РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ, НА ПРИМЕРЕ МАУ «СП № 12»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Наставничество является ресурсом развития медицинского учреждения и неотъемлемым элементом кадровой политики, средством психологической адаптации и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в учреждение здравоохранения после окончания образовательного учреждения. Его важность обусловлена необходимостью развития профессиональных и личностных качеств члена данного коллектива до определенного уровня для полноценной адаптации к новым условиям работы. Могут быть и другие цели в зависимости от конкретных потребностей и ситуации с использованием внутренних психологических ресурсов врача и пациента, являющиеся основой психологического сопровождения лечебного процесса. Цель — изучение параметров психологических ресурсов субъектов лечебного процесса, способов профессионального развития сотрудников, обеспечения связи поколений, передачи культурных традиций, повышения сплоченности коллектива, усиления мотивации сотрудников. Методология. Индивидуальное, репетиторское обучение, а также групповые формы обучения (семинары, круглые столы, тренинги). Результаты. Наши исследования показали, что полноценная адаптация (как социальная, так и профессиональная) нового работника в коллективе возможна только в системе наставничества. Это также подразумевает повышение личностных качеств и навыков. Кроме того, наставничество должно способствовать и развитию самого учителя, потому что по сути это двухсторонний процесс, в котором наставник и наставляемый обмениваются знаниями и совершенствуют их. Выводы. Ресурсный подход к наставничеству позволяет рассматривать психологические ресурсы субъектов медицинской организации как внутренние основания для полноценной адаптации (как социальной, так и профессиональной), которые имеют направленность общего и специфического порядка.

Ключевые слова:
ресурсный подход при проведении наставничества, социально-психологическая адаптация, этапы наставничества, программа наставничества, психологическая подготовка к медицинской деятельности, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
Список литературы

1. Гедулянова, Н. С. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2 (71).

2. Грибова, Н. Г. Нужна ли интернатура в подготовке врача / Н. Г. Грибова, Т. Г. Грушева // Информация как двигатель научного прогресса. - 2017. - С. 106-109.

3. Емельянова, Е. В. Наставничество как метод решения проблемы адаптации молодого специалиста медицинского учреждения / Е. В. Емельянова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 11 (47).

4. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. С. Гаврилова, М. А. Чернавский // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 3. - С. 107-112.

5. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 2. - С. 116-124.

6. Гедулянова, Н. С. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Экопотенциал. - 2015. - № 3 (11). - С. 41-45.

7. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. пути решения и практический опыт / Н. В. Агранович [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - № 2 (34).

8. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646.

9. Жданова, М. Г. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М. Г. Жданова, О. А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3.

10. Driscoll, D. Training of residents and fellows: The Mayo Clinic experience / D. Driscoll // Cardiology in the Young. - 2017. - Vol. 26 (8). - P. 1511-1513.

11. Pathways to professionalism? Quality improvement, care pathways, and the interplay of standardisation and clinical autonomy / G. Martin, D. Kocman, T. Stephens, C. Peden, R. Pearse // Sociology of Health & Illness. - 2017. - Vol. 39 (8). - P. 1314-1329.

12. Исхакова, А. Р. Опыт применения инструментов адаптации персонала на примере клиники Мэйо / А. Р. Исхакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. - 2019. - С. 103.

13. Шушпанова, Т. Н. Использование многомерной модели наставничества, как ведущего фактора эффективности медицинской организации (на примере огауз «санаторий «красиво») / Т. Н. Шушпанова, К. Д. Шушпанова // Гуманитарный трактат. - 2018. - № 24. - С. 45-48.

14. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2019. - № 2. - С. 46-49.

15. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. - 2019. - С. 89-92.

16. Киселёва, И. Н Механизмы эффективности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения / И. Н. Киселева // Управление экономическими системами. - 2019. - № 2. - С. 3.

17. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет / С. Романов, А. Самойлов, О. Кузнецова, О. Абаева. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. - 55 с.

18. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Electronic resource]. - 2008. - URL : http://www.opm.gov/policy-data-oversiqht/traininq-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf

19. Different Types Of Business Mentoring Models [Electronic resource]. - URL : http://www.management-mentors.com

20. Francis, L. M. Shifting the shape of mentoring / L. M. Francis // T+D. - 2009. - Vol. 63, Iss. 9. - P. 36-39.

21. Lavin Colky, D. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses / D. Lavin Colky, W. Young // Mentoring & Tutoring. - 2006. - Vol. 14 (4). - P. 433-447.

22. Establishing a Mentoring Program in your Local SHRM. NOVA SHRM & Dulles SHRM [Electronic resource]. - 2020. - URL : http://www.shrm.org

23. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования "город Екатеринбург" : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. - Екатеринбург : Тираж, 2019. - 126 с.

24. Стандартизация стоматологической помощи (методические указания) : учебное пособие / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. - Екатеринбург : Тираж, 2019. - 140 с.

25. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2019. - Т. 15, № 3. - С. 169-176.

26. Chernavsky, A. F., Rusakova, I. V., Grigoriev, S. S. et al. (2019). Obrazovatel'nyy kvest kak forma organizatsii uchebnykh zanyatiy ordinatorov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Educational quest as a form of organization of training sessions for first and second year residents of the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 15, 3, 169-176. (In Russ.)


Войти или Создать
* Забыли пароль?