Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Требования к системе образования определены в нормативно-правовых документах и, прежде всего, в Рабочей программе дисциплины «Пародонтология» Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники-стоматологи, достигают профессионального успеха.
мануальные навыки
Требования к системе образования определены в нормативно-правовых документах и, прежде всего, в Рабочей программе дисциплины «Пародонтология» Федерального государственного образовательного стандарта. Анализ работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники-стоматологи, достигают профессионального успеха. Поэтому подготовка специалистов-стоматологов, формирование профессиональной компетентности по пародонтологии – важная задача, являющаяся социальным заказом общества [2-7]. Проблема формирования образовательной самооценки у студентов-стоматологов и, прежде всего, освоение практических пародонтологических навыков, сегодня актуальна, и один из основных методов оценки деятельности студента в процессе обучения пародонтологии – это анкетирование [1,8-10].
Цель исследования – провести анализ освоения практических навыков по пародонтологии студентами 5-го курса путем самооценки.
Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ФГБГОУ ВПО «УГМУ» Минздрава России и включало два логически связанных между собой этапа [1,3,10]. Все студенты – 60 чел. (18 юношей и 42 девушки), отвечали на вопросы разработанной нами анкеты, включающей 20 вопросов. Вопросы анкеты были сгруппированы в четыре смысловых блока. Первый блок выявлял степень информированности пробандов о диагностике заболеваний пародонта (ЗП); второй – о навыках и уменьях определения гигиены полости рта, а также о проведении профессиональной гигиены полости рта (ПГПР) у здоровых пациентов и у пациентов при кариесе зубов, гингивите и пародонтите. Третий блок включал вопросы о проведении местной терапии ЗП; четвертый – оценку знаний по пародонтологии и оценку пародонтологии (как науки и практики) в мире. Самооценка умений и навыков по пародонтологии проводилась в баллах (от 1-го до5-ти). Статистическая обработка результатов проводилась на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ «Statistica 6.0», EXСEL (версия 2007), «Vortex «, версии 7.0. Данные представлены в виде средних арифметических величин и стандартной ошибки среднего (М±m). Для установления достоверности различий использовалось t-распределение Стьюдента. Различия считали достоверными при р≤0,05 [2-7].
Результаты и их обсуждение. При анализе результатов анкетирования выявлено: навыки и уменья диагностики ЗП оценены студентами от 2,650±0,486 баллов при диагнозе «Синдромы и симптомы общих заболеваний, проявляющиеся в тканях пародонта» до 4,250±0,368 при гингивите (рис. 1). Гигиена полости рта (по индексам) в среднем оценена на 4,590±0,371. Баллы профессиональной гигиены составили от 4,900±0,144 у здоровых пациентов до 4,300±0,267 при пародонтите. Ответы на вопросы о проведении местной терапии ЗП также характеризуют снижение баллов по мере усложнения процедуры. Так, ПГПР у здоровых – среднее значение – составило 4,900±0,144 баллов; ПГПР при кариесе зубов – 4,750±0,208; ПГПР при гингивите – 4,700±0,220, а при пародонтите – 4,300±0,267. Медикаментозная терапия в среднем оценена студентами на 3,950±0,415 баллов. Интересно отметить, что оценка знаний по пародонтологии в среднем составила 3,700±0,342 балла (рис. 1). В то же время необходимость и значение Мировой пародонтологии студенты оценили на 4,600±0,280 балла (рис. 2).
Таким образом, наиболее существенные результаты заключаются в следующем: дана характеристика положений, связанных со спецификой профессионального обучения студентов 5 курса стоматологического факультета, которые отражают образовательную самооценку их профессиональных навыков, расширяющих представления об условиях профессиональной подготовки по пародонтологии. Нами разработана структурная модель формирования образовательной самооценки студентов, позволяющая определить корреляцию указанных составляющих, конкретизировать ее содержательную и структурную компоненту. Конкретизировано наполнение структурного содержания образовательной самооценки по пародонтологии студентов стоматологов-выпускников: от высокого уровня, оптимального, до низкого и даже очень низкого уровня. Обозначены объективные и субъективные педагогические условия формирования образовательной самооценки практических навыков студентов в профессиональной подготовке по пародонтологии.
Выводы
1. Анкетирование студентов стоматологов-выпускников – это один из эффективных методов выявления степени удовлетворенности образовательным процессом по пародонтологии.
2. Выявлена заинтересованность и просвещенность студентов в вопросах пародонтологии, однако в дальнейшем необходимо работать над качеством профессиональных навыков.
3. Профессиональная мотивация и освоение практических навыков по пародонтологии студентами 5-го курса может рассматриваться как важный фактор в профессиональном становлении личности, формировании ценностного отношения к специальности и условие повышения качества подготовки выпускников.
1. Дейкало В.П., Коневалова Н.Ю., Щупакова А.Н., Егоров К.Н., Сиротко В.В. Система мониторинга качества освоения практических навыков студентами лечебного факультета УО «ВГМУ» // Вестник ВГМУ.- 2013. - Том 12. - №2. - с. 135-142.
2. Еловикова Т.М., Белоконова Н.А. Состояние тканей пародонта и параметров ротовой жидкости у больных пародонтитом под влиянием жидких средств гигиены// Пародонтология.- 2013. Т. 18.- №2. - с. 55-58.
3. Еловикова Т.М., Белоконова Н.А., Шурыгина Е.П., Ещенко Я.А., Распопова Н.Г. Оценка изменений пародонтологического статуса больных сахарным диабетом II типа в условиях хирургического стационара использования новой зубной пасты «Parоdontax еxtra fresh» // Стоматология. - Том: 93. - 2014. - №6. - с. 38-41.
4. Еловикова Т.М., Бутюгин И.А., Уварова Л.В. Влияние системных и индивидуальных факторов на качество жизни подростков, связанное со здоровьем зубов и пародонта // Проблемы стоматологии. - 2008. - №1. - с. 4-6.
5. Еловикова Т.М., Ермишина Е.Ю., Михейкина Н.И. Механизмы восстановительного действия новой лечебнопрофилактической зубной пасты // Стоматология. - 2016. - Т. 95. - №5. - с. 32-35.
6. Еловикова Т.М., Кощеев А.С., Мафиеня Е.С. Прямые реставрации зубов как фактор возникновения окклюзионных нарушений и заболеваний пародонта// Проблемы стоматологии. - 2014. - №4. - с. 15-20.
7. Еловикова Т.М., Михейкина Н.И., Ермишина Е.Ю., Молвинских В.С., Кощеев А.С. Корреляционный анализ органолептических характеристик новой зубной пасты с эффектом восстановления и защиты// Проблемы стоматологии. - 2016. - №2. - с 11-18.
8. Петренко И.В., Подварко Н.Т., Таиров В.В. Сравнительный анализ успеваемости студентов и освоения практических навыков, путем самооценки // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №4 - с. 191-192.
9. Попко Е.С., Синегубова Л.А., Медведева Е.Н. Формирование практических навыков у студентов при проведении клинических осмотров пациентов // Bulletin of Medical Internet Conferences.- 2013.- Volume 3. -Issue 11. -с. 1216.
10. Филиппова К.А. Формирование самооценки у студентов гуманитарного вуза в учебно-профессиональной деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М. 2012. - с. 24