НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ПОСВЯЩЕННЫЙ КЛЮЧЕВЫМ МОМЕНТАМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Правильный и осознанный выбор специальности является одним из главных условий достижения успехов в профессиональной деятельности. Для этого необходимо адекватно оценить свои профессиональные склонности и реальные способности. Цель — исследование основных мотивационных характеристик профориентации студентов стоматологического факультета Уральского государственного медицинского университета. Методология. Для исследования был выбран метод нестандартизированного закрытого опроса. Опрошено 48 студентов (в возрасте от 18 до 20 лет) 2 курса (2015/2016 учебный год) стоматологического факультета УГМУ. Результаты. Студентам предложили написать эссе, в котором они отразили мотивы своего поступления на стоматологический факультет. Из 28 студентов 89,3% обосновали свой сознательный выбор, позитивно охарактеризовав свою учебу в вузе. Мы выбрали основные мотивационные характеристики, которые разделили на 5 основных позиций профориентации наших студентов: эстетическая направленность (33% ответов), самоуважение и значимость в обществе (25%), получение и видение быстрого результата (10%), научное направление, представление стоматологии как интенсивно развивающейся науки (22%), творческое направление, ремесло, сопоставление стоматологии с ювелирным искусством, «мелкая мануальная моторика» (10%). Выводы. Студенты в своих эссе количественно и качественно отобразили основные позитивные мотивационные профориентированные характеристики своего поступления на стоматологический факультет, которые сконцентрировались в нескольких ключевых направлениях. Результаты проведенного исследования показали нам осознанность и целенаправленность профессионального выбора подавляющего большинства студентов и опровергли мнение о случайном выборе ими профессии стоматолога.

Ключевые слова:
профориентация, нестандартизированный опрос, студенты
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Белов, В. И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций / В. И. Белов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2006. – № 14.

2. Болдина, М. А. Понятие и сущность профориентационной работы в образовательном учреждении / М. А. Болдина, Е. В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. – № 12. – С. 431–439.

3. Профессиональные предпочтения у студентов на начальном этапе обучения в медицинском вузе / В. В. Зашихина, Т. А. Голдобина, С. Л. Совершаева, Е. Г. Бондаренко, А. К. Шерстенникова, Г. Н. Кострова // Экология человека. – 2012. – № 3. – С. 49–55.

4. Самооценка образовательной компетентности студентов стоматологического факультета ВГМУ / С. А. Кабанова, Я. А. Кульбашна, А. А. Кабанова, В. А. Борисенок // Вестник ВГМУ. – 2014. – № 1. – С. 110–114.

5. Кузьмина, Е. Профориентация: эффективность и качество / Е. Кузьмина // Высшее образование в России. – 2002. – № 3. – С. 24–31.

6. Кульбашна, Я. А. Формирование профессиональной компетентности будущих стоматологов / Я. А. Кульбашна // Вестник ВГМУ. – 2014. – № 1. – С. 115–120.

7. Усачева, Н. А. Мотивационные установки и представления о себе у студентов-стоматологов / Н. А. Усачева // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. – 2008. – № 1. – С. 322–326.

8. Пальцев, М. А. Высшая школа и реформы / М. А. Пальцев // Врач. – 2001. – № 3. – С. 44–45.

9. Потапова, Ю. В. Типы познавательной самостоятельности студентов медицинского вуза / Ю. В. Потапова, Б. В. Кузьмин, В. А. Сухов // ОмГУ. – 2015. – № 1. – С. 34–38.

10. Радугин, А. А. Социология / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – Москва: Центр, 2001. – 137 с.

11. Троицкая, Ю. И. Формирование ценностных ориентаций в процессе профессиональной подготовке студентов стоматологов / Ю. И. Троицкая, С. П. Деревянченко // Здоровье и образование в XXI веке. – 2012. – № 4. – С. 330–332.

12. Эфендиев, А. Г. Социальные аспекты ЕГЭ: ожидания, реальность, институциональные последствия / А. Г. Эфендиев, К. В. Решетникова // Вопросы образования. – 2004. – № 2. – С. 12–35.

13. Яркова, Г. А. О проблемах комплексного подхода к профессиональному ориентированию учащихся / Г. А. Яркова, Л. П. Шебанова // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы: материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (Тобольск, 22-23 ноября 2012 г.) / под общей редакцией Г. А. Ярковой и Л. П. Шебановой. – Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. – С. 147–150.