УРОВЕНЬ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ. АНКЕТИРОВАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ ВОЗ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Уровень стоматологического образования влияет на здоровье полости рта. Задача детского стоматолога - выстроить детскую мотивацию к гигиене полости рта, используя современные пропагандистские методы, в том числе интерактивное управление и умные технологии, значительно повышающие мотивацию человека и охват населения. Целью исследования было изучение уровня стоматологических знаний детей и родителей, а также определение взаимосвязи с состоянием гигиены полости рта и практических навыков по уходу за полостью рта, показателей заболеваемости кариесом зубов, степени воспаления регионального пародонта у детей. Исследование основано на результатах анкеты и клинического обследования 183 школьников 6-7, 12, 15 лет, Екатеринбург. Исследование выявило низкий уровень стоматологической культуры и низкую мотивацию как детей, так и родителей. Для повышения уровня знаний и мотивации среди школьников необходимо проводить стоматологическое образование с использованием умных технологий.

Ключевые слова:
Анкета, стоматологическое образование, профилактическая стоматология
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В последние десятилетия в мировой практике профилактика как самостоятельная дисциплина получила исключительно бурное развитие. Этому способствовали активная позиция ВОЗ и медицинского сообщества и успешная реализация в развитых странах ряда программ предупреждения заболеваний, на базе которых формировались практические подходы и разрабатывались методы профилактической работы [6].  Однако, по данным ВОЗ, несмотря на достигнутые успехи по снижению показателей интенсивности и тяжести развития кариеса и пародонтита, распространенность патологии твердых тканей зубов и слизистой оболочки рта в настоящее время остается высокой, достигая 95–97  % в различных возрастных группах детского населения. Стоматологические заболевания занимают третье место (20–25 % по обращаемости) среди общей заболеваемости населения Российской Федерации. Доказано влияние стоматологического статуса и наличия заболеваний на общесоматическое здоровье ребенка и ухудшение качества жизни [4].

Стоматологическое здоровье является важной проблемой детского возраста во всех странах мира [4].

С 2018 года в Российской Федерации объявлено «Десятилетие детства», провозглашен приоритет здоровьесберегающих технологий, позволяющих внедрять новые методы профилактики стоматологических заболеваний у детей [7]. Недостаточный уровень санитарной культуры может негативно сказаться на состоянии гигиены и привести к заболеванию тканей периодонта и кариесу зубов. В соответствии с современной концепцией развития кариеса разрушение зубов является результатом жизнедеятельности кариесогенных микроорганизмов в условиях высокой обеспеченности углеводами и низкой кариесрезистентности. Недостаточная гигиена полости рта, неблагоприятные условия для самоочищения зубов, избыточное содержание легкоусвояемых углеводов в рационе ребенка являются факторами, повышающими риск развития стоматологических заболеваний. Уменьшив влияние факторов риска развития кариеса, можно снизить не только интенсивность заболевания, но, что важно, и их распространенность [1].

Уровень санитарной культуры населения определяется наличием гигиенических знаний и навыков, обращаемостью за стоматологической помощью, использованием средств гигиены, регулярностью, систематичностью, правильностью техники чистки зубов, культурой употребления сахаросодержащих продуктов. В силу большей доступности источником информации для детей и их родителей чаще служат Интернет, соцсети и приложения для смартфонов. Первый визит к стоматологу происходит по причине боли и дискомфорта в более старшем возрасте, в связи с этим советы стоматолога по уходу за полостью рта теряют упреждающий компонент и оказываются менее эффективными [2].

Основной задачей детского стоматолога является формирование методов мотивации детей к гигиене полости рта с применением современных средств пропаганды, в том числе интерактивных, смарт-технологий, значительно увеличивающих охват населения [8].

Цель исследования ― изучить уровень знаний санитарной грамотности детей, родителей, а также определить взаимосвязь между состоянием гигиены полости рта, практическими навыками ухода за полостью рта и показателями заболеваемости зубов кариесом, степенью воспаления краевого пародонта у детей.

Материалы и методы исследования

Исследование основано на результатах анкетирования и клинического обследования 183 детей 6-7, 12 и 15 лет, посещающих организованные детские коллективы                                 г. Екатеринбурга. Все дети были соматически здоровы, родители заполнили информированное добровольное согласие на проведение исследования.

Детям проводилось анкетирование по методике ВОЗ, заполнялась «Анкета о здоровье полости рта детей (2013)» [5]. Анкета является кратким и комплексным опросником, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Форма содержит блоки вопросов по самооценке состояния зубов и десен, вопросы, касающиеся ухода за зубами, частоты и причин визитов к стоматологу, оценивает знание и использование средств гигиены полости рта. Преимуществом данного опросника является блок вопросов о питании и уровне образования родителей. Анкета содержит элементы мотивационного интервьюирования — это особая техника консультирования, в которой консультант становится помощником в процессе изменений и выражает принятие клиента, мотивация к переменам должна исходить от самого человека, а не навязываться ему со стороны.     

Клиническое обследование заключалось в комплексном стоматологическом обследовании и включало в себя внешний осмотр челюстно-лицевой области, осмотр полости рта, выявление патологии твердых тканей зубов, аномалий прикуса. По данным обследования заполнялась «Карта для оценки стоматологического статуса детей (2013)» [5].  В процессе обследования были определены индекс интенсивности кариеса зубов (КПУ(з) и КПУ+кп (з)), упрощенный индекс гигиены (OHI-S), проведена оценка состояния тканей пародонта, определен папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА).

Результаты исследования были обработаны в программе Statistica 13,3

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетирования.

По собственным оценкам дети и их родители чаще отмечали состояние зубов как хорошее (34 %) и удовлетворительное (30 %), 27 % ― неудовлетворительное, 9 % ― плохое и очень плохое.

Состояние дёсен в целом было оценено более позитивно: отличное ― 24 %, очень хорошее ― 17 %, хорошее ― 34 %, 13 % ― неудовлетворительное и плохое, 12 % затруднились с ответом.

За последние 12 месяцев зубную боль и дискомфорт, связанный с зубами, испытывали более половины детей (52 %), из них редко ― 37 %, иногда и часто ― 15 %.

Причины неудовлетворенности: 6 % несовершеннолетних считают, что другие дети могут смеяться над ними из-за зубов, 24 % отмечают затруднения при откусывании и пережевывании пищи (чаще это дети в период сменного прикуса).

Из всех детей не удовлетворены внешним видом зубов 31 %. С возрастом неудовлетворенность растет: в 6-7 лет недовольны внешним видом зубов 25 % опрошенных, в 15 лет ― уже 36 % .

Следует отметить, что стоматологическое здоровье влияет на успеваемость учащихся в школе: из-за боли или дискомфорта вследствие проблем с зубами 7 % опрошенных пропускали отдельные уроки или весь учебный день.

Наиболее эффективно раннее обращение населения за стоматологической помощью с целью проведения профилактических мероприятий, также важна регулярность профилактических визитов к стоматологу. По данным анкетирования, 40,5 % детей посещают стоматолога 1 раз в год, 24,9 % ― 2 раза в год. К сожалению, основными причинами визита являются осмотр и лечение зубов (63,7 %).

Недостаточная гигиена полости рта является одним из основных факторов развития кариесогенной ситуации в полости рта. Среди опрошенных был отмечен высокий процент детей, которые чистят зубы 1 раз в день (34,7 %), а также есть те, кто ответили, что чистят зубы один или несколько раз в неделю и даже несколько раз в месяц. Только половина респондентов чистят зубы 2 раза в день (52 %). Дети и родители признаются, что знают о необходимости регулярной чистки, но отмечают низкую мотивацию и отсутствие самодисциплины.

Неблагоприятные условия для самоочищения зубов являются факторами, повышающими риск развития стоматологических заболеваний. Аномалии положения зубов достаточно часто встречаются у школьников, при этом из дополнительных средств гигиены используют зубочистки 33,4 % детей, зубной нитью пользуются только 17,3 %.

Недостаточное поступление соединений фтора в организм ребенка является основным фактором развития кариеса зубов. Ведущие мировые стоматологические и педиатрические ассоциации рекомендуют раннее использование домашних фторсодержащих паст. Зубную пасту при чистке зубов используют все, но только 17 % ответили, что применяют пасту, содержащую фторид, 27,5 % чистят пастой без фтора. Большинство опрошенных (55,5 %) не уделяют внимания составу зубных паст и не знают, содержит их зубная паста фторид или нет.

Несбалансированное питание с избытком легкоусвояемых углеводов, сахаров в рационе ребенка играет большую роль в развитии стоматологических заболеваний. По данным анкетирования, ежедневно свежие фрукты употребляют только 27 % детей, при этом печенье, торты и пирожное ― 40,5 %, конфеты и леденцы ― 42 %.  Лимонад и газированные напитки пьют 63,7 % детей, при этом высок процент ежедневного употребления газированных напитков (17,4 %). Чай с сахаром пьют 16,9 % детей, молоко ― 4 %. Дети с 12 лет чаще отмечают употребление кофе с сахаром (6-7 лет ― 0 %, 12 лет ― 56 %, 15 лет ― 65 %).

Похожее распределение сохраняется при анализе употребления продуктов в еженедельном режиме.

Следует отметить, что вредные привычки оказывают выраженное негативное воздействие на здоровье полости рта и организма в целом. Из опрошенных 183 детей два подростка 15 лет признались в употреблении табака.

Большинство родителей имеют высшее образование: доля участвовавших в анкетировании родителей с высшим образованием составила 59 %, со средним образованием ― 26 %. Следует отметить, что дети родителей с высоким уровнем образования давали более «правильные» ответы на вопросы в анкете.

По результатам стоматологического обследования, среднее значение индекса КПУ (з) составило 3,5±0,9, что определяется как средний уровень интенсивности кариеса зубов. Отмечается рост показателя с возрастом: у 6-7-летних КПУ+кп=3,5 (больший компонент «кп»), у 12-летних детей показатель КПУ был равен 3,1±2,9, у подростков 15 лет ― 3,9±2,8. У детей, применяющих пасту с фтором, индекс КПУ в среднем был ниже, чем у детей, использующих пасту, не содержащую фториды. 

Определенный в соответствии с критериями ВОЗ индекс гигиены полости рта Грина―Вермильона OHI-S у 6-7-летних был равен 0,75±0,69, у 12-летних ― 1,25±0,77, у 15-летних ― 0,63±0,57.

У детей, чистящих зубы 2 раза в день, показатель индекса гигиены был лучше. Так же показатели КПУ и индекса гигиены находились в обратной зависимости от частоты употребления углеводов.

Выводы

Наиболее часто родители с детьми обращаются к врачу-стоматологу один раз в год при наличии жалоб на боль и дискомфорт в зубах.

Среди опрошенных был отмечен высокий процент детей, которые чистят зубы 1 раз в день (34,7 %), а также есть те, кто ответили, что чистят зубы один или несколько раз в неделю и даже несколько раз в месяц.

Как показали результаты исследования, значительная часть родителей и детей не обращают внимания на состав детской зубной пасты, только 17 % ответили, что применяют пасту, содержащую фторид.

Отмечается высокая частота приема кариесогенных продуктов и напитков. Ежедневно свежие фрукты употребляют только 27 % детей, при этом печенье, торты и пирожное ― 40,5 %, конфеты и леденцы ― 42 %. Лимонад и газированные напитки пьют 63,7 % детей, при этом высок процент ежедневного употребления газированных напитков ― 17,4 % детей.

Исследование выявило низкий уровень стоматологической культуры и низкую мотивацию к уходу за полостью рта как детей, так и родителей.

Для повышения уровня знаний у школьников необходимы проведение стоматологического просвещения в организованных детских коллективах, на уроках здоровья в виде бесед, игр, показа мультфильмов и фильмов про гигиену полости рта,  применение смарт-технологий. Просвещение родителей как основного источника информации для детей так же важно. Формирование методов мотивации детей и родителей к гигиене полости рта с применением современных средств гигиены, в том числе интерактивных, является важной и актуальной для современного общества задачей. Командная работа врача-стоматолога и родителей, а также правильное применение современных средств пропаганды здорового образа жизни могут сформировать у ребенка изменение отношения к процессу ухода за полостью рта и мотивацию на здоровый образ жизни.

Список литературы

1. Анализ основной стоматологической заболеваемости детского населения г. Екатеринбурга / Е. С. Иощенко, Е. В. Брусницына, Т. В. Закиров, Н. В. Ожгихина, Л. И. Ворожцова // Проблемы стоматологии. – 2017. – № 1. – С. 110–113. doi:10.18481/2077-7566-2017-13-1-110-113

2. Кисельникова, Л. П. Использование современных средств гигиены рта в целях повышения мотивации детей на стоматологическое здоровье / Л. П. Кисельникова, Н. А. Сирота, Т. Е. Зуева // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. – № 3. – С. 70–74.

3. Розакова, Л. Ш. Стоматологический статус и осведомленность в вопросах профилактики основных стоматологических заболеваний студентов педагогического вуза, как потенциальных источников информации о формировании стоматологического здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Ш. Розакова, А. М. Хамадеева, Г. В. Степанов // Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». – 2019. – № 1. – С. 79–83.

4. Albino, J. Preventing Childhood Caries: A Review of Recent Behavioral Research / J. Albino, T. Tiwari // Journal of Dental Research. – 2016. – Vol. 95 (1). – P. 35–42. doi: 10.1177/0022034515609034.

5. World Health Organization. Oral Health Surveys Basic Methods. – 5th Ed. – WHO Geneva, 2013. – 125 p.

6. Cовременный подход к профилактике кариеса на популяционном уровне / А. С. Родионова, Т. Н. Каменнова, И. В. Афонина, Т. Г. Хмызова, В. Р. Огонян // Проблемы стоматологии. – 2015. – № 3-4. – С. 25–31.

7. Дрегалкина, А. А. Структура заболеваний челюстно-лицевой области среди жителей Свердловской области / А. А. Дрегалкина, И. Н. Костина // Проблемы стоматологии. – 2018. – Т. 14, № 2. – С. 68–73.

8. The dynamics of the dental incidence of the child population of Yekaterinburg / N. Nasretdinova, L. Vorozhcova, Yu. Mandra, D. Sorokoumova, N. Gegalina, A. Yepishova // Actual problems in dentistry. – 2019. – Vol. 15, № 2. – P. 74–78.