ОБРАЗ ЖИЗНИ И СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ С НИЗКОЙ МАССОЙ ТЕЛА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучал изменения в образе жизни, питание стоматологов с недостаточной массой тела после начала обучения. У каждого третьего студента первого-второго курса стоматологического факультета дефицит массы тела. Сон менее шести часов у 44,1% студентов, бессонница поражает 14,7% студентов в первый или второй год, снижение физической активности у 63,2% студентов, отмечено снижение количества блюд, увеличение интервалов между едой и кофе. Предлагается разработать рекомендации для учащихся по соблюдению режима труда и отдыха, а также питания.

Ключевые слова:
Учащиеся начальных школ, здоровье зубов, низкая масса тела, питание, образ жизни
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Образ жизни студентов является главным фактором, определяющим состояние их здоровья. В условиях обучения и быта такие субъективные факторы, как  режим питания, двигательная активность, организация досуга, в большей степени влияют на здоровье студентов, чем факторы, непосредственно связанные с учебным процессом (продолжительность учебного дня, учебная нагрузка, перерывы между занятиями и т.п). Подтверждается зависимость повышения частоты стоматологических заболеваний от определенного образа жизни и характера питания [1, 3, 5, 6]. В 2014 г. нами были проведены исследования по оценке стоматологического здоровья и цитоморфометрического статуса слизистой оболочки полости рта студентов разных факультетов. Данные клинического стоматологического обследования выявили повышение индекса КПУ среди студентов с недостаточной массой тела, увеличение встречаемости явлений легкого катарального гингивита и локализованной рецессии десны с выраженными явлениями гиперестезии по сравнению с сокурсниками с нормальной массой тела. У студентов с малым весом чаще наблюдались бледность кожного покрова и слизистой оболочки полости рта, отпечатки зубов по линии смыкания в области щеки и в большом количестве налет на спинке и корне языка [7, 9]. В санации нуждались 76 % студентов с недостаточной массой тела и 70 % студентов группы сравнения. Анализ стоматологической заболеваемости показал, что студенты нуждаются в санации полости рта и ежегодных профилактических осмотрах [2, 8].

  • исследования — изучить изменения привычного образа жизни, характера питания студентов-стоматологов с недостаточной массой тела после начала обучения для выявления возможных причин развития стоматологических заболеваний.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось в два этапа на базе  кафедры гистологии и эмбриологии УГМУ и кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний  с сентября по декабрь 2017 года. В изучении медико-социального статуса приняли участие 74 студента первого и второго курсов стоматологического факультета УГМУ в возрасте 17—20 лет.

На первом этапе респондентам были предложены две анкеты, одна из которых содержала  вопросы открытого типа с указанием пола, возраста, роста и веса, образа жизни, вредных привычек, характера питания. Подсчитывался индекс массы тела (ИМТ) по формуле I = m/h², где m — масса тела, кг; h — рост, м.

Значения ИМТ, равные 18—25 кг/м², расценивались как нормальные, 16—18 кг/м² свидетельствовали о дефиците массы тела, 25—30 кг/м² — об избыточной.

Вторая анкета содержала вопросы, касающиеся стоматологического здоровья, гигиены полости рта.

На втором этапе проводилось клиническое стоматологическое обследование пациентов (расспрос, осмотр, индексная оценка гигиены полости рта, тканей пародонта).

Результаты исследования и их обсуждение

Среди респондентов 42,6 % — жители г. Екатеринбурга, 33,8 % — Свердловской области, 11,8 % — ХМАО, 8,85 % — Казахстана и 2,9 % — приехавшие из центральных районов России.

В результате сопоставления роста и веса и подсчета ИМТ было выявлено, что 33,8 % студентов имеют дефицит массы тела,  63,7 % — нормальную массу тела,  2,5 % — избыточную. В исследуемой группе студентов (с низкой массой тела) до поступления в вуз хотели уменьшить массу тела 20,0 % респондентов, к середине первого курса только 12,0 %  из них по-прежнему хотят похудеть. В группе сравнения (студенты с нормальным весом) хотели похудеть до поступления в университет 45,6 %, а в настоящее время — 33,8 %. Число студентов, которые хотели  увеличить свой вес до и после поступления в вуз, практически не изменилось: в исследуемой группе число желающих поправиться составило 8,0 %,  а в группе сравнения — 14,7 и 13,2 % соответственно.

Адаптация студентов первого-второго курсов к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма, что проявляется снижением успеваемости, обострением синдрома хронической усталости и т.д. [4].

Недостаток времени для учебных занятий компенсируется студентами за счет ночного сна. По данным анкет, если до поступления в вуз менее 6 часов в сутки спали только 8,8 % студентов, то к концу первого курса процент недосыпающих составил 44,1 %. Число жалоб респондентов на хроническую бессонницу  увеличилось с 4,4 до 14,7 %.

Значительно снизились физические нагрузки: 63,2 % отметили снижение физической нагрузки, 22,0 % — нагрузка не изменилась, 5,9 % отметили увеличение  физической нагрузки (за счет участия в танцевальных и спортивных мероприятиях, проводимых в УГМУ).

         Данные анкетирования выявили, что у студентов происходят существенные изменения в режиме питания. До поступления в вуз более трех раз в день питались 58,1 % респондентов с нормальным весом и 64,0 % с низкой массой тела, к середине первого курса успевают поесть более трех раз в день только 17,6 и 24,0 %  студентов соответственно. Значительно увеличиваются интервалы между приемами еды: до поступления в вуз между приемами пищи был интервал более пяти часов у 5,9 % респондентов с нормальной массой тела и у 4,0 % с низкой массой тела, а после поступления — 41,2 и 28,0 % соответственно.

          По данным анкетирования, отмечается снижение употребления горячей пищи у всех студентов (более двух раз в день принимали горячую еду до поступления в вуз 55,9 % респондентов, после — 14,7 %). Отмечается повышение потребления кондитерских изделий и фастфуда среди всех студентов, резко увеличилось число «любителей» кофе (много кофе пили до поступления в УГМУ 4,0 % респондентов изучаемой группы, к середине первого курса — 20,0, 5,9 и 13,2 % соответственно среди респондентов группы сравнения). По количеству  фруктов и мяса различий  в потреблении до и после поступления в вуз, по данным анкет, нами не выявлено.

Анализ анкетирования, касающийся стоматологического здоровья, показал, что 79 % студентов снижение уровня стоматологического здоровья связывают с периодом адаптации при поступлении в университет. Из числа опрошенных полноценно осуществляют гигиену полости рта 52 % студентов.

В группе студентов с недостаточной массой тела отмечалось среднее значение индекса КПУ 12,8, что свидетельствует о наличии множественного кариеса. Неудовлетворительный уровень гигиены отмечен у 11 % (OHI-S = 1,7—2,5), удовлетворительный — у 68 % (OHI-S = 0,7—1,6), хороший — у 21 % (OHI-S = 0—0,7).  В санации полости рта нуждаются 70 % обследованных, явления легкого катарального гингивита РМА (18,4—25,4 %) обнаружены у 46 %. Патологические элементы на слизистой оболочке рта в виде афтозных элементов выявлены у 2 студентов, бледность кожного покрова и слизистой оболочки рта, отпечатки зубов по линии смыкания в области щеки  — у 35 %, на спинке и корне  языка налет в большом количестве — у 52 %. У 21 % обследованных определена локализованная рецессия десны с выраженными явлениями гиперестезии. У 3  студентов обнаружена местная гипоплазия, у 1 — системная. Складчатый, географический язык, участки десквамации нитевидных сосочков языка выявлены при осмотре у 25 % обследованных, сухость в полости рта отмечали 3 студента.

В группе студентов с нормальной массой тела КПУ составляет 9,28. В санации полости рта нуждаются 70 % обследованных, у 60 % — удовлетворительный уровень гигиены полости рта (OHI-S = 0,7—1,6), у 28 % — неудовлетворительный (OHI-S = 1,7—2,5), у 12 % — хороший (OHI-S = 0—0,6). Воспаление папиллярной и маргинальной десны выявлено у 35 % обследованных (РМА = 13,5—32,5), явления хронического генерализованного пародонтита — у 8 %. Патологические элементы на слизистой оболочке рта, ее отечность, обильный налет на спинке и корне языка, складчатый, географический язык, участки десквамации эпителия были выявлены у 13 % студентов.

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы.

  1. Более 30 % студентов первого-второго курсов стоматологического факультета имеют дефицит массы тела.
  2. После поступления в вуз число юношей и девушек, желающих снизить вес, значительно уменьшилось.
  3.  Сон менее шести часов — у 44,1 % студентов стоматологического факультета, бессонницей страдают 14,7 % обучающихся на первом-втором курсах.
  4. У 63,2 % студентов снизилась физическая нагрузка на начальных курсах обучения в вузе.
  5. Отмечены снижение количества приемов горячей еды, увеличение интервалов между приемами пищи, увеличение потребления кофе.
  6. По данным стоматологического обследования, в области СОР превалируют бледность, отпечатки зубов по линии смыкания рецессия десны, налет на языке, множественный кариес, явления гиперестезии твердых тканей зубов.
  7. Необходимы коррекция режима труда, отдыха, питания студентов, а также наблюдение у врача-стоматолога.
Список литературы

1. Аврамова, О. Г. Санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения в программах профилактики стоматологических заболеваний / О. Г. Аврамова // Стоматология. – 1998. – С. 41.

2. Береснева, О. Ю. Клинико-морфологические изменения слизистой оболочки полости рта у пациентов на фоне недостаточной массы тела / О. Ю. Береснева, Ю. В. Мандра, Н. М. Жегалина // Стоматология. –2015. – № 06 (129). – С. 63–66.

3. Состояние полости рта, качества жизни и отношения лиц молодого возраста к посещению стоматолога / Р. М. Дюмеев, Е. В. Ивлева, С. В. Давыдова, Ю. Ю. Емашева // Актуальные вопросы стоматологии : материалы всеросс. науч.-практ.конф. – Уфа : Сибмедиздат, 2009. – С. 298–300.

4. Ушакова, Я. В. Здоровье студентов и факторы его формирования / Я. В. Ушакова // Вестник Нижегородского Университета им. Н. И. Лобачевского. – 2007. – № 4. – С. 197–202.

5. Розенфельд, Л. Г. Заболеваемость студентов по данным профилактических осмотров / Л. Г. Розенфельд, И. П. Круглякова // Медико-социальные и клинико-социальные проблемы общественного здоровья и здравоохранения : труды Астраханской государственной медицинской академии. – Астрахань, 2002. – Т. 25. – C. 119–122.

6. Филимонова, О. И. Культура стоматологического здоровья студенческой молодежи города Челябинска / О. И. Филимонова, Л. И. Худякова // Труды Челябинской государственной медицинской академии. – Челябинск :ЧГМА, 2011. – № 5. – С. 61–63.

7. Современный подход к профилактике кариеса на популяционном уровне / А. С. Родионова, Т. Н. Каменнова, И. В. Афонина, Т. Г. Хмызова, В. Р. Огонян // Проблемы стомаологии. – 2015. – № 3-4. – С. 25–31.

8. Клинико-морфологическая оценка эффективности применения инновационной лечебно-профилактической зубной пасты в комплексном лечении пациентов молодого возраста с основными стоматологическими заболеваниями / Ю. В. Мандра, В. В. Базарный, О. Н. Чупахин, Т. Г. Хонина, Е. А. Семенцова, Е. Н. Светлакова, А. Ю. Котикова, А. В. Легких, Л. Г. Полушина, А. Ю. Тесленко // Проблемы стомаологии. – 2017. – Т. 13, № 3. – С. 29–35.

9. Большов, И. Н. Проблемы организации и повышения качества стоматологической помощи (по материалам социологического опроса врачей-стоматологов) / И. Н. Большов // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 1. – С. 110–114.