Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Зубная боль - один из интегральных факторов стоматологических заболеваний. В настоящем исследовании исследовали сравнительный анализ болевого балла пациентов с гиперэстезией и начальной формой кариеса. Была выявлена зависимость выраженности боли от нозологии, описаны дескрипторы, характеризующие эмоциональное и ажиотажное и сенсорное восприятие боли, также выявлены сильнейшие раздражители боли в случаях гиперэстезии и кариеса зубов в каждой патологии.
Боль, гиперэстезия, кариес зубов
Высокая степень иннервации тканей, сложность и вариабельность строения челюстно-лицевой области приводят к выраженности болевых ощущений и психоэмоционального напряжения пациентов на стоматологическом приеме. В одном квадратном сантиметре дентина содержится до 30 000 рецепторов, а на эмалево-дентинной границе — до 75 000, что обеспечивает интенсивность и часто нестерпимый характер боли [3]. Существует несколько теорий возникновения боли при заболеваниях зубов, из которых наиболее признанной является гидродинамическая [6]. Под воздействием раздражителей увеличивается давление жидкости в дентинных канальцах, что приводит к изменению активности нервных окончаний ноцицепторов, сигнал передается к центральной нервной системе в основном по тонким миелиновым волокнам А-типа, обладающим высокой скоростью проведения возбуждения к различным структурам мозга [8]. Реакция организма на боль всегда носит системный характер, сопровождающийся формированием сенсорных, эмоциональных и двигательных компонентов и активизацией механизмов памяти [5].
В стоматологии наиболее распространенными причинами боли являются заболевания твердых тканей зубов, пульпы, периодонта — кариес, гиперестезия, пульпиты, периодонтиты [4]. Различия болевых ощущений при неосложненных и осложненных формах кариеса зубов достаточно четко описаны в современной литературе, в то же время начальные проявления кариозных и некариозных поражений характеризуются схожестью жалоб, клинических проявлений и болевых ощущений пациентов [7]. Повышенная чувствительность зубов к температурным, механическим, химическим раздражителям встречается у каждого второго жителя планеты [2]. Возможность дифференциальной диагностики по характеру боли начальных проявлений кариеса и гиперестезии зубов способствует выбору адекватного лечения и достижению лучшего сотрудничества между пациентом и врачом, создает психофизиологический комфорт, снижает эмоциональную нагрузку, поэтому тема нашего исследования представляется актуальной.
Цель исследования — выявить качественные различия боли и ее интенсивности при гиперестезии и начальной стадии кариеса зубов.
Материалы и методы исследования
В исследовании представлены данные сравнительного анализа болевых ощущений пациентов врача — стоматолога-терапевта, профессора Мандры Ю.В., проходящих лечение в стоматологической поликлинике УГМУ. В исследовании принимали участие 134 пациента обоего пола, возраст — от 20 до 45 лет (средний возраст — 34,7 года), проживающих в г. Екатеринбурге и предъявлявших жалобы на боли в зубах. Диагноз «кариес дентина (К.02.2) пришеечной локализации и гиперестезия зубов (К.03.8)» был установлен в соответствии со стандартными критериями и рекомендациями. Все пациенты были разделены на 3 группы: в 1 исследуемую вошли 50 пациентов с гиперестезией зубов, во 2 исследуемую — 50 пациентов с кариесом зубов (в пределах плащевого дентина), в 3 группу контроля — не предъявляющие жалобы на боли. Для объективизации исследования параметров боли применено анкетирование пациентов, в которое включен многомерный вербально-цветовой болевой тест — психометрический метод оценки боли: цветовая визуально-аналоговая шкала измерения интенсивности и болевой опросник, направленный на выявление компонентов болевого ощущения (Мейзеров Е.Е. и соавт., 1996) [1]. С помощью данных методов оценивалась боль, возникающая на традиционные раздражители: температурные (холодное, горячее), механические (прикосновение), химические агенты (кислое, сладкое).
Визуально-аналоговая шкала измерения интенсивности болевых ощущений представляла собой линию с делениями от 0 до 6. Крайние значения шкалы соответствовали либо отсутствию боли (0 баллов), либо самой сильной боли, которую он может себе представить (6 баллов). Шкала содержит цвета, соответствующие балльной оценке: синий (1), зеленый (2), красный (3), фиолетовый (4), коричневый (5), черный (6), серый (0). Используя эту шкалу, пациенту предлагали определить интенсивность переживаемых им ощущений [1].
Определение боли с помощью болевого опросника построено на соотнесении пациентом своих ощущений с ощущениями, описываемыми словами-дескрипторами. Дескрипторы сгруппированы в шкалы и относятся к различным компонентам болевых ощущений. Нами были использованы дескрипторы сенсорного (47) и эмоционально-аффективного (25) восприятия. При оценке боли пациенту предлагалось соотнести ощущаемую боль с соответствующими словами-дескрипторами, наиболее точно описывающими его ощущения. Затем выбранные пациентом слова-дескрипторы переводили в соответствующие им баллы, по которым определяли степень выраженности боли (табл. 1, 2).
Результаты и их обсуждение
Интенсивность болевой чувствительности по визуально-аналоговой шкале у пациентов с проявлениями гиперестезии достаточно высокая и составила в среднем 3,34±0,52 балла, в то же время у пациентов с кариесом зубов данное значение составляет в среднем 2,00±0,14 (р≤0,05). Различия выявлены в типах раздражителей, вызывающих боль. Пациенты с повышенной чувствительностью в основном реагируют на холодное (64 %), кислое (28 %) и прикосновение (42 %). Пациенты с кариесом ощущают боль при употреблении сладких продуктов (46 %), перепаде температуры (24 %).
Таблица 1
Дескрипторы и их семантические весовые коэффициенты, характеризующие эмоциональное восприятие боли
Эмоционально-аффективная оценка боли у большинства пациентов с повышенной чувствительностью была выражена несильно и характеризовалась ими как боль мешающая, беспокоящая, раздражающая. И только у 7 (14 %) пациентов боль имела выраженную эмоциональную окраску и оценивалась, как терзающая, изматывающая, мучающая. Семантический весовой коэффициент (СВК), характеризующий эмоционально-аффективное восприятие боли, составил в среднем 3,8±1,29 балла. Для пациентов с начальным кариесом зубов выявленные закономерности следующие: эмоционально-аффективная оценка боли характеризовалась, как отвлекающая, мешающая. Выраженная эмоциональная окраска наблюдалась у 3 (6 %) пациентов и характеризовалась ими, как боль беспокоящая, раздражающая. СВК в среднем составил 3,1±0,39 балла.
Таблица 2
Дескрипторы и их семантические весовые коэффициенты, характеризующие сенсорное восприятие боли
Для пациентов с гиперестезией зубов были характерны следующие показатели сенсорного восприятия боли: у 28 человек (56 %) — как тупая, у 10 (20 %) — как ломящая, у 8 (16 %) — как ноющая, у 3 (6 %) — как пронзающая и у 1 (2 %) — как тянущая. СВК, характеризующий сенсорное восприятие боли, в среднем составил 4,4±1,67 балла. 23 пациента (46 %) с кариесом характеризовали свою боль, как ноющую, 16 (32 %) — как тянущую, 7 (14 %) — как поверхностную, 3 (6 %) – как давящую и 1 (2 %) – как монотонную. СВК в среднем составил 3,2±0,12 балла.
Таким образом, выявлены значимые различия в показателях боли у пациентов с проявления повышенной чувствительности и начального кариеса зубов пришеечной локализации. Так, СВК, характеризующий эмоционально-аффективное и сенсорное восприятие боли у пациентов с гиперестезией, выше, чем у пациентов с кариесом, в среднем в 1,4 раза (р≤0,05). Интенсивность болевой чувствительности по визуально-аналоговой шкале у пациентов с гиперчувствительностью также превышает интенсивность боли у пациентов с начальным кариесом в среднем в 1,7 раза (р≤0,05). Еще одной диагностически значимой особенностью является различие в типах раздражителей, вызывающих болевую реакцию. У пациентов с кариесом зубов пришеечной локализации — это преимущественно сладкая пища, а у пациентов с гиперестезией — холодовой раздражитель, прикосновение и кислые продукты.
Выводы
1. Интенсивность боли при гиперестезии зубов значительно выше, чем при кариесе пришеечной локализации.
2. Основной тип раздражителей, вызывающих болевую реакцию при начальном кариесе пришеечной локализации, — сладкое, а при повышенной чувствительности зубов — холодное.
3. Оценка болевой чувствительности с компонентами сенсорного и эмоционально-аффективного восприятия боли может служить методом дифференциальной диагностики заболеваний твердых тканей зубов, способствует адекватному выбору методов коррекции и повышению эффективности стоматологического лечения.
1. Адашинская, Г. А. Многомерный вербально-цветовой болевой тест / Г. А. Адашинская, Е. Е. Мейзеров // Боль. - 2005. - № 1 (6). - С. 26-33.
2. Клинико-физиологическая оценка эффективности лечения гиперчувствительности зубов пастой Sensodyne F / Э. М. Кузьмина, О. Н. Московец, Н. А. Демина [и др.] // Пародонтология. - 2003. - № 3 (28). - С. 64-68.
3. Местное обезболивание в стоматологии / И. М. Макееа, А. И. Ерохин, И. В. Бондаренко, [и др.]. - Москва : ПМГМУ, 2011. - 42 с.
4. Пашкевич, В. Д. Перспектива развития технологии выращивания зубов в стоматологии // Бюллетень медицинских интернет-конференций / В. Д. Пашкевич. - 2015. - Т. 5, № 11. - С. 1303.
5. Шишелова, А. Ю. Боль в стоматологии: от ощущения до состояния / А. Ю.Шишелова, В. П. Дегтярев // Профилактика today. - 2011. - № 13. - С. 14-20.
6. Magloire, H. Dental pain and odontoblasts: facts and hypotheses / H. Magloire, J. Maurin, M. Couble // J.Orofac. Pain. - 2010. - № 24 (4). - P. 335-349.
7. Клинико-морфологическая оценка эффективности применения инновационной лечебно-профилактической зубной пасты в комплексном лечении пациентов молодого возраста с основными стоматологическими заболеваниями / Ю. В. Мандра, В. В. Базарный, О. Н. Чупахин, Т. Г. Хонина, Е. А. Семенцова, Е. Н. Светлакова, А. Ю. Котикова, А. В. Легких, Л. Г. Полушина, А. Ю. Тесленко // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 3. - С. 29-35.
8. Клинико-лабораторное обоснование применения лечебно-профилактической десенситивной зубной пасты с фторидом натрия молодыми пациентами / Т. М. Еловикова, Е. Ю. Ермишина, А. С. Кощеев, А. С. Приходкин // Проблемы стоматологии. - 2018. - Т. 14, № 2. - С. 5-11.