ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования. Обосновать важность художественно-эстетического воспитания студентов УСМУ, определить заинтересованность студентов в этом виде педагогической работы и методику реализации. Сonclusion: 1. Художественно-эстетическое воспитание стоматологов - это сложный педагогический процесс, в котором необходимо заинтересованное взаимодействие ученика и учителя. 2. Основа художественно-эстетического воспитания студентов стоматологии - творчество, знакомство с мировыми культурными ценностями, а также эрудиция и доброжелательность участников. 3. Важно способствовать формированию духовных качеств в личности каждого будущего стоматолога, гармонизации внутреннего мира индивидуума, инициации в прекрасное, ценностное понимание основ бытия, гуманизма, которые необходимы в его жизни и успешной профессиональной деятельности, в работе с пациентами и коллегами; Именно общение с искусством способствует их развитию.

Ключевые слова:
Эстетическое воспитание студентов, комплексный подход к обучению, эстетическое влияние, факультет стоматологии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Кафедра терапевтической стоматологии была создана в 1979 г. в результате реорганизации курса терапевтической стоматологии, основанного в СГМИ в 1978 г. С 1988 г. кафедру терапевтической стоматологии возглавила д. м. н., профессор Г.И. Ронь. В 1995 г. кафедра терапевтической стоматологии обрела новую клиническую базу. Обучение студентов и врачей проводится в прекрасно оборудованных лечебных кабинетах, фантомных классах, на новом диагностическом оборудовании с использованием современных технологий и опыта как российских, так и зарубежных коллег. Кафедра сегодня — это свежий взгляд на профессию, творческий подход и новаторство, дружелюбие и взаимопонимание, профессиональный опыт и ответы на вопросы «Как достигнуть вершин профессионального мастерства», «Что необходимо для успешной и прибыльной практики», «Что нужно для эффективной работы стоматологической клиники», «Как оптимально оборудовать стоматологический кабинет». Мы выбрали многогранную в своих проявлениях профессию, а значит, надо быть специалистами, разносторонне развитыми и максимально восприимчивыми к тому объему информации, который щедро предоставляет нам сама жизнь. Терапевтическая стоматология — не просто специальность, это искусство, которому необходимо обучиться тому, кто приходит на стоматологический факультет. Важно не просто научиться новым методам работы, а выполнять ее на высоком профессиональном уровне,  чтобы достичь оптимального результата лече­ния — восстановить красоту и совершенство улыбки, лица — идеального эстетического эффекта и здоровья. В настоящее время эстетическому аспекту воспитания в высших учебных заведениях уделяется недостаточное внимание, так как не все понимают важность данной формы воспитательного процесса [6].

Эстетическое воспитание подразумевает целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений, вкусов, интересов и потребностей [5].

Комплексный подход обучения должен охватывать различные сферы общества для того, чтобы обеспечить профессиональную компетентность будущих специалистов. Правильно выбранный подход эстетического аспекта обучения для студентов-стоматологов является одной из важных задач, относящейся к подготовке специалистов [7].

Цель исследования — обосновать важность художественно-эстетического просвещения студентов  УГМУ, определить заинтересованность студентов в данном виде воспитательной работы и методику реализации.

Материалы и методы исследования

Разработка программы художественно-эстетического просвещения студентов проводится с 1995 г.  сотрудниками  кафедры  терапевтической  стоматологии  УГМУ под руководством д. м. н., профессора, стоматолога высшей категории, руководителя научной школы «Стоматология», основателя научной школы «Сиалология», почетного профессора Тюменского государственного медицинского университета и Уральского государственного медицинского университета Ронь Г.И. Уже стало доброй традицией проводить художественные выставки в стенах кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний.

Формированию эстетических и культурных качеств у студентов-стоматологов, творческого подхода к обучению посвящена очередная выставка художественных произведений. 20 октября 2018 г. студенты 3 курса стоматологического факультета во главе с д. м. н., профессором Ронь Г.И. и куратором группы 301 посетили выставку репродукций картин выдающихся художников и фотовыставку церковных предметов. Представлен проект под названием «Из истории одной коллекции», который организовали искусствоведы Кириллова И.Г., Прозорова М.Р. и фотограф-художник Мартусевич В.А. Выставка состоит из двух разделов. Цели организованной презентации: приобщение студентов к художественной культуре, укрепление чувства патриотизма и расширение кругозора в области изобразительного искусства.

Результаты исследований и их обсуждение

После посещения выставки у студентов было много впечатлений, они высказали  желание  посещать  подобные презентации, выставки в музеях города, театральные спектакли и др. (рис. 1а, б). Это послужило вдохновением для написания небольших эссе о наиболее запоминающихся картинах и предметах.

Небольшой отрывок из эссе студентки: «Лунная ночь на Днепре» — пейзаж русского художника Архипа Куинджи, написанный в 1880 году. От картины невозможно оторвать глаз. На душе становится светло и спокойно, как будто лунное сияние, отраженное водами Днепра, проникло в меня, наполнив осознанием того, как прекрасен мир, как великолепна природа в своей простоте».

Но не только картины произвели незабываемое впечатление на студентов. Запоминающимися были и фотографии церковных предметов, что отражено в одном из эссе студентов: «Для меня удивителен каждый предмет, дошедший до нас из глубины веков. Симоновское Евангелие 1270 года, а особенно его история меня очень впечатлила. Невозможно представить, что этой рукописи более 700 лет! Поразил и тот факт, что рукопись бережно хранилась более 300 лет, пока не была украшена великолепным драгоценным убранством оклада. Восхищает изящный и в то же время сложный орнамент рамки — целое произведение искусства, вызывающее трепет и благоговение. В центре и по краям рельефной чеканки — изображения святых. Смотришь на оклад и чувствуешь высокую культуру художественного оформления. Понимаешь, что это не меньшее сокровище, чем его содержание».

 

Рис. 1. а ― посещение выставки «Из истории одной коллекции» студентами  группы ОС-301;

б ― студенты и преподаватели слушают экскурсовода

Выводы

1. Художественно-эстетическое воспитание студентов-стоматологов — это сложный педагогический процесс, в котором необходимо заинтересованное взаимодействие и студента, и преподавателя.

2. В основе художественно-эстетического воспитания студентов-стоматологов лежат творчество, знакомство с  мировыми культурными ценностями, а также эрудиция и доброжелательность участников.

3. Важно способствовать формированию в личности каждого будущего врача-стоматолога духовных качеств, гармонизации внутреннего мира личности, приобщению к прекрасному, ценностному осмыслению основ бытия, гуманности, которые необходимы в его жизни и успешной профессиональной деятельности, работе с пациентами и коллегами; именно общение с искусством способствует их развитию.

Список литературы

1. Реализация программы художественно-эстетического воспитания студентов, как стратегия модернизации высшего медицинского образования в российской федерации / С. В. Крайнов, А. Н. Попова, И. А. Крайнова, К. А. Попова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 124–130.

2. Лукманова, Р. Х. Роль эстетического в становлении личности / Р. Х. Луксанова, А. И. Столетов // Вестник Башкирского университета. – 2012. – Т. 17, № 2. – С. 1038–1041.

3. Проскурина, Л. К. Формирование эстетического отношения к предметному миру у студентов-дизайнеров в образовательном процессе вуза : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / Проскурина Л. К. – Воронеж, 2016. – 25 с.

4. Ушкова, Н. В. Художественно-эстетическое воспитание студентов в вузе / Н. В. Ушкова // Молодой ученый. – 2013. – № 10. – С. 544–545.

5. Репортаж о чемпионате по эстетическому отбеливанию зубов // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 1. – С. 127–128.

6. Роль эстетики в современной ортодонтической диагностике и лечении / М. С. Налбандян, Г. Ю. Тер-Погосян, Л. К. Есаян, Э. Р. Казарян // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 3. – С. 86–90.

7. Дизайн улыбки. Комплексная реставрация по эстетическим показаниям // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 1. – С. 39–43.