сотрудник с 01.09.2008 по настоящее время
Уральский государственный медицинский университет (кафедра терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Доцент кафедры)
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
аспирант
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
УДК 61 Медицина. Охрана здоровья
Предмет. Наставничество является ресурсом развития медицинского учреждения и неотъемлемым элементом кадровой политики, средством психологической адаптации и обучения медицинских работников, впервые принятых на работу в учреждение здравоохранения после окончания образовательного учреждения. Его важность обусловлена необходимостью развития профессиональных и личностных качеств члена данного коллектива до определенного уровня для полноценной адаптации к новым условиям работы. Могут быть и другие цели в зависимости от конкретных потребностей и ситуации с использованием внутренних психологических ресурсов врача и пациента, являющиеся основой психологического сопровождения лечебного процесса. Цель — изучение параметров психологических ресурсов субъектов лечебного процесса, способов профессионального развития сотрудников, обеспечения связи поколений, передачи культурных традиций, повышения сплоченности коллектива, усиления мотивации сотрудников. Методология. Индивидуальное, репетиторское обучение, а также групповые формы обучения (семинары, круглые столы, тренинги). Результаты. Наши исследования показали, что полноценная адаптация (как социальная, так и профессиональная) нового работника в коллективе возможна только в системе наставничества. Это также подразумевает повышение личностных качеств и навыков. Кроме того, наставничество должно способствовать и развитию самого учителя, потому что по сути это двухсторонний процесс, в котором наставник и наставляемый обмениваются знаниями и совершенствуют их. Выводы. Ресурсный подход к наставничеству позволяет рассматривать психологические ресурсы субъектов медицинской организации как внутренние основания для полноценной адаптации (как социальной, так и профессиональной), которые имеют направленность общего и специфического порядка.
ресурсный подход при проведении наставничества, социально-психологическая адаптация, этапы наставничества, программа наставничества, психологическая подготовка к медицинской деятельности, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
1. Гедулянова, Н. С. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2 (71).
2. Грибова, Н. Г. Нужна ли интернатура в подготовке врача / Н. Г. Грибова, Т. Г. Грушева // Информация как двигатель научного прогресса. - 2017. - С. 106-109.
3. Емельянова, Е. В. Наставничество как метод решения проблемы адаптации молодого специалиста медицинского учреждения / Е. В. Емельянова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 11 (47).
4. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. С. Гаврилова, М. А. Чернавский // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 3. - С. 107-112.
5. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 2. - С. 116-124.
6. Гедулянова, Н. С. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Экопотенциал. - 2015. - № 3 (11). - С. 41-45.
7. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. пути решения и практический опыт / Н. В. Агранович [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2019. - № 2 (34).
8. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646.
9. Жданова, М. Г. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М. Г. Жданова, О. А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. - 2015. - № 3.
10. Driscoll, D. Training of residents and fellows: The Mayo Clinic experience / D. Driscoll // Cardiology in the Young. - 2017. - Vol. 26 (8). - P. 1511-1513.
11. Pathways to professionalism? Quality improvement, care pathways, and the interplay of standardisation and clinical autonomy / G. Martin, D. Kocman, T. Stephens, C. Peden, R. Pearse // Sociology of Health & Illness. - 2017. - Vol. 39 (8). - P. 1314-1329.
12. Исхакова, А. Р. Опыт применения инструментов адаптации персонала на примере клиники Мэйо / А. Р. Исхакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. - 2019. - С. 103.
13. Шушпанова, Т. Н. Использование многомерной модели наставничества, как ведущего фактора эффективности медицинской организации (на примере огауз «санаторий «красиво») / Т. Н. Шушпанова, К. Д. Шушпанова // Гуманитарный трактат. - 2018. - № 24. - С. 45-48.
14. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. - 2019. - № 2. - С. 46-49.
15. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. - 2019. - С. 89-92.
16. Киселёва, И. Н Механизмы эффективности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения / И. Н. Киселева // Управление экономическими системами. - 2019. - № 2. - С. 3.
17. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет / С. Романов, А. Самойлов, О. Кузнецова, О. Абаева. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. - 55 с.
18. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Electronic resource]. - 2008. - URL : http://www.opm.gov/policy-data-oversiqht/traininq-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf
19. Different Types Of Business Mentoring Models [Electronic resource]. - URL : http://www.management-mentors.com
20. Francis, L. M. Shifting the shape of mentoring / L. M. Francis // T+D. - 2009. - Vol. 63, Iss. 9. - P. 36-39.
21. Lavin Colky, D. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses / D. Lavin Colky, W. Young // Mentoring & Tutoring. - 2006. - Vol. 14 (4). - P. 433-447.
22. Establishing a Mentoring Program in your Local SHRM. NOVA SHRM & Dulles SHRM [Electronic resource]. - 2020. - URL : http://www.shrm.org
23. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования "город Екатеринбург" : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. - Екатеринбург : Тираж, 2019. - 126 с.
24. Стандартизация стоматологической помощи (методические указания) : учебное пособие / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. - Екатеринбург : Тираж, 2019. - 140 с.
25. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2019. - Т. 15, № 3. - С. 169-176.
26. Chernavsky, A. F., Rusakova, I. V., Grigoriev, S. S. et al. (2019). Obrazovatel'nyy kvest kak forma organizatsii uchebnykh zanyatiy ordinatorov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Educational quest as a form of organization of training sessions for first and second year residents of the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 15, 3, 169-176. (In Russ.)