СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РЕГИОНЕ С ЭКОТОКСИКАНТАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Обследование полости рта детей с аутизмом, проживающих в регионе с экотоксикантами, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель. Изучение стоматологического статуса детей, страдающих аутизмом, проживающих в регионе с экотоксикантами. Методология. В исследование включен 31 ребенок от 6 до 18 лет, обучающийся в специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья. Проведено стоматологическое обследование детей при помощи стандартного стоматологического набора инструментов, стоматологических индексов КПУ, РНР, УСП. Для детей и их родителей проведено специальное анкетирование «Анализ уровня гигиены полости рта» и «Анализ анамнестических сведений», полученных в результате опроса детей, родителей и медицинских работников интерната. Результаты. В результате обследования были выявлены: недостаточная осведомленность детей и родителей о здоровье полости рта, нарушение гигиены ротовой полости и высокая интенсивность кариозного процесса у обследованных детей, а также вредные привычки и нарушение основных функций зубочелюстной системы дыхания, глотания, жевания, речи, способствующие развитию зубочелюстных аномалий. Выводы. Таким образом, у детей, страдающих аутизмом, отмечена высокая интенсивность и распространенность кариеса, неудовлетворительный уровень гигиены, недостаточный уровень оказания стоматологической помощи. Нарушение стоматологического здоровья у аутичных детей зависит от соматического статуса, в связи с этим имеется необходимость активного участия врачей стоматологов для формирования навыков у детей по уходу за своей ротовой полостью и ее качественному оздоровлению.

Ключевые слова:
дети, аутизм, соматический статус, экотоксиканты, кариес зубов, стоматологический статус, стоматологическое здоровье, дисфункции зубочелюстной системы, зубочелюстные аномалии, гигиена полости рта
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Аутизм (от латинского autuеs, означающего ‘сам’, ‘погружение в себя’) ― это и конкретный диагноз, и общий термин, который обозначает все специфические эмоциональные расстройства [1, 2]. Характеризуется данное заболевание нарушением умственного и эмоционального развития, вызывает проблемы в общении, отношениях с окружающими и обучении [3, 4]. Возникает аутизм в результате разнообразных биологических, генетических и средовых причин [5―7]. У детей с данной патологией обычно низкий уровень развития навыков самообслуживания, это связано с их особенностью поведения, дефицитом внимания, пониженной способностью к обучению [8]. Также присутствуют сенсорные проблемы, например, гиперчувствительность к щетинкам зубной щетки и вкусу пасты или зубного порошка, что заставляет детей избегать чистки зубов [9]. К тому же у аутичных детей нередко наблюдается выраженная пищевая зависимость от сладкого. Все это приводит к нарушению стоматологического здоровья детей с соматическим заболеванием [10―14].

В таких регионах, как Республика Башкортостан, высокая концентрация различных промышленных отраслей (добыча и транспортировка нефти и газа, нефтехимия, нефтепереработка, химия, приборо- и машиностроение, черная и цветная металлургия, горнодобывающая промышленность, высокоразвитый агропромышленный комплекс) представляет потенциальную опасность для здоровья человека [15, 16]. Экотоксиканты обладают широким спектром токсических эффектов, вызывая возникновение биохимических сдвигов в организме, нейротоксическое, гонадотоксическое, генотоксическое, эмбриотоксическое и тератогенное воздействие, негативно влияя на рост и развитие организма, в том числе и на зубочелюстную систему.

В связи с этим оценка стоматологического статуса среди детей с аутизмом представляет особую важность [17―19]. Учитывая особенности аутичных детей, не нарушая их психику, необходимо постепенное формирование привычки к гигиене полости рта [20―28].

Целью исследования явилось изучение стоматологического статуса детей, страдающих аутизмом, проживающих в регионе с экотоксикантами.

Материалы и методы

Исследование выполнено на базе Уфимской специальной коррекционной общеобразовательной школы ― интерната № 92 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Детской стоматологической поликлиники № 7 г. Уфы и  на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии с курсом ИДПО Башкирского государственного медицинского университета.

В школе-интернате на момент обследования обучалось 159 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 47 с аутизмом, из которых 16  находились на домашнем обучении. Стоматологическое обследование проводили 31 ребенку с аутизмом от 6 до 18 лет. С каждым ребенком до обследования проводилась беседа в игровой форме о значении зубов в жизни человека, возможных заболеваниях, важности гигиены полости рта, необходимости регулярного стоматологического осмотра.

В связи с особенностями течения основного заболевания стоматологическое обследование детей проводилось совместно с педагогами, медицинским персоналом интерната. Осмотр полости рта проводили при помощи стандартного стоматологического набора инструментов. Для оценки интенсивности и распространенности кариозного процесса использовали стоматологический индекс КПУ. Была выявлена структура данного индекса, при этом подсчитывали отдельно показатели К (кариеса), П (пломбы), У (удаленных зубов). Определяли уровень оказания стоматологической помощи (УСП). Для оценки гигиенического состояния полости рта обследованных детей использовали индекс эффективности гигиены полости рта РНР (Podshadley A.G., Haley P., 1968). Также для изучения уровня  гигиены полости рта обследованных детей проводили анкетирование, составленное в форме специальной анкеты-беседы (анализ уровня гигиены полости рта) на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии с курсом ИДПО БГМУ, состоящей из 15 вопросов.  С помощью анкеты было установлено, насколько дети и родители осведомлены о назначении зубов, рациональном питании, отношение к стоматологу, достаточным ли образом осуществляется гигиена полости рта. Помимо анкеты для изучения уровня гигиены полости рта, была составлена анкета для анализа анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей.

Данный анализ послужил основой для получения объективных данных об индивидуальных особенностях ребенка, общей картины этиопатогенеза нарушений основных функций зубочелюстной системы, стоматологического статуса в целом.

Результаты исследования

При исследовании анамнеза жизни детей было отмечено, что дети с аутизмом были рождены от 1-3 беременности и родов. Течение беременности их матерей при этом было осложнено в основном инфекционными заболеваниями. В большинстве случаев наблюдались преждевременные роды, слабость родовой деятельности и использовалась родостимуляция. Вес при рождении детей варьировал от 1486 до 4100 граммов. В основном дети находились на искусственном вскармливании (64,51 %), некоторые ― на грудном (35,48 %).

Из сопутствующей патологии на фоне основного заболевания у детей с аутизмом были отмечены нарушения осанки (искривление позвоночника, 51,61 %), стопы (22,58 %), миопия (25,80 %), астигматизм (16,12 %), ангиопатия сетчатки глаза (9,67 %), задержка психоречевого развития (35,48 %), умственная отсталость (25,80 %), нарушение речи (29,03 %), аденоиды (9,67 %), гастрит (9,67 %), эндемический зоб (3,22 %), нейрогенный мочевой пузырь (3,22 %), дискинезия желчного пузыря (6,45 %), пиелонефрит (3,22 %).

При внешнем осмотре у большинства детей с аутизмом выявлены такие вредные привычки, как сосание большого пальца руки (12,90 %), закусывание нижней губы (22,58 %), прокладывание языка между зубами (51,61 %), привычка грызть ногти (12,90 %), тянуть все предметы в рот (3,22 %), а также дисфункции зубочелюстной системы: нарушение дыхания (ротовое ― 58,06, смешанное ― 32,25 %), глотания (инфантильный тип ― 74,19 %), вялое, слишком продолжительное жевание (51,61 %),  речи (экспрессивная речь, эхолалия, тахилалия, брадилалия).

Во время осмотра полости рта при глотании были отмечены прокладывание языка между зубами, гипертонус мышц, окружающих ротовую щель (щечная, жевательная, круговая, височная, латеральная крыловидная), который приводил к спастическому напряжению губ, а после осмотра в покое наблюдалась слабость круговой мышцы рта (61,29 %). Мышцы детей с одной стороны чрезмерно сокращены, а с другой гипотоничны. Это связано с несбалансированностью между собой процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем у них наблюдается определенная специфика в напряжении мышц: она быстро сменяется расслаблением и снова переходит в напряжение.

Наблюдались аномалии строения и прикрепления уздечек губ и языка (22,58 %), прикуса (перекрестный, дистальный, глубокий, открытый, прямой) и зубов (вестибулярное и оральное положение, тортоаномалия, транспозиция, микродентия, гиперодонтия), чаще всего сочетанные у всех обследованных детей.

Показатель уровня гигиены полости рта по индексу РНР был неудовлетворительный (2,1).

Интенсивность кариозного процесса по индексу КПУ составила 5,3, распространенность ― 80 %. В структуре индекса на долю компонента «К» пришлось 81,25, «П» ― 10, «У» ― 8,75 %.

Уровень оказания стоматологической помощи по индексу УСП был недостаточным ― 10 %.

Проведенное анкетирование (анализ уровня гигиены полости рта) выявило: большинство детей не чистят зубы дважды в день и не уделяют должного времени для чистки зубов (54,83 %); практически никто не использует дополнительные средств гигиены полости рта и не очищают поверхность языка от налета; у 19,35 % детей наблюдается кровоточивость десен при чистке зубов; практически все дети посещают стоматолога по мере необходимости и лишь небольшая часть отказывается идти на прием к доктору (12,90 %).

Выводы

По полученным результатам проведенного анкетирования и стоматологического обследования можно судить о том, что у аутичных детей, проживающих в регионе с экотоксикантами, еще не сформирована привычка к гигиене полости рта, наблюдаются высокая распространенность кариеса зубов, неудовлетворительная гигиена ротовой полости, недостаточный уровень оказания стоматологической помощи. Изучение стоматологического статуса детей с аутизмом показало необходимость в  активном участии врача-стоматолога в формировании у детей навыков правильного ухода за полостью рта, что является залогом стоматологического здоровья и улучшения качества жизни детей с данной патологией.

Список литературы

1. Иванов, Е. С. Детский аутизм: диагностика и коррекция : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Л. Н. Демьянчук, Р. В. Демьянчук. – Санкт–Петербург, Дидактика Плюс, 2004. – 80 с.

2. Симашкова, Н. В. Расстройства аутистического спектра у детей : научно-практическое руководство / под ред. Н. В. Симашковой. – Москва : Авторская академия, 2013. – 264 с.

3. Айкарди, Ж. Заболевания нервной системы у детей / Ж. Айкарди ; пер. с англ. под ред. А. А. Скромца. – Т. 1. – Москва : Бином ; Изд-во Панфилова, 2013. – 568 с.

4. Бадалян, Л. О. Детская неврология : учебное пособие / Л. О. Бадалян. – Москва : МЕДпресс-информ, 2001. – 608 с.

5. Бубеева, Б. Н. Семьи с детьми инвалидами как объект социальной политики / Б. Н. Бубеева. – Улан-Удэ, 2011. – 148 с.

6. Гусев, Е. И. Неврология и нейрохирургия / Е. И. Гусев, А. Н. Коновалов, Г. С. Бурд. – Москва, 2000. – 347 с.

7. Зиновьева, С. Е. Состояние здоровья и физическое развитие детей с перинатальным поражением нервной системы : автореф. дис. ... канд. мед. наук : 03.00.13 : 14.00.09 / Зиновьева Светлана Евгеньевна. – Архангельск, 2002. – 19 с.

8. Little, W. J. On the incidence of abnormal parturition, difficult labour, premature birth and asphyxia neonatorum on the mental and physical condition of the child, especially in relation to deformities / W. J. Little // Transactions of the Obstetrical Society of London. – 1862. – № 3. – P. 293–344.

9. Галонский, В. Г. Обоснование психолого-педагогических приемов к проведению «Уроков стоматологического здоровья» у детей с сенсорной депривацией слуха /В. Г. Галонский, Н. В. Тарасова, О. А. Елисеева // Сибирское медицинское обозрение. – 2013. – № 3. – С. 11–17.

10. Чуйкин, С. В. Гигиена полости рта, как метод профилактики стоматологических заболеваний / С. В. Чуйкин. – Москва, 2001.

11. Гарифуллина, А. Ж. Оценка уровня знаний о гигиене полости рта и о рациональном питании у детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения / А. Ж. Гарифуллина // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 4.

12. Байжанов, Б. Б. Актуальные вопросы организации стоматологической помощи в детских психоневрологических учреждениях / Б. Б. Байжанов // Стоматология. – 1980. – № 3. – С. 56–58.

13. Виноградова, Т. Ф. Стоматология детского возраста: рук-во для врачей / Т. Ф. Виноградова. – Москва : Медицина, 1987. – 528 с.

14. Гигиена полости рта у детей с органическим поражением ЦНС / Е. А. Олейник [и др.] // Самарский медицинский журнал. – 2002. – № 2. – С. 33.

15. Мухаметшина, P. P. Изучение чувствительности к ксенобиотикам на территории с высоким уровнем техногенеза / P. P. Мухаметшина, JI. M. Камаева, Н. Г. Курамшина // Аграрная наука в 21 веке : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф. молодых ученых и аспирантов. – Уфа, 2003. – С. 143–146.

16. Иммуногистохимические исследования влияния экотоксикантов на зубочелюстную систему лабораторных животных / А. Т. Зулькарнаева, С. В. Чуйкин, С. В. Аверьянов, Т. Р. Зулькарнаев // Медицинский вестник Башкортостана. – 2010. – № 5 – С. 140–144.

17. Особенности стоматологического статуса у детей с расстройствами аутистического спектра / С. И. Гажва, Е. Ю. Белоусова, Е. А. Княщук, А. С. Куликов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 35.

18. Гажва, С. И. Реализация приоритета профилактики стоматологических заболеваний: форма и методы / С. И. Гажва, О. С. Надейкина, Т. П. Горячева // Научное обозрение. Медицинские науки. – 2015. – № 1. – С. 121–122.

19. Якубова, И. И. Стоматологические проблемы детей с расстройствами аутистического спектра и пути их решения. Часть I / И. И. Якубова, С. Б. Ципан // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. – № 5. – С. 67–70.

20. Reitsma, P. Computer-Based Exercises for Learning to Read and Spell by Deaf Children / P. Reitsma // J. Deaf Stud. Deaf Educ. – 2009. – Vol. 14, № 2. – Р. 178–189.

21. Кашинец, Т. А. Психофизиологический статус детей с соматической патологией при стоматологическом лечении / Т. А. Кашинец // Земский врач. – 2011. – № 5. – С. 25–29.

22. Клинические проявления твердых тканей временных и постоянных зубов у детей с врожденными и наследственными болезнями / Э. А. Юрьева, Е. Е. Яцкевич, Е. С. Воздвиженская, З. М. Омарова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2010. – Т. 55, № 6. – С. 42–45.

23. Корчагина, В. В. Гипоплазия эмали зубов у детей с сочетанными врожденными и наследственными пороками развития ЦНС и опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич, спинномозговые грыжи, миопатии) / В. В. Корчагина, С. В. Дьякова // Стоматология. – 1997. – Т. 62, № 4. – С. 60–64.

24. Bozkurt, F. Y. The comparison of various oral hygiene strategies in neuromuscularly disabled individuals / F. Y. Bozkurt, O. Fentoglu, Z. Yetkin // J. Contemp. Dent. Pract. – 2004. – Vol. 5, № 4. – P. 23–31.

25. Chi, D. L. A serial cross-sectional study of pediatric inpatient hospitalizations for non-traumatic dental conditions / D. L. Chi, E. E. Masterson // J. Dental Res. – 2013. – Vol. 92, № 8. – P. 682–688.

26. Clinical and microbiological evaluation of the use of toothpaste containing 1% chlorhexidine and the influence of motivation on oral hygiene in patients with motor deficiency / A. C. de Andrade Meyer, T. de Mello Tera, J. C. da Rocha, M. A. Jardini // Spec. Care Dent. – 2010. – Vol. 30, № 4. – P. 140–145.

27. Dowd, F. J. Saliva and dental caries / F. J. Dowd // Dent. Clin. North Amer. – 1999. – Vol. 43. – P. 579–597.

28. Oral health status in Greek children and teenagers, with disabilities / A. G. Mitsea, A. G. Karidis, C. Donta-Bakoyianni, N. D. Spyropoulos // J. Clin. Pediatr. Dent. – 2001. – Vol. 26, № 1. – P. 111–118.


Войти или Создать
* Забыли пароль?