В статье представлены данные о выполнении учебно-исследовательской работы 2-го лет работы факультета стоматологии. Студенты приобрели начальные навыки создания научной статьи, связанной с проблемами стоматологии, научились объяснять данные лабораторных исследований, а также взаимосвязь между изменениями биохимических параметров слюны и состоянием полости рта.
студент, изучение, научная статья
Высокая мотивация получения избранного студентом направления профессионального образования является одной из составляющих успешного овладения знаниями и умениями. Учебный план младших курсов включает часть тех дисциплин, значимость которых для будущей профессиональной деятельности студенты, будущие врачи-стоматологи не могут оценить в полную меру. Возникшую проблему можно преодолеть, максимально приближая содержание учебных элементов изучаемых дисциплин к задачам профессионального образования [17]. У специалиста, врача-стоматолога должны быть сформированы систематическое и критическое мышление, умение разрабатывать и реализовывать проекты, использовать и применять информационные технологии, знания естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач [14]. Формирование мотивации к получению профессии стоматолога является достаточно непростой задачей на кафедрах медико-биологического профиля, на кафедре биохимии этому направлению учебно-педагогической деятельности уделяется большое внимание [7—10], как и на кафедрах наших коллег [5, 12]. Одно их эффективных действий в этом направлении — привлечение студентов в процессе учебного процесса к исследовательской (УИРС) и внеучебной (НИРС) деятельности, которые способствуют формированию творческого потенциала личности, увеличивают самоуважение и уважение сокурсников, а главное, создают погружение в будущую профессию [18].
Цель исследования — провести анализ итогов учебного процесса, выполнения УИР и НИР студентами на кафедре биохимии в рамках дисциплины по выбору «Клиническая биохимия».
Материалы и методы исследования
Использованы материалы анкетных опросов, результаты учебного процесса по базовой дисциплине «Биологическая химия — биохимия полости рта» и дисциплине по выбору «Клиническая биохимия» студентов стоматологического факультета 2 курса (75 % от общего числа), обучающихся на кафедре биохимии. Для обсуждения результатов из респондентов были сформированы несколько различных групп (пояснения в тексте). Статистическая обработка данных проведена с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel STATISTICA.
Обсуждение результатов
Основные направления, которые должны быть сформированы в процессе получения образования уровня «специалитет», определены в ФГОС (от 9 февраля 2016 г. N 96, специальность 31.05.03 Стоматология) [14] и Профессиональном стандарте врач-стоматолог (стоматологическая практика 02 005) [13]. На кафедре биохимии учебная дисциплина для стоматологического факультета состоит из двух частей: «Биологическая химия» во 2 семестре (1 курс) и «Биохимия полости рта» в 3 семестре (2 курс). В обеих частях дисциплинарные модули нашей Рабочей программы ориентированы не только на фундаментальные знания, но и на создание знаний и умений в приложении к процессам в полости рта. Одновременно с изучением базовой дисциплины «Биохимия полости рта» в 3 семестре студенты могут выбрать для себя дисциплину «Клиническая биохимия для стоматологов», по содержанию — «Биохимические исследования ротовой жидкости в клинической стоматологии». Эта дисциплина включается в учебный план кафедры биохимии на протяжении уже 5 лет, с момента введения нового образовательного стандарта ФГОС-3, и нами регулярно проводятся исследования в системе менеджмента качества [7—10, 19]. В педагогических целях, связанных с организацией учебного процесса, нам было важно знать настроение и мнение студентов набора 2017 г. в отношении выбора предлагаемой дисциплины, анкетирование проведено на 1 курсе весной 2018 г. Участвовали 70 % списочного числа студентов-стоматологов. На вопрос об «уверенности в правильном выборе профессии» студенты поставили 4,6 балла, на вопрос «нужна ли биохимия для образования врача-стоматолога» — 3,7 балла (из 5). При изучении Клинической биохимии в течение 5 лет мы апробировали разные формы самостоятельной работы студентов и самоконтроля уровня знаний. Далее представлены результаты за последние 3 года. Проверка знаний путем тестирования проводится 3–4 раза сразу после изучения основных модулей дисциплины, без предварительного знакомства с тестами. Границы показателей составляют 50-90 баллов из 100 возможных, среднее значение —71,4 ± 8,2. Для получения зачета студенты выполняют еще два варианта электронного тестирования по темам: «Биохимические свойства и показатели биологической жидкости слюны» (№ 1) и «Исследования слюны в оценке состояния биохимических процессов в полости рта при стоматологических и соматических заболеваниях» (№ 2). Средние баллы в тестах № 1 и 2 составляют (86,3±9,1) и (91,0±7,4) (р<0,05) соответственно, но корреляция между показателями слабая, r = 0,28. На рис. 2 представлено распределение баллов итогового тестирования обоих тестов (максимально 100 баллов), причем в течение последних трех лет соотношение практически не изменялось: 35 % набирают балл до 80, 25 % — 80—84 и 40 % — выше 85 баллов. Высокая мотивация и заинтересованность в изучении дисциплины «Клиническая биохимия» [10], а также мнение о выполнении НИРС, полученное в результате анкетирования (рис. 3), дали нам возможность принять решение ввести в учебный процесс обязательное выполнение УИРС для всех студентов. Нами была поставлена задача использовать УИР для создания у студентов начальных знаний и умений, указанных в Профессиональном стандарте (код А01.7. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза): анализировать полученные результаты обследования, интерпретировать данные лабораторных исследований [13].
Рис. 3. Распределение мнения о выполнении НИРС на кафедре биохимии по предмету «Клиническая биохимия»
Мы выбрали в качестве выполнения УИРС формирование начальных умений создания научной статьи по данным биохимических исследований в стоматологии. Написание статьи позволяет студенту провести анализ имеющейся информации, проявить знания в области очерченной проблемы, аргументировать свою точку зрения, научиться грамотно, логично выражать свои мысли. С этой целью был сделан подбор статей из научных журналов по различным направлениям стоматологии, в которых имелись сведения о биохимических показателях слюны (ферменты, субстраты, метаболиты). Весь предлагаемый набор показателей изучен в программе дисциплины. Охвачен круг патохимических нарушений, сопровождающих пародонтит, кариес, стоматит, ксеростомию, эндокринные заболевания, алиментарные нарушения и др. Весь сборник заданий и образец статьи были представлены на сайте, на практическом занятии проведено обсуждение требований и критериев оценки. Для выполнения работы необходимо было найти несколько литературных источников, связанных с обсуждаемой проблемой. Перед каждым заданием было стандартное пояснение. Ниже мы приводим два варианта заданий. Пояснение ко всем задачам. Прочитайте внимательно совокупность сведений о пациенте. Посмотрите представленные данные биохимических исследований. Напишите небольшую статью (до 2 стр.) по плану: название, введение, цель исследования, обсуждение результатов, выводы, список литературы, которую использовали для введения и обсуждения результатов при написании статьи. Если есть необходимость, постройте по данным таблицы диаграммы.
Задание № 1. Исследовали состав слюны у детей с различным типом питания: 1 группа — преобладает белковая пища, 2 группа — преобладают углеводы. Результаты обследования представлены в таблице.
|
Задание № 2. В таблице представлены биохимические показатели слюны у детей с диагнозом «острый герпетический стоматит».
Показатели (мг/100 мл) |
Обследованные группы пациентов |
||
здоровые |
пациенты до лечения |
пациенты после лечения |
|
Церулоплазмин |
25,81±3,4 |
80,8±1,1 |
53,4±7,4 |
Трансферрин |
16,1±1,6 |
8,90±1,33 |
8,14±0,93 |
Преальбумин |
5,7±0,55 |
10,8±1,2 |
38,7±4,9 |
На оценки «хорошо» и «отлично» защитили свои работы 78 % студентов. В то же время было несколько попыток найти в Интернете первоисточник биохимических данных и воспользоваться выводами и объяснением, сделанными авторами статьи. Такие студенты были приглашены на повторную защиту. В 2018-19 учебном году мы апробируем новую форму УИРС, связанную с решением ситуационных задач с использованием данных научных исследований. Стремление студентов стоматологического факультета участвовать в выполнении НИР развивается нами на протяжении многих лет. Не все студенты выполняют работы, связанные с будущей профессией, их интересуют и общемедицинские проблемы. Но все же большинство работ связано с исследованием состояния полости рта [1, 6, 11,16]. Полученные оценочные баллы по итогам УИРС и их распределение демонстрирует рис. 4.
Рис. 4. Итоговые баллы выполнения УИРС студентами 2 курса
Свои научные работы студенты представляют на конференциях НОМУС УГМУ, печатают статьи в научных журналах. Вовлечение студентов-стоматологов в научные исследования заботит наших коллег из других учебных заведений России [2, 3] и зарубежных специалистов. Университет Далхаузи (Канада) предоставляет студентам многочисленные возможности участия в программах по стоматологии и гигиене полости рта в целях формирования у них интереса к научным исследованиям [15]. Изучение дисциплины «Клиническая биохимия», выполнение УИРС и НИРС формируют у студентов навыки по использованию таких стоматологических показателей, как КПУз. уровень интенсивности кариеса, степень тяжести пародонтита в обсуждении биохимических исследований, и умения связать эти показатели и биохимические показатели слюны (скорость секреции, вязкость. буферная емкость, рН, наличие молочной кислоты, МДА, активность ферментов ЛДГ, ФЛ(А2), антиоксидантной защиты и др.) при объяснении наблюдаемых изменений в состоянии полости рта. В последние годы в нашем университете возникли более прочные межкафедральные связи и появились общие работы с участием студентов [4,12,16]. Совместная НИРС на 2 курсе обучения является базой для интеграции межпредметных связей, что уверенно ведет к созданию профессиональных компетенций будущих стоматологов.
Выводы
Выполнение УИРС и НИРС студентами 2 курса стоматологического факультета способствовало повышению знаний, необходимых в будущей профессиональной деятельности, связанных с интерпретацией данных лабораторных исследований, пониманием связей между изменением биохимических показателей слюны и состоянием полости рта. При выполнении учебно-исследовательской работы студенты приобрели начальные навыки создания научной статьи, связанной с проблемами биохимических исследований в стоматологии.
1. Бельтюкова, И. А. Влияние производствнной срды горно-обогатитльного комбината на состояни полости рта / И. А. Бельтюкова, О. Е. Бельтюкова, Л. А. Каминская // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. - Екатеринбург : УГМУ, 2017. - С. 15-18.
2. Гинали, Н. В. Организация научно-исследовательской работы студентов на кафедре стоматологии детского возраста как способ формирования профессиональной компетенции / Н. В. Гинали, С. М. Калужская // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2011. - № 4. - С. 85-86.
3. Дрегалкина, А. А. Роль самостоятельной работы студента в подготовке врача-стоматолога / А. А. Дрегалкина // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф., Чита, апрель 2016 г. - Чита : Молодой ученый, 2016. - С. 163-166. 4. Еловикова, Т. М. Междисциплинарная интеграция научно-исследовательской деятельности студентов-стоматологов в образовательном процессе в УГМУ / Т. М. Еловикова, Г. И. Ронь, С. С. Григорьев // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. - Екатеринбург : УГМУ, 2017. - С. 143-146. 5. Повышение научно-исследовательской активности студентов стоматологического факультета / Н. М. Жегалина, Ю. В. Мандра, Е. А. Семенцова, Е. Н. Светлакова // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. - Екатеринбург : УГМУ, 2017. - С. 153-155. 6. Влияние кратковременной углеводной нагрузки на биохимические показатели слюны - небезопасный «перекус» / П. А. Жолондзиовский, А. Д. Тимербулатов, Е. Н. Светлакова [и др.] // Вестник УГМУ. - 2017. - Вып. 4. - С. 78-82.
4. Каминская, Л. А. Преподавание дисциплины «Биологическая химия -биохимия полости рта» в оценке различных малых групп студентов стоматологического факультета / Л. А. Каминская // Международный научный журнал «Educatio». - 2015. - № 3 (10). - С. 13-16.
5. Каминская, Л. А. Дисциплина «Клиническая биохимия» в создании профессиональных компетенций образовательного уровня «специалитет» врача-стоматолога / Л. А. Каминская // Стоматология Большого Урала : III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии : сборник статей / под ред. проф. О. П. Ковтун. - 2015. - С. 164-166.
6. Каминская, Л. А. Оценка мотивации студентов - стоматологов при обучении «Клинической биохимии» с применением программы»MICROSOFT EXCEL STATISTICA / Л. А. Каминская // Сборник научных трудов по итогам международной научно -практической концеренции. - Вып. IV. - Новосибирск, 2017. - С. 72-74.
7. Каминская, Л. А. Мотивация изучения дисциплины «Клиническая биохимия» студентами 1 курса стоматологического факультета / Л. А. Каминская, В. Н. Мещанинов // Вестник Уральского государственного медицинского университета : научно -практический журнал. - 2017. - № 1. - С. 44-49.
8. Анализ стоматологического здоровья больных системной красной волчанкой на основании анкетного опроса / Л. А. Каминская, А. С. Трубчанинова, А. В. Самсонычева [и др.] // Вестник уральского медицинского университета. - 2018. - Вып. 2. - С. 36-40. 12. Совершенствование образовательного процесса путем междисиплинарной интеграции / Ю. В. Мандра, С. В. Сазонов, О. Ю. Береснева, Н. М. Жегалина // Стоматология Большого Урала : сборник статей / под ред. проф. Ю. В. Мандра. - Екатеринбург, УГМУ. - 2017. - С. 150-152.
9. Профессиональный стандарт Врач-стоматолог. Рег. № 812. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.05.2016 № 227н URL:http://classdoc.ru/profstandart/02_health/professionalstandarts_812/
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 96). Уровень высшего образования. Специалитет. Специальность 31.05.03 Стоматология. URL:http://fgosvo.ru/news/3/1808.
11. Филиаджи, М. Научно-исследовательская деятельность студентов Далхаузи [Электронный ресурс] / М. Филиаджи // Журнал Канадской стоматологической ассоциации. - 2010. - Вып. 76, № 2. - Режим доступа : http://nadent.ru/vsestati/nauchno issledovatelskaya-deyatelnost-studentov- dalhauzi.
12. Чумаков, Н. С. Изменение показателей КПУ и КОЕ микрофлоры полости рта под влиянием общих и местных карисоегнных факторов / Н. С. Чумаков, А. П. Козлов, Л. А. Каминская // Вестник УГМУ. - 2017. - Вып. 4. - С. 78-82.
13. Успенская, О. А. Исследование биохимических показателей костного метаболизма ротовой жидкости при лечении агрессивных форм пародонтита / О. А. Успенская // Проблемы стоматологии. - 2019. - Т. 15, № 1. - С. 68-73.
14. Успенская, О. А. Изменения биохимических показателей крови при лечении быстропрогрессирующего пародонтита / О. А. Успенская, Е. С. Качесова // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 2. - С. 33-38.
15. Большов, И. Н. Проблемы организации и повышения качества стоматологической помощи (по материалам социологического опроса врачей-стоматологов) / И. Н. Большов // Проблемы стоматологии. - 2016. - Т. 12, № 1. - С. 110- 114.