РАЗРАБОТКА НЕИНВАЗИВНОЙ ШИНИРУЮЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ КАК ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО АППАРАТА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКИМ ГЕНЕРАЛИЗОВАННЫМ ПАРОДОНТИТОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. За последнее десятилетие резко возрос интерес врачей-стоматологов к применению различных видов лечебно-профилактических аппаратов (индивидуальных шин и капп) для лечения хронического генерализованного пародонтита. В статье отражены конструкционные особенности и клинико-лабораторные этапы изготовления новой лечебно-профилактической назубной шины, изготовленной из термопластического материала на основе полиоксиметилена «Dental D» Quattro Ti (Италия). Представлены показания к применению назубной съемной шины из термопласта на этапах лечения хронического генерализованного пародонтита легкой степени тяжести. Цель — повышение эффективности комплексного лечения хронического генерализованного пародонтита на основе разработки и внедрения новой конструкции лечебно-профилактической назубной шины, изготовленной из термопластического материала «Dental D». Материалы и методы. Термопластические материалы на основе полиоксиметилена обладают высокими пластическими свойствами, устойчивостью к усталостным нагружениям, низкими показателями износа, биологической инертностью, отсутствием токсичности и канцерогенности, а также доступностью для использования в повседневной стоматологической практике. Одной из разновидностей термопластов является материал стоматологического назначения «Dental D» — органический технополимер, аналог металла, обладающий малой степенью упругой деформации, физико-механические характеристики которого обеспечивают возможность использования его в качестве конструкционного материала для шинирования зубов. Результаты. В ходе исследования были изучены физико-механические характеристики термопластического материала «Dental D», подтверждена целесообразность его применения в качестве конструкционного материала для изготовления съемных шин и разработана новая конструкция индивидуализированной неинвазивной лечебно-профилактической назубной шины. Выводы. За счет уникальных свойств термопластического материала «Dental D» существенными преимуществами применения шины является сохранение физиологической подвижности зубов, комфортность в использовании и, как следствие, короткий срок адаптации. Применение данной конструкции на начальных стадиях заболеваний пародонта обеспечит стабилизацию состояния и будет способствовать снижению риска утяжеления патологии.

Ключевые слова:
пародонтит, шинирование зубов, шинирующие конструкции, термопластические материалы
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

На протяжении нескольких десятилетий сохраняется интерес как зарубежных, так и отечественных ученых к вопросу о повышении эффективности комплексного лечения пациентов с  хроническим генерализованным пародонтитом [1—3]. Актуальными вопросами в комплексном лечении заболеваний пародонта являются разработка новых конструкций, обеспечивающих перераспределение функциональных нагружений, поиск и внедрение современных материалов для шинирования зубов, применение которых позволит повысить эффективность лечения пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом [1, 4— 6].

Травматическая окклюзия и функциональная перегрузка опорного аппарата зубов играют важную роль в развитии и прогрессировании воспалительно-деструктивных заболеваний пародонта. Устранение указанных патологических факторов достигается применением ортопедических методов лечения, которые являются обязательным компонентом эффективной терапии хронического генерализованного пародонтита [7, 8].

         В последние годы существенно изменилась концепция  этапности комплексного лечения пациентов с патологией пародонта. По мнению многих авторов, ортопедическое лечение следует начинать как можно раньше, одновременно с терапевтическим или даже перед ним, чтобы  вернуть зубочелюстной системе утраченное единство и предохранить пародонт от травмирующего действия  горизонтальной перегрузки,  которая на определенной стадии развития патологического процесса является основным из факторов патогенеза [9, 10].

             При оказании стоматологической помощи пациентам  с диагностированным пародонтитом предпочтение следует отдавать щадящим, неинвазивным методам ортопедического лечения, к которым в числе прочих относится применение съемных шинирующих конструкций [11, 12].  Особый интерес вызывает их использование при лечении пациентов с начальной степенью патологии пародонта, при отсутствии патологической подвижности зубов и интактных зубных рядах в качестве лечебно- профилактических конструкций.  Для ортопедического лечения заболеваний пародонта при сохраненной целостности зубных рядов применяют съемные шины, которые не требуют препарирования зубов, упрощают проведение гигиенических и лечебных мероприятий [10].

В структуру съемной шины, как правило, включен многозвеньевой кламмер, являющийся  элементом, обеспечивающим жесткость системы и распределение жевательного давления. Равномерное перераспределение функциональных нагружений положительно сказывается на трофике тканей пародонта, улучшается гемодинамика, создаются условия для эффективного медикаментозного лечения [13].

            Известные конструкции назубных шин изготовлены из сплавов металлов и имеют целый ряд недостатков: шины оказывают чрезмерно жесткое воздействие на ткани пародонта, могут вызывать компрессию десневого края фиксирующими элементами, расположенными в области шеек зубов,  наложение и снятие  шины иногда может приводить к перегрузке пародонта отдельных зубов.  Физико-механические свойства термопластических материалов позволяют исключить указанные недостатки и получить индивидуализированные варианты шинирующих конструкций  в зависимости от клинической ситуации. Таким образом, кламмерные шины, изготовленные из термопласта на основе полиоксиметилена «Dental D» с высоким пределом упругой деформации, отвечают современным требованиям, обладают высокой функциональностью за счет эластичности, обеспечивают точное прилегание к зубам, сохраняя их подвижность на уровне  физиологической [14].

            Цель — пвышение эффективности комплексного лечения хронического генерализованного пародонтита на основе разработки и внедрения новой конструкции лечебно-профилактической назубной шины, изготовленной  из  термопластического  материала «Dental D».

Материалы и методы

Материал «Dental D» представляет собой органический технополимер, аналог металла, обладает малой степенью упругой деформации и имеет следующие физические характеристики: достаточную плотность, эластичность и прочность при растяжении, удовлетворительные показатели модуля упругости при растяжении и относительного удлинения,  низкое водопоглощение. Известно, что модуль упругости кобальто-хромового сплава,  традиционно используемого для изготовления съемных шин, в 10 раз выше такового показателя у материала «Dental D». Представленные свойства позволяют предположить,  что применение  термопластического полимера для изготовления шинирующих конструкций может обеспечить  снижение уровня растягивающих напряжений в тканях пародонта  конструкционного материала и сохранение подвижности зубов в пределах физиологической нормы.

Результаты

В ходе исследования была разработана новая конструкция индивидуализированной неинвазивной лечебно-профилактической назубной шины (рис. 1), состоящей из  многозвеньевого кламмера (1), расположенного на вестибулярной и оральной поверхностях зубов, и перекидных элементов (2). В конструкции предусмотрено формирование окклюзионных окон (3). Минимальная толщина звена кламмера составляет 1,5 мм. Выбор термопластического материала  на основе полиоксиметилена «Dental D» QuattroTi (Италия) для  изготовления шин и предлагаемые подходы к их конструированию способны исключить  компрессию десневого края компонентами шины, возникновение гипертонуса жевательных мышц, а также обеспечить хорошую фиксацию конструкции без чрезмерно жесткого воздействия на ткани пародонтального комплекса.

Рис. 1. Конструкция лечебно-профилактической назубной шины:
1 —  многозвеньевой кламмер; 2 — перекидной элемент; 3 — окклюзионное окно.

Fig. 1. Design of curative and preventive dental splint:

1 — multi-link clasp; 2 —  connection element; 3 — occlusal window.
 

Важными преимуществами применения шины являются сохранение физиологической подвижности зубов, комфортность в использовании и, как следствие, короткий срок адаптации. Помимо этого, конструкция обладает высокими эстетическими характеристиками.  Съемная шинирующая конструкция дает возможность беспрепятственного проведения гигиенических мероприятий, а также хирургического, терапевтического и пародонтологического лечения.

Технология изготовления лечебно-профилактической назубной шины состоит из следующих этапов: получают анатомические оттиски с верхней и нижней челюстей силиконовой слепочной массой. По оттискам отливают гипсовые модели из высокопрочного гипса IV класса, после чего изучают рабочую модель в параллелометре и намечают границы  многозвеньевого  кламмера. Далее рабочую модель дублируют и модели  гипсуют в окклюдатор или артикулятор.  На дублированной модели проводят моделирование восковой конструкции  многозвеньевого кламмера согласно ориентирам, нанесенным на рабочую модель (рис. 2).

Рис. 2. Восковая конструкция назубной шины.

Fig. 2. Wax design dental splint.

На следующем этапе  модель гипсуют в кювету и  формируют литникообразующую систему (рис. 3).

   .

Рис. 3. Восковая конструкция назубной шины с литникообразующей системой.

Fig. 3. Wax design dental splint with gating system.

Затем производится удаление воска с формированием пространств для термопластического материала (рис. 4).

 

Рис. 4. Модель, загипсованная в кювету, после удаления восковой репродукции шины.

Fig. 4. Model in cuvette after removal of a wax reproduction splint.

В аппарате «MG Newpress» (QuattroTi) в заданном режиме (при температуре 220   °С и давлении 7—8 bar)  проводят термопрессование  полимерного материала «Dental D». Кювету охлаждают и извлекают отлитую конструкцию шины с литникообразующей системой (рис. 5).

  

Рис. 5. Отлитая конструкция шины с литникообразующей системой.

Fig. 5. Design splint of  thermoplastic meterial with gating system.

 Затем шину с многозвеньевым кламмером  припасо­вывают на мастер-модели и оценивают  плотность ее прилегания (рис. 6).

Рис. 6. Готовая конструкция назубной шины.     

Fig. 6. Design dental splint.

            Показанием к применению разработанной оригинальной конструкции  лечебно-профилактической  шины является наличие у пациентов  хронического генерализованного пародонтита легкой степени тяжести с рентгенологическими признаками убыли костной ткани, не отягощенным патологической подвижностью зубов.

Выводы

Применение  неинвазивной индивидуализированной лечебно-профилактической назубной шины из термопластического материала «Dental D» позволит нормализовать характер распределения функциональных нагружений в тканях пародонта и замедлить резорбцию костной ткани. Широкое использование лечебно-профилактических шин  при начальных стадиях заболевания пародонта будет способствовать снижению риска утяжеления патологии и обеспечит стабилизацию состояния.

Список литературы

1. Экспериментальное обоснование возможности применения углеродных материалов для шинирования зубов / Н. Б. Асташина, Н. П. Логинова, С. В. Казаков, О. Н. Седегова // Проблемы стоматологии. - 2013. - № 4. - С. 48-52.

2. Kingman A., Albandar J. M. Methodological aspects of epidemiological studies of periodontal diseases. Periodontology 2000, 2002, vol. 29, no. 1, pp. 11-30.

3. Леонова, Л. Е. Сравнительная оценка эффективности лечения больных пародонтитом с применением остеотропных препаратов / Л. Е. Леонова, А. А. Ковтун, Г. А. Павлова // Пародонтология. - 2013. - Т. 18, №. 1. - С. 32-35.

4. Спортивные зубные шины как наиболее эффективный метод профилактики патологических состояний зубочелюстной системы у спортсменов / Н. Б. Асташина, С. В. Казаков, Е. С. Ожгихина, Ю. Г. Ожгихин // Проблемы стоматологии. - 2014. - № 3. - С. 34-37.

5. Биомеханическое моделирование применения шинирующего волокна на основе базальта при лечении пациентов с заболеваниями пародонта / Е. М. Караваева, Г. И. Рогожников, Ю. И. Няшин, В. Н. Никитин // Российский журнал биомеханики. - 2015. - № 1. - С. 106-115.

6. Оценка основных характеристик углеродного волокна и перспективы его применения на этапах лечения пациентов с генерализованным пародонтитом / Н. Б. Асташина, В. Н. Анциферов, О. Н. Седегова, Н. П. Логинова, М. Н. Каченюк // Российский стоматологический журнал. - 2015. - № 1. - С. 20-24.

7. Жолудев, С. Е. Избирательное пришлифовывание и шинирование зубов как звено в комплексном лечении пародонтита / С. Е. Жолудев, Е. В. Гольдштейн, Е. Л. Шустов. // Институт стоматологии. - 2004. - № 1. - С. 80-81.

8. David E. D., Brian L. M. Is there an association between occlusion and periodontal disease destruction?: only in limited circumstances does occlusal force contribute to periodontal disease progression. The Journal of the American Dental Association, 2006, pp. 1381-1389.

9. Жолудев, С. Е. Обоснование применения различных шинирующих конструкций при атрофических процессах в тканях пародонта (обзор литературы) / С. Е. Жолудев, А. В. Делец // Проблемы стоматологии. - 2013. - № 4. - С. 16-22.

10. Цепов, Л. М. Диагностика, лечение и профилактика заболеваний пародонта / Л. М. Цепов, А. И. Николаев, Е. А. Михеева. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: МЕД-пресс-информ, 2008. - 272 с.

11. Арутюнов, С. Д. Фрезерованные шины для иммобилизации подвижных зубов / С. Д. Арутюнов. - Москва: ООО «Новик», 2015. - 32 с.

12. Baruch H., Ehrlich J., Yaffe A. Splinting - a review of the literature. Refuat Hapeh Vehashinayim, 2001, vol. 18, no. 1, pp. 29-40.

13. Трегубов, И. Д. Сравнительная характеристика базисных материалов при изготовлении шинирующих конструкций / И. Д. Трегубов // Научный альманах. - 2017. - № 3-3. - С. 371-374.

14. Клемин, В. А. Обоснование применения несъемной шины из термопластического материала / В. А. Клемин, В. В. Вольваков // Актуальные вопросы стоматологии: материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции с международным участием, посвященной 29 апреля 2017 г. / под общ. ред. Д. В. Михальченко. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2017. - С. 180-185.


Войти или Создать
* Забыли пароль?