Повышение научно-исследовательской активности студентов стоматологического факультета
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Необходимым условием в процессе совершенствования образовательной деятельности на современном этапе является формирование специалиста, обладающего высоким уровнем знаний, творческим потенциалом, коммуникабельностью, способностью постоянно повышать свой квалификационный уровень, уметь быстро адаптироваться в новых условиях.

Ключевые слова:
повышение научно-исследовательской активности
Текст

Необходимым условием в процессе совершенствования образовательной деятельности на современном этапе является формирование специалиста, обладающего высоким уровнем знаний, творческим потенциалом, коммуникабельностью, способностью постоянно повышать свой квалификационный уровень, уметь быстро адаптироваться в новых условиях [1,2]. Все эти качества формируются постепенно, начиная с 1 курса обучения в высшем образовательном учреждении. Реформы в высшем профессиональном образовании приводят к пересмотру критериев оценки работы ВУЗа. Подготовка специалиста в медицинском университете имеет свои особенности. В Уральском государственном медицинском университете уделяется большое внимание качеству подготовки специалистов, под которым понимается соответствие уровня подготовки требованиям государственного образовательного стандарта, формирование высоких деловых, нравственных, профессиональных характеристик, обеспечение высокой конкурентоспособности выпускника на рынке труда [1, 3].

Цель исследования – активизация учебной работы студентов и повышение их интереса, мотивации к углубленному изучению материала при подготовке к практическим занятиям. Материалы и методы исследования Рассмотрим организацию УИРС, НИРС на базе Кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний УГМУ. На кафедре обучаются студенты 1, 2, 3,4, 5 курсов стоматологического факультета, 3 курса медико-профилактического факультета, 5 курса педиатрического факультета по дисциплинам: «Материаловедение», «Пропедевтика», «Местное обезболивание и анестезиология», «Лазерные технологии в стоматологии», «Стоматология», «Физиотерапия и реабилитация стоматологических заболеваний». В рабочих программах дисциплин разработаны темы УИРС, которые студент выполняет под руководством преподавателя. Основными задачами УИРС являются привлечь студентов, заинтересовать, обучить самостоятельной работе с литературой [4,5]. Глубокое изучение материала, применение современных технологий лечения на практических занятиях, подготовка презентаций, формирование умения обобщать и анализировать изучаемый материал – это работа студента с 1 курса и на протяжении 5 лет обучения. В УИРС присутствует исследовательский компонент: студент наблюдает, экспериментирует, систематизирует полученные данные [4, 5].. Этот вид деятельности является необходимым в обучении студента, так как в педагогическом процессе студент лишь использует уже существующую информацию, он пассивен, при этом, как правило, отсутствует научный компонент. Вместе с этим, без данного этапа невозможно дальнейшее развитие студента. УИРС выполняют 100 % студентов, обучающихся на кафедре. Работы могут быть выполнены в виде презентаций, стендов, тематических фильмов. Наиболее интересные, глубокие работы представлены на конференциях УИРС. Здесь студентам предоставляется возможность работать с большой аудиторией, удерживать внимание слушателей, побороть чувство волнения, неуверенность. В рамках УИРС на кафедре ежегодно проводится конференция «Полость рта – зеркало организма». Следующим этапом в самосовершенствовании является научно-исследовательская работа студентов (НИРС) в студенческих научных кружках. На этом уровне осуществляется научная деятельность, характеризующаяся новизной изысканий, теоретических и практических выводов. Анализируя УИРС, преподаватель выделяет студентов, желающих и способных продолжать научную [4,5]. деятельность. НИРС проводится в свободное от учебных занятий время: студенты работают с преподавателями над индивидуально разработанными темами. Такими направлениями могут быть определенные разделы в коллективной работе, которые обычно связаны с кафедральной научно-исследовательской тематикой. Научный кружок кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний был создан одновременно с основанием кафедры в 2006 году. Его возглавляет проректор по научной работе и инновациям УГМУ, заведующая кафедрой, д. м. н., доцент Юлия Владимировна Мандра. На протяжении нескольких лет на кафедре ведется научная работа по направлениям, касающимся фундаментальных наук в стоматологии, материаловедению, кариесологии, пародонтологии, заболевания слизистой оболочки рта. Научных направления работы кафедры разносторонние: фундаментальные науки в стоматологии, заболевания твердых тканей зубов, эстетико-функциональная реставрация, материаловедение в стоматологии, актуальные направления в диагностике и лечении заболе-ваний пародонта, современные физиотерапевтические методы в лечении основных стоматологических заболеваний, компьютерная томография в диагностике основных стоматологических заболеваний, комплексное лечение основных хирургических заболеваний полости рта, непрямая эстетико-функциональная реставрация с применением CAD-CAM-систем, увеличение, визуализация и фотографирование в стоматологии. Результаты исследования, их обсуждение Студенты, занимающиеся в научном кружке кафедры, имеют возможность проводить научные исследования по широкому спектру направлений в стоматологии. Благодаря разносторонним научным интересам сотрудников кафедры, тесному сотрудничеству с ведущими учреждениями УРО РАН (Институт геологии и геохимии им. А.Н. Заварицкого УРО РАН, Институт органического синтеза им. И.Я. Постовского УРО РАН), активному участию в научной работе преподавателей кафедр УГМУ (Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии, кафедра биохимии) и компаний-производителей стоматологической продукции («3M ESPE», «Dentsply», «GSK», «Арком», «Sirona»), проводимые научные исследования носят междисциплинарный характер. Они интересны, глубоки и показательны. Студенты, заслужившие признание, продолжают свой путь в науке. На кафедре регулярно проводятся плановые заседания научного общества молодых ученых и студентов (НОМУС), заслушиваются научные работы студентов и молодых ученых. Ежегодно лучшие из них выступают со своими докладами на конференциях и конкурсах различного уровня. Работы, выполненные на кафедре, были представлены на XIII областном конкурсе научно-исследовательских работ студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования Свердловской области «Научный Олимп» (г. Екатеринбург, 2010 г.), XVIII Российском национальном конгрессе «Человек и Лекарство» (г. Москва, 2010 г.), Международном конкурсе «3M ESPE Talent Award» (г. Зефельд, Германия, 2011 г.). Фильм, снятый под руководством зав. кафедрой Ю.В. Мандра, был высоко оценен на Российском конкурсе студенческих научных фильмов по стоматологии в 2008 году. Доклад «Умная эмаль», представленный на конкурсе «Минута технославы» в номинации «Технологические инновации» в рамках Международной промышленной выставки «Иннопром» был удостоен II места (г. Екатеринбург, 2015 г.). Студенты ежегодно докладывают результаты своих исследований на Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов с международным участием «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения», Всероссийском рабочем совещании по проблемам фундаментальной стоматологии. Так, на научной школе для молодежи в 2015 году от кафедры представлено 5 докладов молодых ученых. Молодые ученые, работающие на кафедре, прошли путь от УИРС, НИРС, НОМУС до защиты кандидатских диссертаций. Аспиранты анализируют полученные результаты исследований и готовятся к защите, им на смену приходят молодые, энергичные студенты, мечтающие о продолжении научной карьеры. На сегодняшний день кафедра участвует в программе получения таких грантов, как «Конкурс 2016 года на право получения грантов Президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации», Грант «Биоминеральные образования: развитие методов материаловедческих исследований, приложения в фундаментальной медицине и науках о Земле (в палеоэкологических реконструкциях)», «Конкурс 2016 года на получение грантов по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». При участии сотрудников кафедры получен грант №16-13-10345 «Синтез новых гибридных кремнийсодержащих полимерных гидрогелей для разработки лекарственных средств медицинского и ветеринарного назначения».

Выводы.

Работая на кафедре, мы гордимся успехами наших студентов, молодых ученых, коллег, каждый из которых вносит вклад в развитие современной науки. 1. Совместная плодотворная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры с ведущими учреждениями УРО РАН, преподавателями кафедр УГМУ и компаниями-производителями стоматологической продукции позволяет студентам и молодым ученым глубоко изучить научную проблему, сформировать полноценную доказательную базу, сделать научную работу интересной, разносторонней и востребованной в сегодняшней практической медицине. 2. Исходя из сказанного выше, хочется отметить, что все предпринятые усилия служат выполнению одной важной цели – формированию высококвалифицированного, творчески мыслящего, успешного специалиста, способного самостоятельно решать возникающие перед ним задачи.

Список литературы

1. Береснева О.Ю., Сазонов С.В. Оптимизация процесса обучения студентов стоматологического факультета на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии. Вопросы морфологии ХХI века. Выпуск 8. Сборник научных трудов: «Актуальные вопросы преподавания морфологических дисциплин с использованием современных технологий. Фундаментальные и прикладные проблемы гистологии»(220 лет со дня рождения профессора МХА К.М. Бэра). Санкт-Петербург, 2012,103-105 с.

2. Ворожцова Л.А., Крылов А.С., Кудряшов Ю.В., Рудюк Е.В., Шестаков Л.Н. Анкетирование как механизм мониторинга удовлетворенности внутренних потребителей образовательного процесса. Режим доступа: http://www. pomorsu/ru/body php?page=book_publish_way ru.

3. Мандра Ю.В., Жегалина Н.М., Григорьев С. С, «Мониторинг качества образовательного процесса на кафедре пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний УГМУ». Материалы научно -практической конференции с международным участием «От качества медицинского образования к качеству медицинской помощи» 20.11.14

4. Власова М.И., Мандра Ю.В., Жегалина Н.М. «Компетентностный подход в обучении студентов стоматологического факультета профильным дисциплинам» Всероссийский конгресс «Стоматология Большого Урала». III Всероссийское рабочее совещание по проблемам фундаментальной стоматологии. Сборник статей. Под ред. профессора Ковтун О.П. - Екатеринбург: УГМУ, 2015. - 168 c.

5. Жегалина Н.М., Береснева О.Ю., Коковина Т.А. «Междисциплинарная интеграция. Опыт работы кафедр гистологии и эмбриологии человека и кафедры пропедевтики и физиотерапии стоматологических заболеваний».

Войти или Создать
* Забыли пароль?