Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Телерентгенографическое исследование (ТРГ) для врача – ортодонта является важным этапом в диагностике и планировании лечения. ТРГ помогает уточнить диагноз, изучить изменения в процессе роста пациента, оценить динамику ортодонтического лечения. Необходимо изучать взаиморасположение челюстей относительно друг друга, их расположение в пространстве черепа, а также одним из немаловажных показателей является наклон резцов. Существует множество методик анализа ТРГ различных авторов: A. Bjork; A. Hasund; G. Steiner; A. Jacobson и др. Обращает внимание на себя факт, что многие исследования относились к возрастной категории более 18 лет и старше. Исследований ТРГ в боковой проекции черепа у детей недостаточно, нет данных о нормальных параметрах ТРГ у детей 7-9 лет.

Ключевые слова:
верхняя и нижняя челюсти
Текст

Телерентгенографическое исследование (ТРГ) для врача – ортодонта является важным этапом в диагностике и планировании лечения. ТРГ помогает уточнить диагноз, изучить изменения в процессе роста пациента, оценить динамику ортодонтического лечения. [4,5] Необходимо изучать взаиморасположение челюстей относительно друг друга, их расположение в пространстве черепа, а также одним из немаловажных показателей является наклон резцов. [5,7] Существует множество методик анализа ТРГ различных авторов: A. Bjork; A. Hasund; G. Steiner; A. Jacobson и др. [4,6] Обращает внимание на себя факт, что многие исследования относились к возрастной категории более 18 лет и старше. Исследований ТРГ в боковой проекции черепа у детей недостаточно, нет данных о нормальных параметрах ТРГ у детей 7-9 лет. [1,2,3] Цель исследования – оценить положение резцов верхней и нижней челюсти у детей в период физиологической смены зубов в норме и при патологических видах прикуса. Материалы и методы исследования Проведен ретроспективный анализ 242-х ТРГ в боковой проекции у детей 7-9 лет, обратившихся на ортодонтическое лечение, проведены измерения угловых параметров черепа. При исследовании учитывались следующие данные: ФИО ребенка, возраст ребенка, дата обследования, скелетный класс. Для расчета угловых параметров использованы следующие антропометрические точки и их обозначения:

- точка S (sella): центр турецкого седла;

- точка N (nasion): наиболее глубокая точка в месте перехода костей лба в кости носа;

- точка А (punctum subnasale Downs): наиболее глубокая точка на переднем костном контуре базиса верхней челюсти;

- точка В (punctum supramentale Downs): наиболее глубокая точка на переднем контуре базиса нижней челюсти;

- точка Me: точка перехода нижнего контура симфиза в задний контур;

- линия NL: плоскость основания верхней челюсти, проводится по контуру твердого неба - линия MI.: плоскость основания нижней челюсти, проводится от точки Me как касательная к дистальному участку нижнего контура тела нижней челюсти - линия ILS: ось верхнего резца, проводится через середину режущего края и верхушку корня зуба - линия ILi: ось нижнего резца, проводится через середину режущего края и верхушку корня зуба. Измерялись углы: ∠ANB – положение базисов челюстей относительно друг друга; ∠SNA – положение базиса верхней челюсти относительно основания черепа; ∠SNB – положение базиса нижней челюсти относительно основания черепа; ∠ILS/NL – положение резцов верхней челюсти относительно базиса; ∠ILi/ML – положение резцов нижней челюсти относительно базиса.

Соответственно виду прикуса выделены группы исследования.

1 группа – дети с нейтральной окклюзией (I класс по Энглю), но с аномалиями положения отдельных зубов, с I скелетным классом (значение угла ANB в пределах от 0 до 4), рис. 1;

2 группа – дети с дистальной окклюзией (II класс по Энглю), со II скелетным классом (значение угла ANB >4)

Вторая группа детей разделена на подгруппы, основываясь на данных угла ∠ILS/NL: 2/1 подгруппа – с наличием сагиттальной щели (∠ILS/NL >110), рис. 2; 2/2 подгруппа – без сагиттальной щели (∠ILS/NL <110), рис. 3; 3 группа – дети с мезиальной окклюзией (III класс по Энглю), с III скелетным классом (значение угла ANB <0), рис. 4.

Результаты исследования и их обсуждения. В таблице 1 представлены средние значения изученных углов.

Как видно из таблицы 1, осевое положение резцов у детей в период физиологической смены зубов с нейтральной окклюзией соответствуют 110° для верхней челюсти и 91° для нижней челюсти. Эти данные могут использоваться на клиническом приеме как нормальные показатели положения резцов. У детей с дистальной окклюзией, со II скелетным классом положение резцов нижней челюсти относительно основания нижней челюсти соответствует норме, а положение верхних резцов вариабельно. При скелетном III классе, отмечается выраженная ретрузия, резцов как верхней челюсти, так и нижней. Эти данные могут свидетельствовать о зубо-альвеолярной компенсации ЗЧС при скелетных аномалиях. Изменение положения резцов верхней челюсти в столь раннем возрасте- после прорезывания постоянных зубов, позволяет сделать вывод о вероятных нарушениях миодинамического равновесия у детей с аномалиями окклюзии.

Выводы

1. Полученные средние значения данных ТРГ у детей 7-9 лет с нейтральной, дистальной и мезиальной окклюзией зубных рядов достоверны и могут быть использованы в практике ортодонтами и при научных исследованиях.

2. У детей 7-9 лет с аномалиями окклюзии II и III классов наблюдаются нарушения положения резцов верхней и нижней челюстей, несмотря на недавнее прорезывание этих зубов в полости рта, что свидетельствует о дентоальвеолярной компенсации скелетных аномалий окклюзии в раннем возрасте

 

Список литературы

1. Аникиенко А.А. Душенкова М.П. Интенсивность возрастных изменений угловых параметров черепа у детей с физиологической и анамолийной окклюзией. // Ортодонтия. – 2004-№3-4. – С. 3-7.

2. Аникиенко А.А., Панкратова Н.В., Персин Л.С. Анализ показателей возрастных изменений параметров черепа у детей 7-15 лет с разными видами окклюзии. – Москва, 2007. – 19-34 с.

3. Камышева Л.И. Возрастные изменения параметров верхней челюсти у детей с физиологической и аномалийными окклюзиями. // Профилактика и лечение основных анатомических заболеваний. -Ижевск: Ижевская мед. Академия, 1995. – Ч. 3. – С. 52-53.

4. Персин Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. -М.: Медицина, 2007. – 133-150 с.

5. Проффит У.Р. Современная ортодонтия. Под редакцией Персина Л.С. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 141-156 с.

6. Франк Нетцель, Кристиан Шультц, Практическое руководство по ортодонтической диагностике // ГалДент, Львов, 2006. Персин Л.С. Ортодонтия. Современные методы диагностики зубочелюстно-лицевых аномалий. – М.: Медицина, 2007. 67-113 с.

7. Хорошилкина Ф.Я. Диагностика зубочелюстно-лицевых аномалий с учетом морфологических, функциональных, эстетических и общих нарушений организма//Ортодонтия. – 2005. – №1. – С. 3-10.