УЧЕБНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ БИОХИМИИ КАК РАННЕЕ ПРИОБЩЕНИЕ К ЗАДАЧАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены данные о выполнении учебно-исследовательской работы 2-го лет работы факультета стоматологии. Студенты приобрели начальные навыки создания научной статьи, связанной с проблемами стоматологии, научились объяснять данные лабораторных исследований, а также взаимосвязь между изменениями биохимических параметров слюны и состоянием полости рта.

Ключевые слова:
студент, изучение, научная статья
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Высокая мотивация получения  избранного студентом направления  профессионального образования является одной из составляющих успешного  овладения знаниями и умениями. Учебный  план младших курсов включает часть тех  дисциплин, значимость которых для будущей профессиональной деятельности  студенты, будущие врачи-стоматологи  не могут оценить в полную меру.  Возникшую проблему  можно преодолеть,  максимально приближая содержание учебных элементов  изучаемых дисциплин  к задачам профессионального образования [17]. У специалиста, врача-стоматолога должны быть сформированы  систематическое и критическое мышление, умение разрабатывать  и реализовывать проекты, использовать  и применять информационные технологии,  знания  естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач [14].  Формирование мотивации  к получению профессии стоматолога является  достаточно непростой задачей на  кафедрах медико-биологического профиля,  на кафедре биохимии этому направлению учебно-педагогической деятельности уделяется большое внимание [7—10],  как и на  кафедрах  наших коллег [5, 12]. Одно их эффективных  действий в этом направлении —  привлечение студентов    в  процессе  учебного процесса к исследовательской (УИРС) и  внеучебной (НИРС) деятельности, которые  способствуют формированию творческого потенциала личности, увеличивают  самоуважение и уважение сокурсников, а главное, создают погружение в будущую профессию [18].

Цель исследования — провести анализ итогов  учебного процесса, выполнения УИР и НИР студентами на кафедре биохимии в рамках дисциплины по выбору «Клиническая биохимия».

Материалы  и методы исследования  

Использованы материалы анкетных опросов, результаты учебного процесса по  базовой дисциплине «Биологическая химия — биохимия полости рта»  и дисциплине по выбору  «Клиническая биохимия» студентов стоматологического факультета 2 курса (75 % от общего числа), обучающихся  на кафедре биохимии.  Для обсуждения результатов из  респондентов были сформированы  несколько различных групп (пояснения в тексте). Статистическая обработка  данных проведена с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel   STATISTICA.

Обсуждение результатов 

Основные направления,  которые должны  быть сформированы в процессе получения образования уровня  «специалитет», определены  в  ФГОС (от 9 февраля 2016 г. N 96, специальность 31.05.03 Стоматология) [14] и Профессиональном стандарте  врач-стоматолог (стоматологическая практика  02 005) [13]. На кафедре биохимии  учебная дисциплина  для стоматологического факультета состоит из  двух  частей: «Биологическая химия» во 2 семестре  (1 курс) и «Биохимия полости рта»  в 3  семестре (2 курс). В обеих частях дисциплинарные модули  нашей Рабочей программы ориентированы не только на фундаментальные знания, но и на создание  знаний и умений в приложении к процессам в полости рта. Одновременно с изучением  базовой дисциплины «Биохимия полости рта» в 3 семестре студенты могут выбрать для себя дисциплину «Клиническая биохимия для  стоматологов»,  по содержанию  — «Биохимические исследования ротовой жидкости в  клинической стоматологии».  Эта дисциплина включается   в учебный план кафедры биохимии на протяжении уже 5 лет, с момента введения нового  образовательного стандарта ФГОС-3, и нами  регулярно  проводятся  исследования  в системе менеджмента качества [7—10, 19]. В педагогических целях, связанных с организацией учебного процесса, нам было важно знать настроение и мнение студентов набора 2017 г. в отношении выбора предлагаемой дисциплины, анкетирование проведено на 1 курсе весной 2018 г. Участвовали  70 % списочного числа студентов-стоматологов.  На вопрос об «уверенности в правильном выборе профессии»  студенты поставили  4,6 балла,  на вопрос «нужна ли биохимия для образования врача-стоматолога» —  3,7 балла (из 5).    При изучении   Клинической биохимии  в течение 5 лет мы апробировали  разные формы самостоятельной работы студентов и  самоконтроля уровня знаний. Далее представлены результаты  за последние 3 года. Проверка знаний  путем тестирования проводится  3–4  раза сразу после изучения основных модулей дисциплины, без предварительного знакомства с тестами. Границы показателей составляют 50-90  баллов из 100 возможных, среднее   значение  —71,4 ± 8,2. Для получения зачета  студенты  выполняют еще  два  варианта электронного  тестирования  по темам: «Биохимические свойства и показатели биологической жидкости слюны» (№ 1)  и «Исследования слюны в оценке состояния  биохимических процессов в полости рта при стоматологических  и соматических  заболеваниях» (№ 2). Средние баллы  в тестах  № 1 и 2  составляют (86,3±9,1) и (91,0±7,4) (р<0,05) соответственно, но корреляция между показателями слабая,  r = 0,28. На рис. 2 представлено распределение баллов итогового тестирования обоих тестов (максимально 100 баллов), причем в течение последних  трех лет соотношение практически не изменялось: 35 % набирают  балл до 80,  25 % — 80—84 и  40 %  —  выше 85 баллов. Высокая мотивация и  заинтересованность в изучении дисциплины «Клиническая биохимия» [10], а также мнение о выполнении НИРС, полученное в результате  анкетирования  (рис. 3),  дали нам  возможность принять решение  ввести в учебный процесс  обязательное выполнение УИРС для всех студентов. Нами была поставлена задача   использовать УИР   для создания  у  студентов  начальных знаний и умений, указанных в Профессиональном стандарте  (код А01.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза): анализировать полученные результаты обследования,  интерпретировать данные лабораторных исследований [13].                                  

Рис. 3. Распределение мнения о  выполнении НИРС на кафедре биохимии                  по предмету «Клиническая биохимия»

Мы выбрали в качестве  выполнения УИРС формирование начальных умений создания  научной статьи по данным биохимических  исследований в стоматологии.  Написание статьи  позволяет  студенту провести анализ имеющейся информации,  проявить знания в области очерченной проблемы,  аргументировать свою точку зрения, научиться грамотно, логично выражать свои мысли. С этой целью был сделан подбор статей  из  научных журналов  по различным направлениям стоматологии,  в которых имелись сведения  о биохимических показателях слюны  (ферменты, субстраты, метаболиты). Весь предлагаемый набор показателей изучен в программе дисциплины.  Охвачен круг патохимических нарушений, сопровождающих пародонтит, кариес, стоматит, ксеростомию,  эндокринные  заболевания, алиментарные нарушения и др.  Весь сборник заданий  и  образец статьи были представлены на сайте, на практическом занятии  проведено обсуждение   требований и критериев оценки.  Для выполнения работы необходимо было  найти несколько литературных источников, связанных с обсуждаемой проблемой. Перед каждым заданием было стандартное  пояснение.  Ниже мы приводим  два варианта  заданий.                                                                                                                          Пояснение ко всем задачам.  Прочитайте внимательно совокупность сведений  о пациенте.  Посмотрите  представленные данные биохимических исследований. Напишите небольшую статью (до 2 стр.) по плану: название, введение, цель исследования, обсуждение результатов, выводы, список литературы, которую использовали  для введения и обсуждения результатов при  написании  статьи. Если есть необходимость, постройте по  данным таблицы диаграммы.

Задание № 1. Исследовали состав слюны у детей с различным  типом питания: 1 группа — преобладает белковая пища,  2 группа — преобладают углеводы. Результаты обследования представлены в таблице.

Показатели

Значения  по группам

1 группа

2 группа

Скорость саливации,  мл/мин

0,5±0,08

0,4 ±0,07

Общий белок,  г/л

4,02±0,70

3,07±0,30

Величина рН

7,33±0,20

6,90 ±0,10

             Отличия  между группами  достоверны (при  р˂ 0,05)

 

                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2. В таблице представлены  биохимические показатели слюны у детей  с диагнозом «острый герпетический стоматит».

Показатели   (мг/100 мл)

Обследованные группы пациентов

здоровые

пациенты  до   лечения

пациенты  после  лечения

Церулоплазмин

25,81±3,4

80,8±1,1

53,4±7,4

Трансферрин

16,1±1,6

8,90±1,33

8,14±0,93

Преальбумин

5,7±0,55

10,8±1,2

38,7±4,9

      На оценки «хорошо» и «отлично» защитили свои работы 78 %  студентов. В то же время было несколько  попыток  найти в Интернете  первоисточник биохимических данных и воспользоваться  выводами и объяснением, сделанными  авторами  статьи. Такие студенты были приглашены на повторную защиту.  В 2018-19 учебном году мы апробируем новую форму УИРС, связанную с решением  ситуационных задач с использованием  данных научных исследований.  Стремление студентов стоматологического факультета  участвовать в выполнении НИР  развивается  нами на протяжении многих лет.  Не все студенты выполняют работы, связанные с будущей профессией, их интересуют и общемедицинские проблемы. Но все же большинство работ связано с  исследованием состояния полости рта [1, 6, 11,16]. Полученные  оценочные баллы  по итогам УИРС  и их распределение  демонстрирует  рис. 4.

                                                                                               

                     

Рис. 4.  Итоговые баллы  выполнения УИРС  студентами 2 курса

Свои научные работы студенты представляют на  конференциях НОМУС УГМУ, печатают статьи  в научных журналах. Вовлечение студентов-стоматологов  в научные исследования  заботит наших коллег из других  учебных заведений России [2, 3] и зарубежных специалистов. Университет Далхаузи (Канада) предоставляет студентам многочисленные возможности участия в программах по стоматологии и гигиене полости рта в целях формирования у них интереса к научным исследованиям [15]. Изучение дисциплины «Клиническая биохимия», выполнение УИРС и НИРС формируют у студентов навыки по использованию  таких стоматологических показателей, как КПУз. уровень интенсивности кариеса, степень тяжести пародонтита в обсуждении биохимических исследований,  и умения связать эти показатели  и биохимические показатели  слюны  (скорость секреции, вязкость. буферная емкость, рН,  наличие молочной кислоты, МДА, активность ферментов ЛДГ,  ФЛ(А2), антиоксидантной защиты и др.) при объяснении наблюдаемых изменений в состоянии полости рта.  В последние годы в нашем университете  возникли более прочные межкафедральные связи и появились общие работы с участием студентов [4,12,16].  Совместная НИРС на 2 курсе обучения  является  базой для интеграции межпредметных связей, что уверенно ведет  к созданию профессиональных компетенций будущих  стоматологов.

Выводы

Выполнение УИРС и НИРС студентами 2 курса стоматологического факультета способствовало  повышению  знаний,   необходимых в  будущей профессиональной деятельности, связанных с интерпретацией  данных лабораторных исследований,   пониманием связей между   изменением биохимических показателей слюны и  состоянием полости рта.  При выполнении учебно-исследовательской работы студенты  приобрели начальные навыки создания научной статьи, связанной с проблемами биохимических исследований в стоматологии.

Список литературы

1. Бельтюкова, И. А. Влияние производствнной срды горно-обогатитльного комбината на состояни полости рта / И. А. Бельтюкова, О. Е. Бельтюкова, Л. А. Каминская // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. – Екатеринбург : УГМУ, 2017. – С. 15–18.

2. Гинали, Н. В. Организация научно-исследовательской работы студентов на кафедре стоматологии детского возраста как способ формирования профессиональной компетенции / Н. В. Гинали, С. М. Калужская // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. – 2011. – № 4. – С. 85–86.

3. Дрегалкина, А. А. Роль самостоятельной работы студента в подготовке врача-стоматолога / А. А. Дрегалкина // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф., Чита, апрель 2016 г. – Чита : Молодой ученый, 2016. – С. 163–166. 4. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно–исследовательской деятельности студентов–стоматологов в образовательном процессе в УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. – Екатеринбург : УГМУ, 2017. – С. 143–146. 5. Повышение научно–исследовательской активности студентов стоматологического факультета / Н. М. Жегалина, Ю. В. Мандра, Е. А. Семенцова, Е. Н. Светлакова // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. – Екатеринбург : УГМУ, 2017. – С. 153–155. 6. Влияние кратковременной углеводной нагрузки на биохимические показатели слюны – небезопасный «перекус» / П. А. Жолондзиовский, А. Д. Тимербулатов, Е. Н. Светлакова [и др.] // Вестник УГМУ. – 2017. – Вып. 4. – С. 78–82.

4. Каминская, Л. А. Преподавание дисциплины «Биологическая химия –биохимия полости рта» в оценке различных малых групп студентов стоматологического факультета / Л. А. Каминская // Международный научный журнал «Educatio». – 2015. – № 3 (10). – С. 13–16.

5. Каминская, Л. А. Дисциплина «Клиническая биохимия» в создании профессиональных компетенций образовательного уровня «специалитет» врача-стоматолога / Л. А. Каминская // Стоматология Большого Урала : III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии : сборник статей / под ред. проф. О. П. Ковтун. – 2015. – С. 164–166.

6. Каминская, Л. А. Оценка мотивации студентов – стоматологов при обучении «Клинической биохимии» с применением программы»MICROSOFT EXCEL STATISTICA / Л. А. Каминская // Сборник научных трудов по итогам международной научно –практической концеренции. – Вып. IV. – Новосибирск, 2017. – С. 72–74.

7. Каминская, Л. А. Мотивация изучения дисциплины «Клиническая биохимия» студентами 1 курса стоматологического факультета / Л. А. Каминская, В. Н. Мещанинов // Вестник Уральского государственного медицинского университета : научно –практический журнал. – 2017. – № 1. – С. 44–49.

8. Анализ стоматологического здоровья больных системной красной волчанкой на основании анкетного опроса / Л. А. Каминская, А. С. Трубчанинова, А. В. Самсонычева [и др.] // Вестник уральского медицинского университета. – 2018. – Вып. 2. – С. 36–40. 12. Совершенствование образовательного процесса путем междисиплинарной интеграции / Ю. В. Мандра, С. В. Сазонов, О. Ю. Береснева, Н. М. Жегалина // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. – Екатеринбург, УГМУ. – 2017. – С. 150–152.

9. Профессиональный стандарт Врач-стоматолог. Рег. № 812. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.05.2016 № 227н URL:http://classdoc.ru/profstandart/02_health/professionalstandarts_812/

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 96). Уровень высшего образования. Специалитет. Специальность 31.05.03 Стоматология. URL:http://fgosvo.ru/news/3/1808.

11. Филиаджи, М. Научно-исследовательская деятельность студентов Далхаузи [Электронный ресурс] / М. Филиаджи // Журнал Канадской стоматологической ассоциации. – 2010. – Вып. 76, № 2. – Режим доступа : http://nadent.ru/vsestati/nauchno issledovatelskaya-deyatelnost-studentov- dalhauzi.

12. Чумаков, Н. С. Изменение показателей КПУ и КОЕ микрофлоры полости рта под влиянием общих и местных карисоегнных факторов / Н. С. Чумаков, А. П. Козлов, Л. А. Каминская // Вестник УГМУ. – 2017. – Вып. 4. – С. 78–82.

13. Успенская, О. А. Исследование биохимических показателей костного метаболизма ротовой жидкости при лечении агрессивных форм пародонтита / О. А. Успенская // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 1. – С. 68–73.

14. Успенская, О. А. Изменения биохимических показателей крови при лечении быстропрогрессирующего пародонтита / О. А. Успенская, Е. С. Качесова // Проблемы стоматологии. – 2017. – Т. 13, № 2. – С. 33–38.

15. Большов, И. Н. Проблемы организации и повышения качества стоматологической помощи (по материалам социологического опроса врачей-стоматологов) / И. Н. Большов // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 1. – С. 110– 114.