy stomatologii. 2013. №2. S. 34-37.

8. Elovikova T.M., Troshunin A.V., Molvinskih V.S., Belokonova N.A., Medvedeva Yu. V, Ponomareva A.A. Analiz izmeneniy gigienicheskogo statusa i morfologicheskoy kartiny rotovoy zhidkosti u bol'nyh saharnym diabetom II tipa v usloviyah terapevticheskogo stacionara posle ispol'zovaniya otechestvennoy zubnoy pasty na osnove trav// Stomatologiya bol'shogo Urala na rubezhe vekov. K 100-letiyu permskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta imeni akademika E.A. Vagnera. Materialy vserossiyskogo kongressa 20-22maya. - Perm'. - 2015. - s. 77-81.

9. Elovikova T.M., Ron' G.I. Vliyanie nauchno-issledovatel'skoy raboty na samoobrazovanie studentov-starshekursnikov // IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. Pod redakciey d. m. n. Mandra Yu.V. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU. - 2016. - s. 194-197.

10. Zhegalina N.M., Mandra Yu.V., Grigor'ev S.S. Monitoring udovletvorennosti obrazovatel'nym processom studentov 1-2 kursa stomatologicheskogo fakul'teta UGMU // III Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Pod red. Kovtun O.P.; Ural'skiy gosudarstvennyy medicinskiy universitet, Institut geologii i geohimii im. akademika Zavarickogo, Institut organicheskogo sinteza im. akademika I.Ya. Postovskogo. Ekaterinburg, 2015. S. 67.

11. Kalabina A.S., Kiseleva T.A., Elovikova T.M., Cidaeva I.A. Harakteristika sostoyaniya zubov, tkaney parodonta i slizistoy obolochki polosti rta u bol'nyh saharnym diabetom ΙΙ tipa: vliyanie opolaskivatelya dlya ezhednevnogo primeneniya na mikrokristallizaciyu slyuny // IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. Pod redakciey d. m. n. Mandra Yu.V. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU. - 2016. - s. 69-72.

12. Karandeeva A.M., Kvaracheliya A.G., Anohina Zh.A., Gundarova O.P., Sokolova N.V. Integraciya disciplin na primere mezhkafedral'nogo sotrudnichestva// Voprosy morfologii XXI veka. - 2014.- biomed. szgmu.ru.

13. Ron' G.I., Elovikova T.M., Emyasheva S.E., Komarova E.A., Legkih A.V. Ocenka vliyanie novoy zubnoy pasty «Lesnoy bal'zam» na sostoyanie polosti rta u bol'nyh kataral'nym gingivitom// Problemy stomatologii. - 2009. - №4. - 30-33 s.

14. Ulybin M.R., Karimov R.M., Nedorezova A.A., Elovikova T.M., Ermishina E.Yu. Izuchenie mehanizma gidroliza komponentov zubnoy pasty dlya chuvstvitel'nyh zubov v prisutstvii rotovoy zhidkosti. //IV Vserossiyskoe rabochee soveschanie po problemam fundamental'noy stomatologii. Mezhdunarodnyy kongress «Stomatologiya Bol'shogo Urala». Sbornik statey. - Ekaterinburg: Izdatel'stvo UGMU, 2016. - s. 145-147.

15. Shestakova L.A. Teoreticheskie osnovaniya mezhdisciplinarnoy integracii v obrazovatel'nom processe vuzov // Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya 3: Pedagogika. Psihologiya. Obrazovatel'nye resursy i tehnologii. - 2013. - №1. - 47-49 s.

Login or Create
* Forgot password?