Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентовстоматологов в образовательном процессе УГМУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Феномен междисциплинарной интеграции (МИ) в различных ее проявлениях в настоящее время является предметом многих исследований в различных сферах науки. Это определяется фундаментальностью и многоаспектностью МИ.

Ключевые слова:
феномен междисциплинарной интеграции
Текст

Феномен междисциплинарной интеграции (МИ) в различных ее проявлениях в настоящее время является предметом многих исследований в различных сферах науки [1-9, 10-15]. Это определяется фундаментальностью и многоаспектностью МИ [1-5]. Система медицинского стоматологического образования сегодня также рассматривает повышение эффективности подготовки будущих врачей, обладающих знаниями и умениями, готовых применять их при решении задач профессиональной деятельности в МИ. Мы рассматриваем МИ как дидактическую концепцию целостного образовательного процесса, объединения знания, убеждения и практического действия на всех этапах подготовки специалиста-стоматолога особенно по вопросам, находящимся на стыке дисциплин [1,2,6-12,14,15]. Не вызывает сомнения тот факт, что научно‐исследовательская работа студентов (НИРС) является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. [4-10]. Актуальные области исследования в настоящее время – это, прежде всего, изучение современных технологий профилактики заболеваний полости рта: кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта, одно из основных направлений исследований в мире [5-11,13-15].

Цель исследования – провести анализ и определить принципы МИ НИРС стоматологов. Материалы и методы исследования В связи с этим считаем возможным поделиться опытом проведения НИРС: рассмотрим МИ НИРС кафедр: терапевтической стоматологии (КТС), внутренних болезней №4 (КВБ), факультетской хирургии (КФХ) и кафедры общей химии (КОХ) на примере работы студенческого научного общества. Структура НИРС может быть представлена следующим образом: с помощью преподавателя (научного руководителя) определяется область исследования и в пределах этой области выявляется проблема, затем собираются факты, используются такие методы исследования, как расспрос, наблюдение, анкетирование, обследование по схеме истории болезни стоматологического больного [5-9]. Далее, студенты-исследователи изучают и обобщают литературу по данной теме под контролем научного руководителя. Установив проблему НИРС, переходят к следующемуэтапу – созданию ядра научного исследования, формируя так называемый предэкспериментальный срез, формулируют гипотезу, после чего непосредственно переходят к проведению научного исследования, определив условия и систему его проведения, готовят необходимые инструменты, лекарственные средства и материалы [4]. Затем осуществляется постэкспериментальный срез, при подготовке которого моделируются пути его регистрации [4,15]. На следующем этапе НИРС идет работа по обработке и оптимизации полученных данных, объективизация экспериментального материала и его описание, документальное оформление проведенного исследования, формулирование полученных выводов и даже практических рекомендаций для пациентов, студентов, медицинского персонала [1,5-9,11,13-15].

Результаты исследования и их обсуждение МИ, как структура развития НИРС, возможна при соблюдении ряда условий [12,15]. Первое: должны совпадать объекты исследования – студенты-стоматологи обследуют пациентов на КТС, КВБ и КФХ. Второе условие: в указанных учебных дисциплинах должны применяться одинаковые методы исследования – обследование пациентов по протоколу ведения больного с соответствующим заболеванием (по схеме истории болезни). Третье условие – использование общих теоретических концепций, знаний, практических умений и навыков. На КТС студенты проводят обследование амбулаторных пациентов, на КВБ и КФХ – пациентов, находящихся на стационарном лечении (госпитальных) по протоколу ведения больных с соответствующей патологией. Так, для определения состояния гигиены полости рта использован индекс гигиены ГринаВермильона (ИГ), ОНI-S; для характеристики степени воспаления десны – индекс гингивита РМА (Parma, 1960) и индекс кровоточивости (ИК Мюллемана) – для определения динамики изменения кровоточивости десны под воздействием исследуемого средства. Осуществляли также исследование ротовой жидкости (РЖ) по следующим параметрам: качественный анализ секрета – характеристика цвета, прозрачности, определение включений, вязкости, значения рН, показателей сиалометрии (СМ) за 10 минут [6-9,11,13,14]. Заполнялись карты стоматологического обследования. Оценку очищающего, противовоспалительного и кровоостанавливающего действия проводили на основании динамики изменения указанных индексов, которые определяли при контрольных осмотрах перед началом исследования и затем через 7 и 14 дней. Расчет редукции индексов осуществляли по стандартной схеме. Исходные данные каждого участника исследования служат контролем. Оценку органолептических свойств, исследуемых гигиенических лечебно-профилактических средств (зубных паст, ополаскивателей) проводили путем анкетирования участников – учитывали субъективную оценку пациентами качества [6-9,11,13,14]. На КОХ студенты изучают параметры гигиенических средств, применяемых на практике, проводя определение pH (среднее значение из трех измерений) стандартным потенциометрическим методом с помощью цифрового рН-метра, модели pH-150М и системы, состоящей из измерительного и вспомогательного стеклянных электродов; концентрации ионов кальция (Са2+) потенциометрическим методом с ионселективным пленочным электродом; измерение электропроводности кондуктометрическим методом (кондуктометр «Анион 7020»). На всех кафедрах студенты работают под руководством преподавателя. Раздел результаты исследования и их обсуждение, а также формулирование полученных выводов завершают работу, которая выливается в научно исследовательскую статью, публикуемую в сборнике НОМУС, выступают на межкафедральных конференциях и итоговой конференции НОМУС. Такие конференции требуют высокого уровня подготовки докладчика, а также расширения его практических знаний и умений по интегрируемым дисциплинам. Проведение совместных конференций и выступление на них с докладами целесообразно не только для мотивации, создания атмосферы сотрудничества и внимания к проблеме, но и для систематизации и подведения итогов, уточнения дальнейших перспектив на производственной практике студентов, когда докладчики получают опыт выступления перед большой аудиторией профессионалов – врачей-стоматологов и преподавателей кафедр УГМУ. НИРС на каждой из кафедр в отдельности представляет собой фрагментарную интеграцию, которая используется на каждом практическом занятии по предмету, тогда как целостная интеграция подразумевает решение большего количества задач [12,15]. Правильно организованная МИ играет не только образовательную, но и воспитательную роль. В дальнейшем, при условии доработки материала, сотрудничества ученых-преподавателей кафедр и серьезного анализа полученных данных, осуществляется публикация в центральной печати, где студенты-исследователи выступают в качестве соавторов [6-9,11,13,14]. Рассматривая МИ НИРС, мы отмечаем, что важной задачей данного процесса является последовательная трансформация учебной деятельности в учебно-исследовательскую (УИРС), а затем в НИРС. Так реализуется принцип «научения через исследование» [2,3]. Следует отметить, что МИ которая в своем развитии является и процессом, и целостной и педагогической системой, построенной из компонентов учебного (педагогического) и лечебного процессов. Стремление к достижению единства между указанными компонентами, формирование и укрепление взаимосвязей учебной, УИРС и НИРС в проведении профессиональной подготовки обусловливает принцип целостности [3,7].

Процесс взаимопроникновения, унификации знаний, формирует принцип взаимообусловленности интеграции и дифференциации [3,5,7]. Интересно, что внутренняя дифференциация определяет задачи и функции каждого компонента (в нашем исследовании – учебной деятельности, УИРС и НИРС). МИ объединяет эти задачи и функции в единое целое, наполняя их качественными особенностями, определяя указанный принцип. Следует подчеркнуть, что в МИ четко проецируются три стадии НИРС [3,12,15]. Первая стадия, начальная, характеризуется низким уровнем МИ, т. к. происходит установление взаимосвязи между отдельными элементами НИРС, при этом проявляются отдельные «связующие элементы», например, комплекс научных понятий, обобщение учебно-исследовательский знаний, умений и некоторых навыков, и формируются целостные представления о методах научного познания и НИРС [3,5,7,12,15]. Вторая стадия (средний уровень интеграции) характеризуется появлением так называемых «интегрированных элементов», усиливающих взаимосвязи, например, исследовательские методы – индекс гигиены полости рта, индекс гингивита, ИК, изучение рН, свойств РЖ, СМ. Таким образом устанавливается некоторое равновесие между задачами и функционированием МИ, усиливаются формы межпредметного взаимодействия и готовность студентов к НИРС способствует переходу на новый уровень [3,5,7,12,15]. Третья стадия (высокий уровень интеграции) представляет собой синтез целостной системы, характеризующейся устойчивыми взаимосвязями между интегрируемыми явлениями и способной к самоорганизации [3,5,7,12,15]. Происходит обновление целевых установок личности студента, его способности к профессиональному творческому саморазвитию. Таким образом, МИ, включающая материалы исследования по нескольким дисциплинам, создает условия для разностороннего рассмотрения изучаемой проблемы, демонстрирует связь между дисциплинами, способствует развитию интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных способностей у студентов, расширяет их образовательные возможности, позволяя применять знания в новых условиях, что способствует развитию клинического профессионального мышления студентов-стоматологов. В заключение отметим, что определение принципов интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов носит концептуальный характер и является основой для выявления условий эффективности данного процесса и выбора средств и методов его организации в образовательном процессе вуза.

Выводы. 1. Межкафедральное сотрудничество с проведением совместных заседаний студенческих научных кружков в настоящее время является одной из эффективных форм реализации межпредметных взаимосвязей при изучении комплексной проблемы, где важно, осуществляя конкретную деятельность, уметь применять знания и методы исследования и переносить из одной дисциплины в другую.

2. Принципы и стадии МИ, необходимого процесса современного образования, являются структурной основой творческого развития личности студентов. Это важно для выбора средств и методов организации образовательного процесса, НИРС, возможности самореализации и творческого развития студентов-стоматологов.

Список литературы

1. Белоконова Н.А., Еловикова Т.М., Молвинских В.С., Селянина Т.С. Витаминно-минеральный комплекс и эффективность адсорбции аскорбиновой кислоты// Пародонтология – 2015. – №4. – с. 35-38.

2. Бородина Т.С. Принципы интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов//Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №5. URL: http: //www. science-education.ru

3. Данильченко С.Л. Научно-исследовательская работа студентов: организация научного творчества вузовской молодежи // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 81–91.

4. Еловикова Т.М. Научно-практическая конференция на производственной практике по терапевтической стоматологии как метод обучения, способствующий успеху профессиональной подготовки студентов //в сборнике: Стоматология Большого Урала III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Под ред. О.П. Ковтун. – УГМУ. Екатеринбург. – 2015. – 64-65.

5. Еловикова Т.М., Белоконова Н.А., Шурыгина Е.П., Ещенко Я.А., Распопова Н.Г. Оценка изменений пародонтологического статуса больных сахарным диабетом II типа в условиях хирургического стационара использования новой зубной пасты «Parоdontax еxtra fresh» // Стоматология. – Том: 93. – 2014. – №6. – с. 38-41.

6. Еловикова Т.М., Ронь Г.И., Матюшкина А.П., Белоусова Ю.В., Легких А.В. Компетентостный подход в обучении студентовстоматологов: стоматологическая активность в профессиональном становлении личности. Вестник УГМА 2012. – №25. – с. 90-93.

7. Еловикова Т.М., Трошунин А.В., Жукова Е.Е., Ожгихина Ж.Э. Особенности стоматологического статуса больных сахарным диабетом 2-го типа в условиях стационара: гигиенические аспекты// Проблемы стоматологии. 2013. №2. С. 34-37.

8. Еловикова Т.М., Трошунин А.В., Молвинских В.С., Белоконова Н.А., Медведева Ю. В, Пономарева А.А. Анализ изменений гигиенического статуса и морфологической картины ротовой жидкости у больных сахарным диабетом II типа в условиях терапевтического стационара после использования отечественной зубной пасты на основе трав// Стоматология большого Урала на рубеже веков. К 100-летию пермского государственного медицинского университета имени академика Е.А. Вагнера. Материалы всероссийского конгресса 20–22мая. – Пермь. – 2015. – с. 77-81.

9. Еловикова Т.М., Ронь Г.И. Влияние научно-исследовательской работы на самообразование студентов-старшекурсников // IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Международный конгресс «Стоматология Большого Урала». Сборник статей. Под редакцией д. м. н. Мандра Ю.В. – Екатеринбург: Издательство УГМУ. – 2016. – с. 194-197.

10. Жегалина Н.М., Мандра Ю.В., Григорьев С.С. Мониторинг удовлетворенности образовательным процессом студентов 1-2 курса стоматологического факультета УГМУ // III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Под ред. Ковтун О.П.; Уральский государственный медицинский университет, Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого, Институт органического синтеза им. академика И.Я. Постовского. Екатеринбург, 2015. С. 67.

11. Калабина А.С., Киселева Т.А., Еловикова Т.М., Цидаева И.А. Характеристика состояния зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки полости рта у больных сахарным диабетом ΙΙ типа: влияние ополаскивателя для ежедневного применения на микрокристаллизацию слюны // IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Международный конгресс «Стоматология Большого Урала». Сборник статей. Под редакцией д. м. н. Мандра Ю.В. – Екатеринбург: Издательство УГМУ. – 2016. – с. 69-72.

12. Карандеева А.М., Кварацхелия А.Г., Анохина Ж.А., Гундарова О.П., Соколова Н.В. Интеграция дисциплин на примере межкафедрального сотрудничества// Вопросы морфологии XXI века. – 2014.- biomed. szgmu.ru.

13. Ронь Г.И., Еловикова Т.М., Емяшева С.Е., Комарова Е.А., Легких А.В. Оценка влияние новой зубной пасты «Лесной бальзам» на состояние полости рта у больных катаральным гингивитом// Проблемы стоматологии. – 2009. – №4. – 30-33 с.

14. Улыбин М.Р., Каримов Р.М., Недорезова А.А., Еловикова Т.М., Ермишина Е.Ю. Изучение механизма гидролиза компонентов зубной пасты для чувствительных зубов в присутствии ротовой жидкости. //IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Международный конгресс «Стоматология Большого Урала». Сборник статей. – Екатеринбург: Издательство УГМУ, 2016. – с. 145-147.

15. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – №1. – 47-49 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?