сотрудник
Екатеринбург, Россия
Россия
С помощью анонимной анкеты проводится исследование знаний 180 студентов УСМУ, будущих врачей об объектах, средствах и правилах индивидуальной гигиены полости рта. Выявилась стойкая мотивация участников исследования к гигиене полости рта, стоматологическому образованию и интересу к своему стоматологическому здоровью.
Студенты довузского УСМУ, стоматология, профилактика заболеваний полости рта, гигиена полости рта
Важнейшим компонентом индивидуального здоровья человека является стоматологическое здоровье (СЗ). Состояние СЗ определяется комплексным воздействием факторов эндогенной и экзогенной природы, различных по силе и направленности, как состояние челюстно-лицевой области, которое характеризуется отсутствием патологических изменений и косметических недостатков при полном сохранении жевательной и речевой функций [2—6, 8]. СЗ зависит от образа жизни и уровня культуры, оно обеспечивается качеством проведения личной гигиены полости рта, которая является основным компонентом профилактики стоматологических заболеваний [1, 6—8]. Это важно для такой социальной категории населения России, как школьники, и особенно актуально для старших школьников, слушателей довуза, поскольку они относятся к группе повышенного риска возникновения соматических заболеваний, подвергаются интенсивным умственным и физическим нагрузкам [5, 10]. Качество стоматологической помощи с каждым годом улучшается [1—4, 9]. Однако важным компонентом СЗ современного человека являются знания, направленные на укрепление своего здоровья [1—6, 8].
Цель исследования — выявление и анализ уровня знаний в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и здорового образа жизни слушателей довуза УГМУ, будущих врачей.
Материалы и методы исследования
На протяжении ряда лет мы работаем со слушателям довуза УГМУ: читаем лекции и проводим занятия. В основу данного исследования положены результаты анонимного анкетирования 180 школьников, слушателей довуза УГМУ, учеников профильных классов общеобразовательных организаций г. Екатеринбург [2, 3]. Средний возраст школьников составил 16,8 года.
Анкета включала три блока вопросов, которые были распределены последовательно:
1 блок — вопросы о правилах чистки зубов (соблюдение режима чистки зубов — утро-вечер, временной режим чистки зубов — 3-5 минут и др.);
2 блок — о применяемых зубных пастах, щетках и дополнительных средствах гигиены полости рта;
3 блок — о стоматологической активности (СА) школьников, слушателей довуза УГМУ. Формирование СА — это важное условие улучшения уровня СЗ [2, 3, 6]. К числу СА лиц были отнесены лица, которые имели полностью сформированную привычку к чистке зубов при помощи зубной щетки и пасты и обращались за стоматологической помощью 1 раз в год и чаще.
Участникам были предложены варианты ответов. Статистическая обработка результатов проводилась на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0» и пакета прикладных программ EXСEL. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m). Для установления достоверности различий использовалось t-распределение Стьюдента. Различия считали достоверными при р≤0,05 [2, 3].
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов анкетирования по первому блоку вопросов показал, что правила чистки зубов знают 95 % слушателей довуза УГМУ, однако далеко не все слушатели придерживаются этих правил. Режим чистки зубов (утро-вечер) соблюдают 72,2 %, а временной режим чистки зубов (3-5 минут) — 66,1 % «довузовцев». Пропускают утреннюю или вечернюю чистку зубов 35 % (63 чел.) респондентов, гендерных отличий не выявлено. Две трети из них на вопрос о наличии кариозных зубов, которые причиняют беспокойство, ответили отрицательно, тогда как 25 % (45 чел.) часто страдают от зубной боли. Кровоточивость десен, причиняющую беспокойство при чистке зубов, отмечают 33,33 % опрашиваемых, при этом юношей в 4 раза меньше, чем девушек.
По второму блоку вопросов выявлено: меняют зубную щетку 4 раза в год 20 % (36 чел.), а зубную пасту 5 раз в год — 10 % (18 чел.), 4 раза в год — 50 % (90 чел.). Используют дополнительные средства гигиены полости рта (зубная нить, ершики) меньше половины опрашиваемых — 48,9 % (88чел.), девушки в 4 раза чаще применяют дополнительные средства гигиены полости рта.
Посещение стоматолога с целью профилактики считают необходимым 87,8 % «довузовцев», при этом 10 % отрицают целесообразность этого (юношей — 50 %, девушек — 50 %). Вредные привычки (покусывание щек, любовь к сладкому и др.) имеются у 30 % слушателей довуза УГМУ. Потерю зубов «угрозой» своему здоровью считают 80,5 % опрашиваемых. Для 66,1 % «довузовцев» (юношей — 25 %; девушек — 35 %) стоматолог является основным источником получения информации о средствах индивидуальной гигиены полости рта. Всегда следуют рекомендациям стоматолога по улучшению гигиены полости рта 78,13 % респондентов, девушки в 1,8 раза чаще. Здоровый образ жизни ведут 87,8 % опрашиваемых (30 % юношей и 50,0 % девушек).
Большинство опрашиваемых (95 %) здоровье зубов считают важным, не очень важным — 3,88 %; 96,1 % слушателей довуза УГМУ желают сохранить свое СЗ. Следует отметить, что практически все слушатели довуза проявляют неподдельный интерес к стоматологическим аксессуарам (моделям челюстей, зубов и т.д.; рис.1). Графический идентификатор трехфакторного анализа блоков вопросов представлен на диаграмме (рис. 2).
а в
с d
Рис.1. а, в, с — слушатели довуза изучают стоматологические аксессуары;
d — «Довуз в гостях на кафедре Терапевтической стоматологии»
Рис. 2. Графический идентификатор трехфакторного анализа блоков вопросов
Выводы
1. Анализ уровня знаний в вопросах профилактики стоматологических заболеваний и здорового образа жизни слушателей довуза УГМУ, будущих врачей выявил стойкую мотивацию участников исследования к гигиене полости рта, стоматологическую просвещенность и заинтересованность в своем СЗ.
2. Субъективная оценка слушателями довуза УГМУ своего СЗ находится на относительно высоком уровне: отличная или хорошая самооценка свойственна 52,2 % (94 чел.), 46,1 % (83 чел.) оценивают привлекательность своих собственных зубов на «удовлетворительно».
3. Высокая комплексная СА оказывает статистически достоверное влияние на состояние СЗ и может рассматриваться как важный фактор в формировании ценностного отношения к своему СЗ и мотивации к обучению в медицинском университете в дальнейшем.
1. Дадыкина, А. В. Изучение гигиены полости рта студентов / А. В. Дадыкина, В. Е. Ткачук, М. А. Денисенко // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 9. - С. 9-10.
2. Еловикова, Т. М. Стоматологическая активность студентов-стоматологов как фактор профессионального становления личности / Т. М. Еловикова // Стоматология Большого Урала : III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии / под ред. Ковтун О. П. ; Уральский государственный медицинский университет, Институт геологии и геохимии им. академика Заварицкого, Институт органического синтеза им. академика И.Я. Постовского. - Екатекринбург, 2015. - С. 65.
3. Еловикова, Т. М. Статистический анализ влияния гигиенического состояния полости рта на стоматологическое здоровье будущих врачей / Т. М. Еловикова, Н. С. Абрамова, А. С. Кощеев // Обеспечение демографической безопасности при решении актуальных вопросов хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии : сборник трудов Национального конгресса с международным участием «Паринские чтения 2016». Минск, 5-6 мая 2016 г. - Минск : Издательский центр БГУ, 2016. - С. 524-526.
4. Еловикова, Т. М. Анализ самооценки стоматологического здоровья и стоматологической активности будущих врачей / Т. М. Еловикова, Н. С. Абрамова, А. С. Кощеев // Материалы XXIV Международного юбилейного симпозиума «Инновационные технологии в стоматологии», посвященного 60-летию стоматологического факультета Омского государственного медицинского университета / отв. ред. Г. И. Скрипкина. - Омск : Издательский центр КАН, 2017. - С.155-156.
5. Применение технологии коучинга в формировании здорового образа жизни и мотивации к гигиене полости рта у старшекурсников стоматологического факультета / Т. М. Еловикова, И. А. Мартюшева, Д. С. Рылов, Г. И. Ронь // Стоматология Большого Урала : материалы Международного конгресса: молодежная научная школа по проблемам фундаментальной стоматологии. - Екатеринбург, 2017. - С. 149-150.
6. Влияние стоматологического здоровья на качество жизни подростков / Т. М. Еловикова, Л. В. Уварова, И. А. Бутюгин, Н. Н. Колотова // Проблемы стоматологии. - 2008. - № 1. - С. 3-5.
7. Мартюшева, И. А. Мониторинг анализа здорового образа жизни и стоматологического здоровья студентов IV курса стоматологического факультета / И. А. Мартюшева, Е. А. Федорова, Т. М. Еловикова // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения : материалы III Международной научно практической конференции молодых учѐных и студентов. Екатеринбург, 3-5 апреля 2018 г. - Екатеринбург : УГМУ, 2018. - Т. 3. - С. 185-188.
8. Олейник, О. И. Способ повышения мотивации пациентов с начальными формами воспалительных заболеваний пародонта к проведению стоматологических лечебно-профилактических мероприятий / О. И. Олейник, А. Н. Коровкина, К. П. Кубышкина // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. - № 1. - С. 82-85.
9. Ронь, Г. И. Трансформация мотивирующих факторов к получению профессиональных навыков в процессе обучения / Г. И. Ронь, А. А. Епишова // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 131-137.
10. Исследование влияния уровня перфекционизма на отношение людей к профилактике стоматологических заболеваний / Л. Ю. Орехова, Н. Р. Чеминава, Т. В. Кудрявцева, В. В. Тачалов, Е. С. Лобода // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 4. - С. 32-37.