В соответствии с ФГОС-3 от современных высших учебных заведений требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, а также стимуляция потребности будущего врача в самообразовании и саморазвитии.
компетенция
В соответствии с ФГОС-3 от современных высших учебных заведений требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных компетенций, а также стимуляция потребности будущего врача в самообразовании и саморазвитии [2]. Понятие: компетенция – это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Идеология компетентностного подхода в стоматологическом образовании заключается в формировании на додипломном этапе обучения профессиональных качеств специалиста в различных областях знаний, необходимых ему в последующей самостоятельной деятельности. Поэтому необходим интегрированный подход к подготовке специалиста-стоматолога, предусматривающий сочетание комплексных знаний по определенной стоматологической проблеме с необходимым набором практических навыков [4]. Учебная программа, в соответствии с современными требованиями строится из учебных модулей. Согласно рабочей программе студенты начинают изучать модуль «Эндодонтия» на VII семестре заканчивают на X-ом. Учебная программа модуля «Эндодонтия» предназначена для базисной подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов к интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи.
Эндодонтическое лечение зубов является одним из сложных разделов в терапевтической стоматологии, требует глубоких теоретических знаний и хороших мануальных умений. Кроме того, постоянно совершенствуются эндодонтические инструменты, появляются новые методики инструментальной обработки и обтурации корневых каналов, эндодонтическое лечение проводится с использованием увеличительных устройств (операционный микроскоп). Все это требует от врача постоянного обучения и самосовершенствования. Поэтому с целью углубления знаний по эндодонтии в учебный план на X семестре включен элективный курс «Биомеханические аспекты эндодонтии». В процессе изучения элективного курса студенты должны освоить профессиональные компетенции: проводить клиническое обследование пациента; ставить диагноз с учетом Международной статистической классификации болезней (МКБ-10); проводить диагностику типичных стоматологических заболеваний тканей пульпы зуба и периодонта у взрослых; проводить эндодонтическое лечение болезней пульпы и периодонта у взрослых пациентов; соcтавлять этапность диспансерного наблюдения, изучать научно-медицинскую информацию, в том числе отечественный и зарубежный опыт. Для изучения элективного курса используются лекции, имитационные образовательные технологии (решение ситуационных задач, кейс-методы, написание и защита учебной истории болезни, клинический разбор больного, проведение учебно-исследовательских конференций), проводится практическая работа на фантомах и удаленных зубах. В течение элективного курса студенты изучают: биомеханические аспекты клинической и топографической анатомии полости зуба и системы корневых каналов, классификации конфигурации каналов; эндодонтический инструментарий и инструментальную обработку корневых каналов с точки зрения биомеханики, хемомеханическое препарирование корневого канала, методику выбора метода инструментальной обработки корневого канала в зависимости от клинической ситуации; биомеханические аспекты пломбирования корневых каналов, показания к выбору корневых пломбировочных материалов в зависимости от их свойств и клинической ситуации; алгоритм выбора методики восстановления зуба после эндодонтического лечения с учетом биомеханики ВНЧС, виды дисфункций ВНЧС, выбор армирующих конструкций, методики реставрации зубов, стандарты эндодонтического лечения, оценку качества эдодонтического лечения в ближайшие и отдаленные сроки. Основное направление современной эндодонтии – минимально инвазивная эндодонтия, которая предполагает щадящее отношение к твердым тканям на всех этапах эндодонтического лечения от создания доступа и подготовки корневого канала до финальной реставрации. В свете минимально инвазивной эндодонтии студенты изучают концепцию EMIA Флавио Палацци. Концепция EMIA основанаи на законах биомеханики и констатирует, что прочность зуба зависит от объема оставшихся твердых тканей.
Препарирование твердых тканей при создании полости доступа к корневым каналам зуба, согласно концепции EMIA, снижает прочность зуба только на 5 %, в то время как традиционное препарирование полости зуба снижает прочность зуба на 20 %, а препарирование корневых каналов – еще на 10 %. Уникальная авторская техника формирования полости доступа с максимальным сохранением тканей «Enamel frame technique» (техника создания эмалевой рамки) позволяет избежать избыточного удаления твердых тканей коронки зуба, обеспечивая тем самым долговременность реставрации, оптимальное биомеханическое функционирование зуба после эндодонтического лечения [1]. Во время практической работы на фантомах и удаленных зубах студенты учатся создавать первичный эндодонтический доступ с учетом минимально инвазивной эндодонтии. Вторичный эндодонтический доступ создают, используя универсальные ультразвуковые насадки системы «Amdent». Учатся проводить механическую обработку корневых каналов эндомотором «X Smart» и никель титановыми файлами. Студенты изучают никель титановые инструменты разных поколений, но предпочтение в работе отдают инструментам ProTaper, Mtwo, ProTaper Next. Инструменты ProTaper позволяют проводить качественное препарирование труднопроходимых корневых каналов, которые плохо поддаются традиционной инструментальной обработке. Для них характерна высокая устойчивость на излом, гибкость. Инструменты Mtwo имеют высокую режущую способность, активный кончик, за счет S-образного поперечного сечения оказывают минимальное трение со стенками корневого канала. Инструменты ProTaper Next имеют переменную конусность, то есть каждый файл создан с повышающимся и снижающимся процентом конусности. Такой дизайн инструмента обеспечивает минимальный контакт между режущими гранями инструмента и стенками корневого канала, снижая, тем самым, шанс к заклиниванию инструмента, то время как гибкость и режущая эффективность инструмента повышены. Механическая обработка корневого канала с помощью вращающихся никель-титановых файлов значительно улучшает качество последующей обтурации корневого канала. Но в тоже время применение ротационных инструментов позволяет обработать только центральный канал, оставляя нетронутыми дельтовидные ответвления, где остаются микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности. Именно необработанные участки корневого канала могут явиться причиной персистирующей инфекции и неудачного эндодонтического лечения. Поэтому эффективная ирригация корневого канала является одним из основных условий успешного эндодонтического лечения.
Студенты учатся правильно проводить медикаментозную обработку корневого канала, изучают методы активации антисептических растворов. Завершающим этапом эндодонтического лечения является обтурация корневого канала. От того, насколько правильно выбран эндодонтический пломбировочный материал в той или иной клинической ситуации и насколько качественно и полно проведено пломбирование, зависят надежность и отдаленные результаты лечения. Под качественным пломбированием подразумевается трехмерная герметизация всей разветвленной системы корневого канала, играющая роль надежного барьера между полостью зуба и тканями периодонта. Пломбирование корневого канала можно сравнить с имплантацией материала в ткани организма. Студенты изучают требования, предъявляемые к пломбировочным материалам для обтурации корневых каналов, корневые пломбировочные материалы, учатся с ними работать. Осваивают основные техники пломбирования корневых каналов: латеральную конденсацию, моноштифт повышенной конусности, систему Термафил и Gutta core, пломбируют одной из техник удаленный зуб. Пломбирование корневого канала на носителе позволяет достичь гомогенной трехмерной его обтурации. После пломбирования студенты делают рентгенологический снимок удаленного зуба, с помощью которого оценивают качество обтурации корневого канала. Завершают практическую часть работы на удаленном зубе реставрацией коронки зуба с использованием внутриканальных штифтов (титановых или стекловолоконных). На всех этапах эндодонтического лечения студенты проводят разбор возможных ошибок и осложнений. Таким образом, в процессе изучения элективного курса «Биомеханические аспекты эндодонтии» у студентов есть возможность ознакомиться с новыми направлениями в современной эндодонтии. Основными требованиями, предъявляемыми к современному специалисту врачу-стоматологу, являются: наличие фундаментальных общемедицинских знаний; системное клиническое мышление; высокое профессиональное мастерство и творческий подход к решению нестандартных клинических ситуаций [3]. Изучение элективного курса «Биомеханические аспекты эндодонтии» помогает будущему специалисту углубить знания в области эндодонтии, отработать мануальные навыки эндодонтического лечения зубов, то есть совершенствовать свои профессиональные компетенции.
1. Гилева О.С. Базовые и новые подходы к преподаванию элективного курса «Клинические аспекты эндодонтии» / О.С. Гилева, И.И. Задорина, О.С. Прокудина, Е.Ю. Сивак // IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Международный конгресс «Стоматология Большого Урала». Сборник статей. Под редакцией д. м. н. Мандра Ю.В. - Екатеринбург: Издательство УГМУ, 2016. - С. 168-171.
2. Гилева О.С. Использование «кейс-метода» в обучении студентов-стоматологов по дисциплине «Терапевтическая стоматология» / О.С. Гилева, Е.Ю. Сивак // Стоматология Большого Урала: материалы III Всероссийского совещания по проблемам фундаментальной стоматологии. - Екатеринбург: УГМУ, 2015. - С. 155-156.
3. Гилева О.С. Опыт проведения производственной практики по терапевтической стоматологии / О.С. Гилева, Е.Ю. Сивак, М.С. Гавриленко // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №6.
4. Гилева О.С. Пути формирования профессиональных компетенций у студентов стоматологов / О.С. Гилева, Е.Ю. Сивак, И.И. Задорина, М.А. Чупраков // IV Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Международный конгресс «Стоматология Большого Урала». Сборник статей. Под редакцией д. м. н. Мандра Ю.В. - Екатеринбург: Издательство УГМУ, 2016. - С. 180-182.