TRANSFORMATION OF MOTIVATING FACTORS TO RECEIVE PROFESSIONAL SKILLS IN THE PROCESS OF TRAINING
Abstract and keywords
Abstract (English):
Subject. Medical activity by virtue of its specifics requires profound professional self-determination of a specialist, motivation for constant self-improvement in the profession and high professional moral culture. Mastering and further process of self-realization of a specialist in the profession is continuous and carried out throughout the professional life of the doctor. Objectives. Determining the nature of the changes in factors affecting the professional choice of the student in the learning process. Results. The answers to questions of the questionnaire of students during their studies at first in the third year and then in the fifth are analyzed. The transformation of motivating factors in the learning process is noted. As the profession develops, fewer students experience difficulties in mastering knowledge and skills. Doubting the correctness of the choice of profession, students have difficulties in dealing with strangers, and 88,9 % of students experience learning difficulties. There is an increase in interest in research work from 3,3 % in the third year, to 10,5 % in the fifth. To determine how much the students feel prepared for the forthcoming work activity, it was suggested to evaluate their theoretical knowledge, practical skills and psychological readiness on a five-point scale. On average, more than half of the students (60,5-71 %) consider themselves prepared "well" (4) in all three areas. Conclusions 1. Students of the dental faculty in overwhelming majority of cases took the opinion of parents into accountwhen entering a higher medical educational institution. 2. Advanced acquaintance with the profession promotes the growth of interest in the chosen specialty. 3. The formation of confidence in the choice of a profession is influenced by the organization of the practical part of the class. 4. At the final stage of vocational training 94,7 % of students expressed a desire to work in the specialty. There is an increase in the interest in professional activities from 86,6 % in the third year to 94,7 % in the fifth year.

Keywords:
higher medical education, choice of profession, questioning, training of dental students
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Медицинская деятельность в силу своей специфики требует глубокого профессионального самоопределения специалиста, мотивированности на постоянное самосовершенствование и высокой нравственной культуры. Работ, посвященных изучению характера мотивирующих факторов при выборе вуза и факторов, формирующихся в процессе обучения студентов, очень много, что в очередной раз подтверждает исключительную важность мотивации как инструмента достижения успешного результата обучения [1―11]. Мотивация ― сложный психический процесс, который активирует, направляет и поддерживает поведение. Обучающие стимулы приводят к усилиям по овладению знаниями, приобретению навыков к качественному выполнению задач в области образования, что обеспечивает отличные академические результаты [12].

Овладение и дальнейший процесс самореализации специалиста осуществляются в течение всей профессиональной жизни врача [13].

Обучение в вузе является периодом в жизни человека, создающим наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических качеств и профессионального самоопределения будущего специалиста. В этот период на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта растут общая зрелость и устойчивость личности студента, повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту [13].

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь [14, 15].  Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии, к концу 5 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума, то есть формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. В начале обучения студент адаптируется к новой социальной позиции, принимает нормы, принятые в профессиональной среде, на базе которых в дальнейшем происходит формирование профессионально важных качеств и развитие личности в целом [16]. Говорить о становлении профессионала можно уже в процессе учебно-профессиональной деятельности, когда формируются мировоззрение, мотивы, интересы и предпочтения. Профессионализм как способность человека действовать эффективно в различных ситуациях предполагает включенность в деятельность цельных личностных, мотивационных, ценностных и смысловых образований [16].

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

3 курс ― начало специализации, первый опыт работы с пациентами, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. 3 курс в медицинском вузе является ключевым для формирования у студентов чувства принадлежности к будущей профессии (профессиональной самоидентификации), которая одновременно определяет постоянную мотивацию студента к учебе (поскольку учебный процесс у них воспринимается уже как один из важнейших этапов профессионального становления) и предохраняет от развития синдрома выгорания [17]. Успехи в освоении будущей профессии, в свою очередь, повышают самооценку студента, его мотивацию к учебе и позволяют чувствовать уверенность в своем профессиональном будущем [18].

5 курс ― перспектива скорого окончания вуза ― формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. [19, 20]. Происходит своеобразное «погружение в специальность» студентов. Циклы занятий представлены в основном профильными дисциплинами. Их длительность по учебным дисциплинам увеличивается, в учебном процессе активно применяются моно- и политематические кейсы, деловые игры, обучение на опыте, что способствует развитию клинического мышления, развивает творческую активность студентов, помогает проанализировать уровень своих знаний и умений [21―23].

С появлением возможности профессиональной реализации у студентов расширяется мотивационный компонент учебной деятельности, появляются такие внутренние мотивы, как эстетическая удовлетворенность своей работой, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата, при этом сохраняется мотивация на желание развиваться, достичь большего, знать и понимать предмет, без которых не представляется возможным формирование высококлассных специалистов [9].

 Решетников А.В. в своей работе пишет: «Современные реформы заметным образом изменили ролевую картину российского здравоохранения, трансформировав традиционные роли (врача, пациента, организаторов здравоохранения и т.д.) и введя совершенно новые (собственник медицинского учреждения, врач частной практики, страховщик и т.д.). Медицинские профессии постоянно претерпевают изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, изменениями в отношении к здоровью и болезни» [7, 24, 25].

Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнении строго определенной профессиональной роли явно устарело. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики, и многое другое. Некоторые авторы даже считают, что роль стоматолога перестает быть узкопрофессиональной и превращается в социальную [24].

Представления о будущей деятельности нередко складываются из опыта знакомых, родителей, общераспространенных представлений, которые часто имеют под собой реальные основания, а также условий, в которых студент получит профессию [20, 26, 27]. Существуют три мифа о стоматологах, которые типичны для обыденного сознания. Миф 1: стоматолог ― это не врач;  миф. 2: стоматологи очень много зарабатывают; миф 3: среди стоматологов больше всего «бракоделов», у них больше всего негативных последствий лечения и на них чаще всего жалуются. В обществе, наряду с острой потребностью в стоматологической помощи, наблюдается настороженное, а в некоторых случаях и недоброжелательное отношение к представителям данной профессии. Поэтому адаптация к профессиональной роли врача-стоматолога проходит в более сложных условиях, чем к другим профессиональным медицинским ролям [24].

В создавшихся условиях особенно высока роль преподавателя высшего учебного заведения. Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся, но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства обучения, цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Каждый год обучения изменяет имеющиеся представления о выбранной профессии за счет овладения новыми знаниями, навыками, умением, привносит что-то новое.

Таким образом, анализ мотивирующих факторов профессионального самоопределения будущих врачей необходимо проводить в динамике обучения. В доступной нам литературе мы не встретили подобных исследований.

Цель ― определить характер изменения факторов, влияющих на профессиональный выбор студента в процессе обучения.

Материалы и методы

В нашем исследовании принимали участие студенты стоматологического факультета в период их обучения на 3 и 5 курсах. Им было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты. Были проанализированы 30 анкет студентов 3 курса и 38 ― 5.

Результаты и их обсуждение

При анализе ответов на вопросы анкеты мы смогли составить представление о том, какими мотивами руководствовались студенты 3 курса при выборе будущей профессии. Разрешалось выбрать несколько ответов.

Ответ, что работа врача всегда востребована, выбрали 63,3 % анкетируемых, 43,3 % опрошенных мечтали стать врачом с детства. Желание помогать людям и высокую престижность профессии отметили 36,6 % студентов, 20 % привлекла высокая оплата труда стоматолога и только 3,3 % руководствовались при выборе профессии советом родителей. Это косвенно указывает на ошибку, которую сделали студенты при оценке позиции родителей, когда указали на жесткую позицию родителей при выборе вуза. Анализ ответов показал, что у анкетированных уже сложились определенные предпочтения к моменту поступления, которые родители умело направляли с самого раннего возраста.

Задавая этот же вопрос этим же студентам на 5 курсе, мы получили в основном сходные результаты (табл. 1). Однако считают, что воспользовались советом родителей уже 21 % опрошенных против 3,3 указанных ранее.

Таблица 1

Причины выбора профессии стоматолога

Table 1

Reasons for choosing a dentist profession

Варианты ответов

Ответы студентов 3 курса (%)

Ответы студентов 5 курса (%)

Мечтал с детства

43,3

39,5

Желание родителей

3,3

21

Чувствовал потребность помогать людям

36,6

31,6

Престижность профессии

36,6

31,6

Работа врача всегда востребована

63,3

55,3

Потому что работа врача хорошо оплачивается

20

15,7

 

При ответе на вопрос «Какова роль родителей в выборе профессии» предлагалось выбрать один из следующих вариантов:

старались помочь выбрать профессию с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка (А);

безапелляционно предлагали свой выбор профессии и учебного заведения (Б);

предоставляли возможность самостоятельно формировать профессиональный план (В).

Обучаясь на 3 курсе, 70 % студентов отметили жесткое участие родителей в выборе учебного заведения (Б), старались помочь с выбором родители 26,7 % детей (А), предоставили полную свободу выбора 3,3 % (В). Интересным является факт, что на 5 курсе 60,5 % респондентов выбрали ответ В, 28,9 % родителей старались помочь выбрать профессию с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и только 13,1 % студентов считают, что родители навязали им свою волю.

На вопрос «Вызывают ли некоторые предметы, задания серьезные затруднения» ответили утвердительно 73,34 % студентов 3 курса, легко даются контакты с посторонними людьми 70 % опрошенных, сомнения в правильности профессионального выбора высказали 26,7 % человек. При ответах на эти же вопросы на 5 курсе затруднения при изучении некоторых предметов беспокоят только 26,3 % обучающихся, не возникает проблем с общением у 73,7 % студентов, сомнения в правильности выбора сохранили 23,7 % респондентов. Мы можем сказать, что отмечается некоторая тенденция к снижению процента не уверенных в правильности выбора, хотя процент достаточно высок. Несмотря на это, работать врачом-стоматологом намерены 86,6 % студентов, организовать свою фирму хотели бы 26,6 % обучающихся, 13 % высказали желание быть преподавателями и руководителями разного уровня подразделений, 6 % предполагают стать преемниками и продолжателями семейного бизнеса, 3 % хотели бы заниматься научно-исследовательской работой и только 3 % хотели бы изменить направление профессиональной деятельности. Надо отметить, что только один ответ из предложенных выбрали 63,3 % студентов, в остальных случаях были выбраны два и более ответов, которые предполагали их профессиональный рост или совмещение нескольких видов деятельности. Так, например, работать по специальности, стать руководителем и организовать свою фирму хотят 23,3 % студентов, что указывает на стремление к самостоятельности, инициативности, поиску.

При опросе студентов на 5 курсе мы получили сопоставимые результаты (табл. 2).

Таблица 2

Предполагаемый род деятельности после окончания вуза

Table 2

Proposed occupation after graduation

Вид деятельности

Ответы студентов 3 курса (%)

Ответы студентов 5 курса (%)

Работать по специальности

86,6

94,7

Стать преподавателем

13,3

5,3

Стать руководителем

13,3

7,9

Организовать свою фирму

26,6

23,7

Стать преемником семейного бизнеса

6

5,3

Заниматься научно-исследовательской работой

3,3

10,5

Другое

3,3

5,3

 

 

Однако необходимо отметить рост интереса к научно-исследовательской работе. Выявленная нами тенденция согласуется с ранее проведенными исследованиями в этом направлении [28].

Анкету для студентов 5 курса мы дополнили еще несколькими вопросами. Нас интересовало, насколько они чувствуют себя подготовленными к предстоящей трудовой деятельности. Предлагалось оценить себя на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» по трем составляющим: теоретическая подготовка, практическая подготовка и психологическая готовность (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка степени подготовленности студентов 5 курса 9 семестра к предстоящей профессиональной деятельности

Table 3

Self-assessment of the degree of preparedness of the fifth year students of the 9th semester for the forthcoming professional activity

Теоретическая подготовка (%)

Практическая подготовка (%)

Психологическая готовность (%)

отлично

 

хорошо

 

удовлет-ворительно

 

отлично

 

хорошо

 

удовлетворительно

 

отлично

 

хорошо

 

удовлетворительно

 

13,2

71

15,8

5,3

63,1

31,6

15,8

60,5

23,7

средний балл ― 3,97

средний балл ― 3,73

средний балл ― 3,92

 

В среднем более половины студентов (60,5‒71 %) считают себя подготовленными на «хорошо» по всем трем направлениям. Однако настораживает высокий процент удовлетворительных оценок практической подготовки и степени психологической готовности. Это говорит о том, что необходимо развивать и тренировать психологические аспекты трудовой деятельности врача-стоматолога. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики, и многое другое. При обучении в университете она предстает во фрагментированном виде. Для успешного выполнения профессиональной роли врача-стоматолога необходимы специальная психологическая и социологическая подготовка. Отсутствие такой у выпускников стоматологических факультетов и вузов негативно влияет на усвоение ими профессиональных ролей.

Обучение в «клинической стоматологии» должно восполнить существующий пробел и интегрировать теоретические, практические, социальные и психологические направления в обучении студентов.

Анализируя ответы студентов, обучающихся на 5 курсе, были выделены анкеты студентов, сомневающихся в правильности своего выбора. Мы сопоставили их ответы с ответами респондентов, которые в своем выборе уверены (табл. 4).

 

 

Таблица 4

Взгляды студентов на вопросы обучения в зависимости от наличия или отсутствия сомнений в правильности профессионального выбора

Table 4

The views of students on the issues of training, depending on whether there is or is no doubt about the correctness of professional choice

Группа анкетируемых/вопросы анкеты

Легко ли даются контакты с посторонними людьми,

%

Некоторые предметы/задания вызывают затруднение, %

Степень подготовленности к предстоящей трудовой деятельности, %

теоретическая подготовка

 

практическая подготовка

 

психологическая готовность

 

да

нет

да

нет

отлично

хорошо

удовлетворительно

отлично

хорошо

удовлетворительно

отлично

хорошо

удовлетворительно

Сомневающиеся в  выборе

33,3

66,7

88,9

11,1

22,3

44,4

33,3

-

55,5

44,4

-

66,7

33,3

Несомневающиеся в  выборе

86,2

13,8

37,9

662,1

10,3

79,4

10,3

66,9

65,5

27,6

20,7

58,7

20,7

 

Как видно из таблицы, студенты, сомневающиеся в правильности выбора профессии, имеют затруднения при общении с незнакомыми людьми (66,7 %), имеют затруднения в изучении некоторых предметов или выполнении определенных заданий 88,9 %. На «хорошо» себя оценили 44,4―66,6 % анкетируемых, хотя 33,3 % оценили на «удовлетворительно» свои теоретическую и психологическую готовность, а 44,4 % ― практическую.

Средний балл в группе «сомневающихся»: теоретическая подготовка ― 3,89; практическая подготовка ― 4,0; психологическая готовность ― 3,67; средний балл в группе «не сомневающихся»: теоретическая подготовка ― 4,0; практическая подготовка ― 3,79; психологическая готовность ― 4,0.

Мы видим, что уровень психологической готовности в группе «сомневающихся» ниже теоретической и практической подготовки. Это говорит о том, что психологическая готовность включает знания и умения в других составляющих профессии: экономике, менеджменте, высоких технологиях, новейших психологических методиках и пр. Необходимо учитывать, что «сомневающиеся» в 80,9 % случаев лечили на практических занятиях родных и знакомых и только в 11,1 % ― посторонних людей. В группе «не сомневающихся» доля «знакомых» пациентов составляла всего 58,3 %.

Значит, на циклах «клиническая стоматология» и «геронтостоматология» необходимо шире привлекать студентов к обследованию и лечению людей посторонних, включать в обучение лекции и практические занятия, позволяющие подготовить студента к предстоящей самостоятельной работе. Возможно, проведение ролевых игр, привлечение к обучению психологов позволят восполнить существующие пробелы.

Учитывая, что средний балл выведен на основе самооценки студентов по трем направлениям, мы можем говорить о том, что он отражает степень уверенности в себе, а не реальную успеваемость.

Выводы

1. Студенты стоматологического факультета в подавляющем большинстве случаев учитывали мнение родителей при поступлении в высшее медицинское учебное заведение.

2. Углубленное знакомство с профессией способствует росту интереса к выбранной специальности.

3. На формирование уверенности в выборе профессии влияет организация практической части занятия.

 4. На конечном этапе профессиональной подготовки желание работать по специальности выразили 94,7 % студентов. Отмечен рост интереса к профессиональной деятельности на 5 курсе по сравнению с 3 (с 86,6 до 94,7 %).

References

1. Guzovskaya, Ye. V., Nikolayeva, L. A., Serebrennikova, S. N. (2018). Faktory formirovaniya uchebnoy motivatsii studentov [Factors of formation of educational motivation of students]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality management system: experience and prospects], 7, 33-36. (In Russ.)

2. Malysh, YA. V. (2014). Opredeleniye motivov vybora meditsinskoy professii i urovnya professional'noy oriyentirovannosti studentov [Determining the motives for choosing the medical profession and the level of professional orientation of students]. Materialy VI Mezhdunarodnoy studencheskoy elektronnoy konferentsii «Studencheskiy nauchnyy forum» 15 fevralya -31 marta 2014 [Proceedings of the VI International Student Electronic Conference "Student Scientific Forum" February 15 - March 31, 2014], URL : https://scienceforum.ru/2014/article/2014003471. (In Russ.)

3. Maloshonok, N. G., Semenova, T. V., Terent'yev, Ye. A. (2015). Uchebnaya motivatsiya studentov rossiyskikh VUZov: vozmozhnosti teoreticheskogo osmysleniya [Educational motivation of students of Russian universities: the possibility of theoretical understanding]. Voprosy obrazovaniya [Educational Issues], 3, 92-121. (In Russ.)

4. Chernykh, A. V., Kosyanchuk, N. M. (2015). Dinamika professional'noy motivatsii studentov-medikov [Dynamics of professional motivation of medical students]. Pedagogicheskoye masterstvo i pedagogicheskiye tekhnologii [Pedagogical skills and pedagogical technologies], 3(5), 123-125. (In Russ.)

5. Nemtsov, A. A. (2015). Material'noye polozheniye sem'i studenta i yego svyaz' so strukturoy uchebnoy motivatsii i oriyentirov budushchey professional'noy deyatel'nosti [The financial situation of the student's family and its relationship with the structure of educational motivation and guidelines for future professional activities]. VI Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Psikhologicheskiye problemy sovremennoy sem'i» [VI International Scientific Conference «Psychological problems of the modern family»], Moscow-Zvenigorod, 297-313. (In Russ.)

6. Nemtsov, A. A. (2015). Otlichiya v motivatsii polucheniya vysshego obrazovaniya i professional'nykh prioritetov studentov, yavlyayushchikhsya yedinstvennymi, starshimi i mladshimi det'mi v sem'ye [Differences in the motivation of higher education and professional priorities of students who are the only, older and younger children in the family]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz [Applied Psychology and Psychoanalysis], 1, 6-9. (In Russ.)

7. Nemtsov, A. A. (2018). Vliyaniye sotsial'noy situatsii razvitiya na osobennosti uchebnoy motivatsii i mirovozzreniya studentov [The influence of the social situation of development on the features of educational motivation and outlook of students]. Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of science and practice], 74, 9, 289-327. (In Russ.)

8. Meshcheryakova, I. N. (2015). Osobennosti motivatsii uchebnoy deyatel'nosti studentov-psikhologov razlichnykh kursov [Features of motivation of educational activities of students psychologists of various courses]. Izvestiya VGPU [Bulletin of VSPU], 4, 137-139. (In Russ.)

9. Tirskaya, O. I., Moloko, V. D., Dorzhiyeva, Z. V. (2010). Formirovaniye professional'noy motivatsii v protsesse prepodavaniya terapevticheskoy stomatologii [Formation of professional motivation in the process of teaching therapeutic dentistry]. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian medical journal], 98, 2, 86-88. (In Russ.)

10. Vorob'yeva, M. V. (2015). Motivatsiya 3.0 kak faktor formirovaniya motivatsii professional'noy deyatel'nosti studentov v uchebnom protsesse VUZa [Motivation 3.0 as a factor in the formation of the motivation of students' professional activities in the educational process of the university]. Nauchnoye obozreniye. Seriya 2 : Gumanitarnyye nauki [Scientific Review. Series 2: The Humanities], 3, 44-49. (In Russ.)

11. Hernández-Torrano, D., Chan, C. K. (2017). First year medical students' learning style preferences and their correlation with performance in different subjects within the medical course. BMC Medical Education, 17, 131.

12. Vaneva, M. A. (2014). Comparative analysis of academic motivation of dental-technician students in the medical colleges in Bulgaria. Pedagogika, psikhologiya i obshchestvennoye soznaniye : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii [Pedagogy, psychology and social consciousness: a collection of articles of the International Scientific and Technical Conference], 33-42. (In Russ.)

13. Andreyev, A. A. (1997). Vvedeniye v distantsionnoye obucheniye [Introduction to distance learning]. Part II, Moscow : MESI, 50. (In Russ.)

14. Mazharenko, V. A. (2012). Stomatologiya kak professiya: opyt sotsiologicheskogo analiza [Dentistry as a profession: the experience of sociological analysis: author. diss. ... cand. med. sciences]. Volgograd, 46. (In Russ.)

15. Gordeyeva, T. O., Gizhitskiy, V. V., Sychev, O. A. Gavrichenkova, T. K. (2016). Motivatsiya samouvazheniya i uvazheniya drugimi kak faktory akademicheskikh dostizheniy i nastoychivosti v uchebnoy deyatel'nosti [Motivation of self-esteem and respect by others as factors of academic achievement and perseverance in learning activities]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological Journal], 37, 2, 57-68. (In Russ.)

16. Reshetnikov, A. V. (2010). Sotsiologiya meditsiny [Sociology of medicine : a guide]. Moscow : GEOTAR-Media, 256. (In Russ.)

17. Berezutskiy, V. I. (2017). Sindrom vygoraniya u studentov meditsinskikh vuzov kak «professional'noye zabolevaniye» [Burnout syndrome in medical students as an «occupational disease»]. Zdorov'ye i okruzhayushchaya sreda : sbornik materialov respublikanskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 90-letiyu respublikanskogo unitarnogo predpriyatiya «Nauchno-prakticheskiy tsentr gigiyeny» [Health and environment: a collection of materials of the Republican scientific-practical conference with international participation dedicated to the 90th anniversary of the republican unitary enterprise «Scientific -practical center of hygiene» : in 2 tons], 117-119. (In Russ.)

18. Hansen, G. V., Durso, V. M., Fracchia, L. N. (2016). Burnout-engagement and personality factors in medical students at a public university. Vertex, 27, 129, 325-332.

19. Mikirtichan, G. L., Chulkova, V. A., Pestereva, Ye. V, Ol'khovskiy, K. A. (2014). O formirovanii professional'nogo samoopredeleniya budushchikh vrachey [Olkhovsky On the formation of professional self-determination of future doctors]. Pediatr [Pediatrician], 5, 2, 95-101. (In Russ.)

20. Shcherbakova, O. V., Tikhodeyev, O. N. (2017). Costavlyayushchiye individual'noy sredy i yeye rol' v razvitii psikhologicheskikh priznakov [Components of the individual environment and its role in the development of psychological signs]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 38, 1, 52-63. (In Russ.)

21. O'Donoghue, D., Davison, G., Hanna, L. J., Mcnaughten, B., Thompson, A., Stevenson, M. (2018). Calibration of confidence and assessed clinical skills competence in undergraduate paediatric osce scenarios: a mixed methods study 13 education 1303 specialist studies in education. BMC Medical Education, 18, 1, 211.

22. Stewart, J., O'Halloran, C., Barton, J. R., Singleton, S. J., Harrigan, P., Spencer, J. (2000). Clarifying the concepts of confidence and competence to produce appropriate self-evaluation measurement scales. Med Educ, 34(11), 903-909

23. Morgan, P. J., Cleave-Hogg, D. (2002). Comparison between medical students' experience, confidence and competence. Med Educ, 36(6), 534-539

24. Volodina, K. A. (2014). Osobennosti professional'nogo obucheniya studentov-psikhologov [Features of professional training of psychology students]. Materialy II mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Sovremennaya psikhologiya» [Materials of the II International Scientific Conference «Modern Psychology»], Perm, 39-41. (In Russ.)

25. Zhuravlev, A. L., Poznyakov, V. P. (2018). Sotsial'naya psikhologiya i ekonomicheskiye reformy v Rossii [Social psychology and economic reforms in Russia]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 39, 1, 15-25. (In Russ.)

26. Haslach, S. D., Geibel, M. A., Aytepe, Z., Kokkari, A., Azrak, B., Ehlers, V., Herz, M. M., Jerg-Bretzke, L. (2018). Country and gender differences in the motivation of dental students-an international comparison. Eur. J. of Dental Education, 22, 1-17.

27. Vorob'yeva, Ye. Ye., Nesterova, S. M., Rukshina, YU. S., Kolesova, D. R. (2017). Izucheniye motivatsii vybora professii i obucheniya studentov meditsinskogo profilya [Study of the motivation of choosing a profession and teaching medical students]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Obrazovaniye, innovatsii, issledovaniya kak resurs razvitiya soobshchestva» [Materials of the scientific-practical conference «Education, innovation, research as a community development resource»], Cheboksary, 134-137. (In Russ.)

28. Ha, T. C., Yong, S. K., Tan, S. B., Malhotra, R., Østbye, T., Ng, S., Chen, C., Koh, G. C. H., Altermatt, F., Seim, A., Biderman, A., Woolley, T. (2018). Inclination towards research and the pursuit of a research career among medical students: an international cohort study. BMC Medical Education, 18, 1, 14.


Login or Create
* Forgot password?