ТРАНСФОРМАЦИЯ МОТИВИРУЮЩИХ ФАКТОРОВ К ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Медицинская деятельность в силу своей специфики требует глубокого профессионального самоопределения специалиста, мотивированности на постоянное самосовершенствование и высокой нравственной культуры. Цель ― определение характера изменения факторов, влияющих на профессиональный выбор студента в процессе обучения. Материалы и методы Студентам стоматологического факультета в период обучения на третьем и пятом курсах было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты. Результаты. Проанализированы ответы на вопросы анкеты студентов в период их обучения в осеннем семестре на 3 курсе, а затем на 5. Отмечена трансформация мотивирующих факторов в процессе обучения. По мере освоения профессии количество студентов, испытывающих затруднения при овладении знаниями и навыками, уменьшается. Сомневающиеся в правильности выбора профессии студенты имеют затруднения при общении с незнакомыми людьми, а 88,9 % ― трудности в обучении. Отмечен рост интереса к научно-исследовательской работе на 5 курсе по сравнению с 3 (с 3,3 до 10,5 %). С целью определения степени подготовленности студентов к предстоящей трудовой деятельности было предложено оценить их теоретические знания, практические умения и психологическую готовность по пятибалльной шкале. В среднем более половины студентов (60,5‒71 %) считают себя подготовленными на «хорошо» по всем трем направлениям. Выводы. 1. Студенты стоматологического факультета в подавляющем большинстве случаев учитывали мнение родителей при поступлении в высшее медицинское учебное заведение. 2. Углубленное знакомство с профессией способствует росту интереса к выбранной специальности. 3. На формирование уверенности в выборе профессии влияет организация практической части занятия. 4. На конечном этапе профессиональной подготовки желание работать по специальности выразили 94,7 % студентов.

Ключевые слова:
высшее медицинское образование, выбор профессии, анкетирование, обучение студентов-стоматологов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Медицинская деятельность в силу своей специфики требует глубокого профессионального самоопределения специалиста, мотивированности на постоянное самосовершенствование и высокой нравственной культуры. Работ, посвященных изучению характера мотивирующих факторов при выборе вуза и факторов, формирующихся в процессе обучения студентов, очень много, что в очередной раз подтверждает исключительную важность мотивации как инструмента достижения успешного результата обучения [1―11]. Мотивация ― сложный психический процесс, который активирует, направляет и поддерживает поведение. Обучающие стимулы приводят к усилиям по овладению знаниями, приобретению навыков к качественному выполнению задач в области образования, что обеспечивает отличные академические результаты [12].

Овладение и дальнейший процесс самореализации специалиста осуществляются в течение всей профессиональной жизни врача [13].

Обучение в вузе является периодом в жизни человека, создающим наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических качеств и профессионального самоопределения будущего специалиста. В этот период на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта растут общая зрелость и устойчивость личности студента, повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту [13].

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт.

Факт поступления в вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности, порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь [14, 15].  Вместе с тем на 2 и 3 курсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности, профессии, к концу 5 курса окончательно решается вопрос о профессиональном самоопределении.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности.

Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума, то есть формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. В начале обучения студент адаптируется к новой социальной позиции, принимает нормы, принятые в профессиональной среде, на базе которых в дальнейшем происходит формирование профессионально важных качеств и развитие личности в целом [16]. Говорить о становлении профессионала можно уже в процессе учебно-профессиональной деятельности, когда формируются мировоззрение, мотивы, интересы и предпочтения. Профессионализм как способность человека действовать эффективно в различных ситуациях предполагает включенность в деятельность цельных личностных, мотивационных, ценностных и смысловых образований [16].

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

3 курс ― начало специализации, первый опыт работы с пациентами, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. 3 курс в медицинском вузе является ключевым для формирования у студентов чувства принадлежности к будущей профессии (профессиональной самоидентификации), которая одновременно определяет постоянную мотивацию студента к учебе (поскольку учебный процесс у них воспринимается уже как один из важнейших этапов профессионального становления) и предохраняет от развития синдрома выгорания [17]. Успехи в освоении будущей профессии, в свою очередь, повышают самооценку студента, его мотивацию к учебе и позволяют чувствовать уверенность в своем профессиональном будущем [18].

5 курс ― перспектива скорого окончания вуза ― формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т.п. [19, 20]. Происходит своеобразное «погружение в специальность» студентов. Циклы занятий представлены в основном профильными дисциплинами. Их длительность по учебным дисциплинам увеличивается, в учебном процессе активно применяются моно- и политематические кейсы, деловые игры, обучение на опыте, что способствует развитию клинического мышления, развивает творческую активность студентов, помогает проанализировать уровень своих знаний и умений [21―23].

С появлением возможности профессиональной реализации у студентов расширяется мотивационный компонент учебной деятельности, появляются такие внутренние мотивы, как эстетическая удовлетворенность своей работой, самоудовлетворенность от достигнутого высокого результата, при этом сохраняется мотивация на желание развиваться, достичь большего, знать и понимать предмет, без которых не представляется возможным формирование высококлассных специалистов [9].

 Решетников А.В. в своей работе пишет: «Современные реформы заметным образом изменили ролевую картину российского здравоохранения, трансформировав традиционные роли (врача, пациента, организаторов здравоохранения и т.д.) и введя совершенно новые (собственник медицинского учреждения, врач частной практики, страховщик и т.д.). Медицинские профессии постоянно претерпевают изменения. Это связано не только с экономическими преобразованиями системы здравоохранения, но и с социальными изменениями, изменениями в отношении к здоровью и болезни» [7, 24, 25].

Привычное представление о деятельности врача-стоматолога как исполнении строго определенной профессиональной роли явно устарело. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики, и многое другое. Некоторые авторы даже считают, что роль стоматолога перестает быть узкопрофессиональной и превращается в социальную [24].

Представления о будущей деятельности нередко складываются из опыта знакомых, родителей, общераспространенных представлений, которые часто имеют под собой реальные основания, а также условий, в которых студент получит профессию [20, 26, 27]. Существуют три мифа о стоматологах, которые типичны для обыденного сознания. Миф 1: стоматолог ― это не врач;  миф. 2: стоматологи очень много зарабатывают; миф 3: среди стоматологов больше всего «бракоделов», у них больше всего негативных последствий лечения и на них чаще всего жалуются. В обществе, наряду с острой потребностью в стоматологической помощи, наблюдается настороженное, а в некоторых случаях и недоброжелательное отношение к представителям данной профессии. Поэтому адаптация к профессиональной роли врача-стоматолога проходит в более сложных условиях, чем к другим профессиональным медицинским ролям [24].

В создавшихся условиях особенно высока роль преподавателя высшего учебного заведения. Педагогический процесс создается преподавателем для осуществления воспитания, образования и обучения учащихся, но у каждого учащегося есть своя цель обучения, свои методы и средства обучения, цели преподавателя и учащегося даже в течение одного занятия могут расходиться. Каждый год обучения изменяет имеющиеся представления о выбранной профессии за счет овладения новыми знаниями, навыками, умением, привносит что-то новое.

Таким образом, анализ мотивирующих факторов профессионального самоопределения будущих врачей необходимо проводить в динамике обучения. В доступной нам литературе мы не встретили подобных исследований.

Цель ― определить характер изменения факторов, влияющих на профессиональный выбор студента в процессе обучения.

Материалы и методы

В нашем исследовании принимали участие студенты стоматологического факультета в период их обучения на 3 и 5 курсах. Им было предложено ответить на вопросы разработанной нами анкеты. Были проанализированы 30 анкет студентов 3 курса и 38 ― 5.

Результаты и их обсуждение

При анализе ответов на вопросы анкеты мы смогли составить представление о том, какими мотивами руководствовались студенты 3 курса при выборе будущей профессии. Разрешалось выбрать несколько ответов.

Ответ, что работа врача всегда востребована, выбрали 63,3 % анкетируемых, 43,3 % опрошенных мечтали стать врачом с детства. Желание помогать людям и высокую престижность профессии отметили 36,6 % студентов, 20 % привлекла высокая оплата труда стоматолога и только 3,3 % руководствовались при выборе профессии советом родителей. Это косвенно указывает на ошибку, которую сделали студенты при оценке позиции родителей, когда указали на жесткую позицию родителей при выборе вуза. Анализ ответов показал, что у анкетированных уже сложились определенные предпочтения к моменту поступления, которые родители умело направляли с самого раннего возраста.

Задавая этот же вопрос этим же студентам на 5 курсе, мы получили в основном сходные результаты (табл. 1). Однако считают, что воспользовались советом родителей уже 21 % опрошенных против 3,3 указанных ранее.

Таблица 1

Причины выбора профессии стоматолога

Table 1

Reasons for choosing a dentist profession

Варианты ответов

Ответы студентов 3 курса (%)

Ответы студентов 5 курса (%)

Мечтал с детства

43,3

39,5

Желание родителей

3,3

21

Чувствовал потребность помогать людям

36,6

31,6

Престижность профессии

36,6

31,6

Работа врача всегда востребована

63,3

55,3

Потому что работа врача хорошо оплачивается

20

15,7

 

При ответе на вопрос «Какова роль родителей в выборе профессии» предлагалось выбрать один из следующих вариантов:

старались помочь выбрать профессию с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка (А);

безапелляционно предлагали свой выбор профессии и учебного заведения (Б);

предоставляли возможность самостоятельно формировать профессиональный план (В).

Обучаясь на 3 курсе, 70 % студентов отметили жесткое участие родителей в выборе учебного заведения (Б), старались помочь с выбором родители 26,7 % детей (А), предоставили полную свободу выбора 3,3 % (В). Интересным является факт, что на 5 курсе 60,5 % респондентов выбрали ответ В, 28,9 % родителей старались помочь выбрать профессию с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка и только 13,1 % студентов считают, что родители навязали им свою волю.

На вопрос «Вызывают ли некоторые предметы, задания серьезные затруднения» ответили утвердительно 73,34 % студентов 3 курса, легко даются контакты с посторонними людьми 70 % опрошенных, сомнения в правильности профессионального выбора высказали 26,7 % человек. При ответах на эти же вопросы на 5 курсе затруднения при изучении некоторых предметов беспокоят только 26,3 % обучающихся, не возникает проблем с общением у 73,7 % студентов, сомнения в правильности выбора сохранили 23,7 % респондентов. Мы можем сказать, что отмечается некоторая тенденция к снижению процента не уверенных в правильности выбора, хотя процент достаточно высок. Несмотря на это, работать врачом-стоматологом намерены 86,6 % студентов, организовать свою фирму хотели бы 26,6 % обучающихся, 13 % высказали желание быть преподавателями и руководителями разного уровня подразделений, 6 % предполагают стать преемниками и продолжателями семейного бизнеса, 3 % хотели бы заниматься научно-исследовательской работой и только 3 % хотели бы изменить направление профессиональной деятельности. Надо отметить, что только один ответ из предложенных выбрали 63,3 % студентов, в остальных случаях были выбраны два и более ответов, которые предполагали их профессиональный рост или совмещение нескольких видов деятельности. Так, например, работать по специальности, стать руководителем и организовать свою фирму хотят 23,3 % студентов, что указывает на стремление к самостоятельности, инициативности, поиску.

При опросе студентов на 5 курсе мы получили сопоставимые результаты (табл. 2).

Таблица 2

Предполагаемый род деятельности после окончания вуза

Table 2

Proposed occupation after graduation

Вид деятельности

Ответы студентов 3 курса (%)

Ответы студентов 5 курса (%)

Работать по специальности

86,6

94,7

Стать преподавателем

13,3

5,3

Стать руководителем

13,3

7,9

Организовать свою фирму

26,6

23,7

Стать преемником семейного бизнеса

6

5,3

Заниматься научно-исследовательской работой

3,3

10,5

Другое

3,3

5,3

 

 

Однако необходимо отметить рост интереса к научно-исследовательской работе. Выявленная нами тенденция согласуется с ранее проведенными исследованиями в этом направлении [28].

Анкету для студентов 5 курса мы дополнили еще несколькими вопросами. Нас интересовало, насколько они чувствуют себя подготовленными к предстоящей трудовой деятельности. Предлагалось оценить себя на «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно» по трем составляющим: теоретическая подготовка, практическая подготовка и психологическая готовность (табл. 3).

Таблица 3

Самооценка степени подготовленности студентов 5 курса 9 семестра к предстоящей профессиональной деятельности

Table 3

Self-assessment of the degree of preparedness of the fifth year students of the 9th semester for the forthcoming professional activity

Теоретическая подготовка (%)

Практическая подготовка (%)

Психологическая готовность (%)

отлично

 

хорошо

 

удовлет-ворительно

 

отлично

 

хорошо

 

удовлетворительно

 

отлично

 

хорошо

 

удовлетворительно

 

13,2

71

15,8

5,3

63,1

31,6

15,8

60,5

23,7

средний балл ― 3,97

средний балл ― 3,73

средний балл ― 3,92

 

В среднем более половины студентов (60,5‒71 %) считают себя подготовленными на «хорошо» по всем трем направлениям. Однако настораживает высокий процент удовлетворительных оценок практической подготовки и степени психологической готовности. Это говорит о том, что необходимо развивать и тренировать психологические аспекты трудовой деятельности врача-стоматолога. Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики, и многое другое. При обучении в университете она предстает во фрагментированном виде. Для успешного выполнения профессиональной роли врача-стоматолога необходимы специальная психологическая и социологическая подготовка. Отсутствие такой у выпускников стоматологических факультетов и вузов негативно влияет на усвоение ими профессиональных ролей.

Обучение в «клинической стоматологии» должно восполнить существующий пробел и интегрировать теоретические, практические, социальные и психологические направления в обучении студентов.

Анализируя ответы студентов, обучающихся на 5 курсе, были выделены анкеты студентов, сомневающихся в правильности своего выбора. Мы сопоставили их ответы с ответами респондентов, которые в своем выборе уверены (табл. 4).

 

 

Таблица 4

Взгляды студентов на вопросы обучения в зависимости от наличия или отсутствия сомнений в правильности профессионального выбора

Table 4

The views of students on the issues of training, depending on whether there is or is no doubt about the correctness of professional choice

Группа анкетируемых/вопросы анкеты

Легко ли даются контакты с посторонними людьми,

%

Некоторые предметы/задания вызывают затруднение, %

Степень подготовленности к предстоящей трудовой деятельности, %

теоретическая подготовка

 

практическая подготовка

 

психологическая готовность

 

да

нет

да

нет

отлично

хорошо

удовлетворительно

отлично

хорошо

удовлетворительно

отлично

хорошо

удовлетворительно

Сомневающиеся в  выборе

33,3

66,7

88,9

11,1

22,3

44,4

33,3

-

55,5

44,4

-

66,7

33,3

Несомневающиеся в  выборе

86,2

13,8

37,9

662,1

10,3

79,4

10,3

66,9

65,5

27,6

20,7

58,7

20,7

 

Как видно из таблицы, студенты, сомневающиеся в правильности выбора профессии, имеют затруднения при общении с незнакомыми людьми (66,7 %), имеют затруднения в изучении некоторых предметов или выполнении определенных заданий 88,9 %. На «хорошо» себя оценили 44,4―66,6 % анкетируемых, хотя 33,3 % оценили на «удовлетворительно» свои теоретическую и психологическую готовность, а 44,4 % ― практическую.

Средний балл в группе «сомневающихся»: теоретическая подготовка ― 3,89; практическая подготовка ― 4,0; психологическая готовность ― 3,67; средний балл в группе «не сомневающихся»: теоретическая подготовка ― 4,0; практическая подготовка ― 3,79; психологическая готовность ― 4,0.

Мы видим, что уровень психологической готовности в группе «сомневающихся» ниже теоретической и практической подготовки. Это говорит о том, что психологическая готовность включает знания и умения в других составляющих профессии: экономике, менеджменте, высоких технологиях, новейших психологических методиках и пр. Необходимо учитывать, что «сомневающиеся» в 80,9 % случаев лечили на практических занятиях родных и знакомых и только в 11,1 % ― посторонних людей. В группе «не сомневающихся» доля «знакомых» пациентов составляла всего 58,3 %.

Значит, на циклах «клиническая стоматология» и «геронтостоматология» необходимо шире привлекать студентов к обследованию и лечению людей посторонних, включать в обучение лекции и практические занятия, позволяющие подготовить студента к предстоящей самостоятельной работе. Возможно, проведение ролевых игр, привлечение к обучению психологов позволят восполнить существующие пробелы.

Учитывая, что средний балл выведен на основе самооценки студентов по трем направлениям, мы можем говорить о том, что он отражает степень уверенности в себе, а не реальную успеваемость.

Выводы

1. Студенты стоматологического факультета в подавляющем большинстве случаев учитывали мнение родителей при поступлении в высшее медицинское учебное заведение.

2. Углубленное знакомство с профессией способствует росту интереса к выбранной специальности.

3. На формирование уверенности в выборе профессии влияет организация практической части занятия.

 4. На конечном этапе профессиональной подготовки желание работать по специальности выразили 94,7 % студентов. Отмечен рост интереса к профессиональной деятельности на 5 курсе по сравнению с 3 (с 86,6 до 94,7 %).

Список литературы

1. Гузовская, Е. В. Факторы формирования учебной мотивации студентов / Е. В. Гузовская, Л. А. Николаева, С. Н. Серебренникова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – 2018. – № 7. – С. 33–36.

2. Малыш, Я. В. Определение мотивов выбора медицинской профессии и уровня профессиональной ориентированности студентов [Электронный ресурс] / Я. В. Малыш // Материалы VI Международной студенческой электронной конференции «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 г. – Режим доступа : https://scienceforum.ru/2014/article/2014003471 (дата обращения 31.10.2018).

3. Малошонок, Н. Г. Учебная мотивация студентов российских ВУЗов: возможности теоретического осмысления / Н. Г. Малошонок, Т. В. Семенова, Е. А. Терентьев // Вопросы образования. – 2015. – № 3. – С. 92–121.

4. Черных, А. В. Динамика профессиональной мотивации студентов-медиков / А. В. Черных, Н. М. Косянчук // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 3(5). – С. 123–125.

5. Немцов, А. А. Материальное положение семьи студента и его связь со структурой учебной мотивации и ориентиров будущей профессиональной деятельности / А. А. Немцов // VIМеждународная научная конференция «Психологические проблемы современной семьи». – Москва-Звенигород, 2015. – С. 297–313.

6. Немцов, А. А. Отличия в мотивации получения высшего образования и профессиональных приоритетов студентов, являющихся единственными, старшими и младшими детьми в семье / А. А. Немцов // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. – № 1. – С. 6–9.

7. Немцов, А. А. Влияние социальной ситуации развития на особенности учебной мотивации и мировоззрения студентов / А. А. Немцов // Бюллетень науки и практики. – 2018. – Т. 74, № 9. – С. 289–327.

8. Мещерякова, И. Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов / . Н. Мещерякова // Известия ВГПУ. – 2015. – № 4. – С. 137–139.

9. Тирская, О. И. Формирование профессиональной мотивации в процессе преподавания терапевтической стоматологии / О. И. Тирская, В. Д. Молоко. З. В. Доржиева // Сибирский медицинский журнал. – 2010. – Т. 98, № 2. – С. 86–88.

10. Воробьева, М. В. Мотивация 3.0 как фактор формирования мотивации профессиональной деятельности студентов в учебном процессе ВУЗа / М. В. Воробева // Научное обозрение. Серия 2 : Гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С. 44–49.

11. Hernández-Torrano, D. First year medical students' learning style preferences and their correlation with performance in different subjects within the medical course / D. Hernández-Torrano, C. K. Chan // BMC Medical Education. – 2017. – Vol. 17. – P. 131.

12. Vaneva, M. A. Comparative analysis of academic motivation of dental-technician students in the medical colleges in Bulgaria / M. A. Vaneva // Педагогика, психология и общественное сознание – 2014 : сборник статей Международной научно-технической конференции / под общей ред. М. Г. Шалыгина. – 2014. – C. 33–42.

13. Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение / А. А. Андреев. – Ч. II. – Москва : МЭСИ, 1997. – 50 с.

14. Мажаренко, В. А. Стоматология как профессия: опыт социологического анализа : автореф. дисс. … канд. мед. наук / Мажаренко В. А. – Волгоград, 2012. – 46 c.

15. Мотивация самоуважения и уважения другими как факторы академических достижений и настойчивости в учебной деятельности / Т. О. Гордеева, В. В. Гижицкий, О. А. Сычев, Т. К. Гавриченкова // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 2. – С. 57–68.

16. Решетников, А. В. Социология медицины : руководство / А. В. Решетников. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 256 с.

17. Березуцкий, В. И. Синдром выгорания у студентов медицинских вузов как «профессиональное заболевание» / В. И. Березуцкий // Здоровье и окружающая среда : сборник материалов республиканской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены»: в 2-х т. – 2017. – С. 117–119.

18. Hansen, G. V. Burnout-engagement and personality factors in medical students at a public university / G. V. Hansen, V. M. Durso, L. N. Rracchia // Vertex. – 2016. – Vol. 27, № 129. – Р. 325–332.

19. О формировании профессионального самоопределения будущих врачей / Г. Л. Микиртичан, В. А. Чулкова, Е. В. Пестерева, К. А. Ольховский // Педиатор. – 2014. – Т. 5, № 2. – С. 95–101.

20. Щербакова, О. В. Cоставляющие индивидуальной среды и ее роль в развитии психологических признаков / О. В. Щернбакова, О. Н. Тиходеев // Психологический журнал. – 2017. – Т. 38, № 1. – С. 52–63.

21. Calibration of confidence and assessed clinical skills competence in undergraduate paediatric osce scenarios: a mixed methods study 13 education 1303 specialist studies in education / D. O'Donoghue, G. Davison, L. J. Hanna, B. Mcnaughten, A. Thompson, M. Stevenson // BMC Medical Education. – 2018. – Vol. 18, № 1. – P. 211.

22. Clarifying the concepts of confidence and competence to produce appropriate self-evaluation measurement scales / J. Stewart, C. O'Halloran, J. R. Barton, S. J. Singleton, P. Spencer // Med Educ. – 2000. – Vol. 34(11). – P. 903–909.

23. Morgan, P. J. Comparison between medical students' experience, confidence and competence / P. J. Morgan, D. Cleave-Hogg // Med Educ. – 2002. – Vol. 36(6). – P. 534–539.

24. Володина, К. А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов / К. А. Володина // Материалы II международной научной конференции «Современная психология». – Пермь, 2014. – С. 39–41.

25. Журавлев, А. Л. Социальная психология и экономические реформы в России / А. Л. Журавлев, В. П. Позняков // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39, № 1. – С. 15–25.

26. Country and gender differences in the motivation of dental students—an international comparison / S. D. Haslach, M. A. Geibel, Z. Aytepe, A. Kokkari, Azrak, V. Ehlers, M. M. Herz, L. Jerg-Bretzke // Eur. J. of Dental Education. – 2018. – Vol. 22. – P. 724–729.

27. Изучение мотивации выбора профессии и обучения студентов медицинского профиля / Е. Е. Воробьева, С. М. Нестерова, Ю. С. Рукшина, Д. Р. Колесова // Материалы научно-практической конференции «Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества». – Чебоксары, 2017. – С. 134–137.

28. Inclination towards research and the pursuit of a research career among medical students: an international cohort study / T. C. Ha, S. K. Yong, S. B. Tan, R. Malhotra, T. Østbye, S. Ng, C. Chen, G. C. H. Koh, F. Altermatt, A. Seim, A. Biderman, T. Woolley // BMC Medical Education. – 2018. – Vol. 18, № 1. – P. 14.