Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
В статье исследуется глобальная проблема старения населения и связанная с ней проблема стоматологической помощи пожилым пациентам с хроническим пародонтитом и частичной потерей зубов при подготовке к ортопедическому лечению. Высокая потребность жителей в стоматологической помощи в связи с плохой гигиеной полости рта, интенсивностью кариеса зубов и периодонтальной болезнью; Низкие значения индекса Пармы и индекса Рассела.
Состояние зубов, пожилые пациенты, пародонтит
Сегодня в мире определяется устойчивая тенденция старения населения, поскольку увеличивается доля лиц старше 60 лет [8]. Раздел стоматологии «Геронтостоматология», посвященный лечению и профилактике стоматологических заболеваний у пожилых и стариков, в настоящее время активно развивается [1, 2, 10]. Особое место в структуре стоматологической заболеваемости занимает воспалительно-деструктивный процесс в тканях пародонта, в частности, хронический генерализованный пародонтит, который, по данным ВОЗ, находится на втором месте по частоте распространения среди всех стоматологических заболеваний, уступая лишь кариесу зубов [3―6, 9]. Решение проблемы своевременной диагностики, профилактики и лечения воспаления тканей пародонта у пациентов пожилого и преклонного возраста является актуальной задачей современной стоматологии [11]. Генерализованный пародонтит ― это не только очаг хронической инфекции и источник сенсибилизации организма, но также ведущая причина потери зубов, особенно у пациентов старших возрастных групп, приводящая к серьезным деструктивным последствиям, дезорганизующим зубочелюстной аппарат [2, 6, 7, 10]. Данный факт серьезно влияет на качество жизни человека, делая проблему болезней пародонта не только медицинской, но и социальной [2, 8, 10]. Подготовка пациентов пожилого возраста с хроническим пародонтитом и частичной потерей зубов к ортопедическому лечению (ОЛ) является важнейшим этапом комплексной терапии [9]. Она проводится в соответствии с планом ОЛ, составляемым для каждого конкретного пациента. Специальная подготовка полости рта складывается из многих мероприятий: терапевтических (депульпирование интактных зубов по показаниям), хирургических (удаление сильно наклоненных и выдвинувшихся зубов, иссечение экзостозов и др.), ортодонтических (аппаратурное исправление окклюзионных нарушений при деформациях зубных рядов) (в основном у пациентов молодого и среднего возраста) и ортопедических (выравнивание окклюзионной поверхности путем укорочения зубов или повышения межальвеолярной высоты) [7]. Определить исходный уровень клинического состояния у пациентов пожилого возраста с хроническим генерализованным пародонтитом для адекватного проведения ОЛ ― важнейшая задача.
Цель исследования ― провести клиническую оценку стоматологического статуса пациентов пожилого возраста с пародонтитом и частичной потерей зубов на этапе подготовки к ортопедическому лечению.
Материалы и методы исследования
Работа выполнена в Уральском государственном медицинском университете (на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний) и в амбулаторно–поликлинических условиях ― на базе государственной стоматологической поликлиники г. Сухой Лог Свердловской области. В исследовании приняли участие пациенты с хроническим генерализованным пародонтитом и частичной потерей зубов, которые были разделены на две группы пробандов обоего пола в количестве 40 человек (по 20 человек в группе). Первую группу составили жители г. Сухого Лога (10 мужчин, 10 женщин) в возрасте от 60 до 80 лет (12 человек в возрасте от 60 до 70 лет, 8 ― от 70 лет и старше); вторую ― жители г. Екатеринбурга в возрасте от 49 до 60 лет (8 мужчин, 12 женщин). Для разделения пациентов старшего возраста на группы мы применили классификацию, принятую европейским региональным бюро ВОЗ, согласно которой 60―74 года ― пожилой возраст; 75―89 ― старческий, 90 лет и более ― возраст долгожителей. По нашему мнению, данная классификация адекватно отражает порядок вещей, поскольку именно 60-летний рубеж считается переходом от зрелого периода жизни к старости; это связано и с физиологическими сдвигами в организме, и с социально-психологической перестройкой личности [8].
Критерии включения:
наличие добровольного информированного согласия на участие в исследовании;
отсутствие признаков острого воспаления пародонта и периодонта;
отсутствие признаков острого (или обострения) хронического соматического (инфекционного) заболевания.
Критерии исключения:
наличие соматического заболевания в стадии суб- и декомпенсации;
инфекционные заболевания;
злоупотребление алкоголем;
прием наркотических веществ.
Клиническое обследование включало анализ жалоб и данных анамнеза, осмотр; определение гигиенического статуса жителей (индекса гигиены полости рта, ИГ Green―Vermillion); индекса КПУ зубов. Для характеристики степени воспаления тканей пародонта применяли индекс кровоточивости (Мюллемана), индекс РМА (Parma) как «вспомогательный», характеризующий степень воспаления десны; пародонтальный индекс (ПИ), Rassell [4, 5]. Заполнялись амбулаторные истории болезни стоматологического больного. Статистическая обработка результатов проведена на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0». Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m). Для установления достоверности различий использовалось t-распределение Стьюдента. Различия считали достоверными при р <0,05 [4, 5].
Результаты исследования и их обсуждения
При анализе результатов исследования выявлено: у 90 % обследуемых гигиена полости рта очень плохая (ИГ более 2,8±0,5 единицы), у 10 % ― плохая гигиена рта: выявлен обильный мягкий зубной налет, покрывающий коронки зубов от 1/3 до 2/3 их высоты (рис.1). Установлено также, что гигиена полости рта у женщин лучше, чем у мужчин (р<0,05).
Рис. 1. Состояние гигиены рта у пациентов двух групп исследования (%)
Обследование пациентов показало, что распространенность кариеса зубов у пациентов составила 100 %. У всех больных отмечена высокая интенсивность кариеса, среднее значение КПУ зубов составило 16,75±5,0 ― это высокий уровень показателя в данной возрастной группе, который превышает аналогичный показатель в целом по России.
В структуре индекса КПУ зубов компонент «У» (удаленные зубы) у пациентов варьировал от 10,5 до 20,05 и составил в среднем 16,5±3,5. Среднее количество сохранившихся зубов на одного обследованного пациента составило 15,0±0,40.
Среди обследованных пациентов распространенность воспалительных заболеваний пародонта составила 100 %. При этом кровоточивость выявлена также у 100 % обследованных: незначительная ― у 10 %, умеренная ― у 80 %, выраженная ― у 10 %, зубной камень ― у 80 %, пародонтальные карманы глубиной 4-5 мм ― у 50 %, глубокие пародонтальные карманы 6 мм и более ― у 80 %. Значения индекса Parma у пациентов пожилого возраста с хроническим генерализованным пародонтитом и частичной потерей зубов составили 68,5±6,5 %, что может свидетельствовать о воспалении только межзубной и краевой десны. Этот показатель достоверно ниже показателя индекса РМА у пациентов второй группы (р <0,05; рис. 2). В то же время глубина клинических пародонтальных карманов в среднем достигала 5,5 мм ± 1,5 мм. Различие значений индекса Russell у пациентов первой и второй групп достоверно (р <0,05; рис. 3). Таким образом, основным признаком поражения пародонта у этой категории больных было проявление симптомов хронического («вялотекущего») генерализованного пародонтита.
Рис. 2. Значения индекса Parma у пациентов двух групп исследования
Рис. 3. Значения индекса Russell у пациентов двух групп исследования
Проведенный анализ свидетельствует о значительной распространенности и интенсивности патологии пародонта среди пациентов, уровень которой растет с увеличением их возраста. Определена четкая взаимосвязь воспаления тканей пародонта и неудовлетворительной гигиены полости рта (рис. 4, 5). Особенно это выражено у мужчин. Вышеизложенное свидетельствует об обязательности рекомендаций пожилым пациентам соблюдения гигиены полости рта и контроля чистки зубов.
Рис. 4. Состояние полости рта у пациентки А., 68 лет, больной пародонтитом
(пожилой возраст)
Рис. 5. Состояние полости рта у пациентки А., 77 лет, больной пародонтитом
(старческий возраст)
Выводы
1. Выявлена высокая нуждаемость жителей городов (100 %) в стоматологической помощи, распространенность кариеса зубов у всех пациентов составила 100 %.
2. Интенсивность кариозного поражения у всех пациентов высокая.
3. Состояние гигиены полости рта у жителей г. Сухого Лога и Екатеринбурга, обратившихся к стоматологу, неудовлетворительное: ИГ составил 2,8±0,5 единицы в первой группе, что превышает значения ИГ во второй группе (р<0,05).
4. Отмечены гендерные особенности: среди пожилых лиц (г. Сухой Лог) беззубых мужчин больше, чем женщин (р<0,05).
5. Основным признаком поражения пародонта пожилых людей (г. Сухой Лог) было хроническое, «вялотекущее» течение генерализованного пародонтита, характеризующееся мало выраженными клиническими проявлениями на фоне существенных деструктивных процессов в тканях пародонта, что подтверждают низкие значения индекса Parma и высокие показатели индекса Russell.
1. Арьева, Г. Т. Стоматологический статус, стоматологическое здоровье и качество жизни у пациентов пожилого и старческого возраста (часть 1) / Г. Т. Арьева // Пародонтология. - 2013. - № 2 (67). - С. 63-68.
2. Еловикова, Т. М. Оценка эффективности применения ополаскивателя для полости рта у лиц с частичной потерей зубов / Т. М. Еловикова, В. В. Карасева // Проблемы биологии и медицины. - 2017. - № 4,1 (98). - С. 44.
3. Анализ первичной мотивации рабочих медеплавильного завода к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий / Т. М. Еловикова, В. С. Молвинских, Г. Я. Липатов, А. С. Кощеев // Проблемы стоматологии. - 2014. - № 3. - С. 10-15.
4. Еловикова, Т. М. Инновационные подходы к планированию и совершенствованию организации клинического обследования жителей села у стоматолога / Т. М. Еловикова, А. Ш. Макарова, А. С. Кощеев // Научный посыл высшей школы -реальные достижения практического здравоохранения : сборник научных трудов, посвященный 30-летию стоматологического факультета Приволжского исследовательского медицинского университета / под общ. ред. д.м.н. О. А. Успенской, к. м. н. А. В. Кочубейник. - Нижний Новгород : Ремедиум Приволжье, 2018. - Вып. 1. - С. 39-46.
5. Значение устранения травматической окклюзии и патологической подвижности зубов в консервативном лечении воспалительных заболеваний пародонта / Н. М. Жегалина, Т. М. Еловикова, Л. Н. Балян, Е. А. Елизарьева // Проблемы стоматологии. - 2005. - № 1. - С. 13-15.
6. Геронтопародонтология. Предпосылки к формированию нового направления в стоматологии / С. В. Крайнов, В. Ф. Михальченко, А. Т. Яковлев, А. Н. Попова, И. В. Фирсова // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 3, № 9. - С. 167-169.
7. Молвинских, В. С. Возрастные и гендерные особенности заболеваний полости рта у рабочих медеплавильного производ ства / В. С. Молвинских, Т. М. Еловикова, Г. Я. Липатов // IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. - 2016. - С. 104-107.
8. Анализ качества лечебно-профилактической помощи взрослому населению Санкт-Петербурга с заболеваниями тканей пародонта по программе обязательного медицинского страхования / А. В. Силин, В. Н. Филатов, Е. В. Леонова, О. А. Ризаханова // Вестник Северо-Западного государственного медицинского университета им. И. И. Мечникова. - 2018. - Т. 10, № 1. - С. 72-80.
9. Особенности определения качества жизни у пациентов пожилого и старческого возраста / Р. А. Салеев, Н. С. Федорова, Г. Т. Салеева, В. Н. Викторов // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 1. - С. 84-87.
10. Влияние иммуномодулирующей терапии на клеточный состав десневой жидкости у лиц пожилого возрастаб страдающих парадонтитом / С. В. Крайнов, В. Ф. Михальченко, А. Н. Попова, А. Т. Яковлев, И. В. Линченко // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 1. - С. 21-26.
11. Лактатдегидрогеназа и щелочная фосфатаза как индикаторы деструктивных процессов в пародонте пожилых людей / С. В. Крайнов, В. Ф. Михальченко, А. Н. Попова, И. В. Фирсова, А. Т. Яковлев, Ю. А. Македонова // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 35-41.