сотрудник с 01.01.2021 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 616.31 Стоматология. Заболевания ротовой полости и зубов
Функциональные и структурные изменения в мышцах, височно-нижнечелюстном суставе, гормональном составе слюны могут быть тесно связаны с состоянием антистрессовой системы летного состава гражданской авиации. С целью изучения влияния уровня стероидного гормона кортизола в слюне на состояние зубочелюстной системы пилотов и бортпроводников гражданской авиации была проведена его количественная оценка посредством лабораторного анализа. Для оценки стоматологического статуса всем обследуемым был проведен клинический осмотр и короткий Гамбургский тест. Обе группы были разделены на подгруппы в соответствии с количеством часов налета: «<1500 часов», «1500–3000 часов» и «>3000 часов» налета. Двум параллельным группам летного состава гражданской авиации молодого возраста дважды проводили анализ слюны на кортизол, повторный — через 3 месяца. Полученные результаты были статистически обработаны, проанализированы и описаны. Для них были рассчитаны среднее значение, стандартное отклонение, медиана, минимальное и максимальное значения. Для сравнения результатов в группах использовали непараметрические критерии Манна–Уитни для независимых групп и Вилкоксона для связанных выборок. В группе пилотов при первичном и повторном анализе слюны в 95% случаев и в 85% случаев в группе бортпроводников были получены значения уровня гормона кортизола, соответствующие референсным значениям нормы, что может косвенно свидетельствовать о действии адаптационных механизмов. В рамках исследования установлено, что 5% результатов в группе пилотов превышали референсные значения нормы, с максимальным значением 8,00 нмоль/л. В группе бортпроводников число результатов, превышающих референсные значения, было в 3 раза больше, чем в группе пилотов, максимальное значение составило 17,8 нмоль/л. Исследование клинических особенностей состояния мышечно-суставного комплекса двух параллельных групп позволило выявить у 40% обследуемых пилотов гражданской авиации повышенное стирание окклюзионных контактов, связанное с недостаточной клыковой защитой, которое отсутствует в группе бортпроводников и большее число (в 1,8 раза) случаев ограниченного открывания рта.
пилоты гражданской авиации, бортпроводники, стресс, кортизол в слюне, статистический анализ
1. Woodcock T., Adeleke Y., Goeschel C., Pronovost P., Dixon-Woods M. et al. A modified Delphi study to identify the features of high quality measurement plans for healthcare improvement projects // BMC Medical Research Methodology. – 2020;20(1):8. https://bmcmedresmethodol.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12874-019-0886-6
2. Nicolson N.A. Salivary cortisol and dehydroepiandrosterone-sulfate (DHEA-S) in recurrent major depression: Comparison with matched healthy controls // Journal of Affective Disorders Elsevier BV. – 2008;107(1):71-72. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jad.2007.12.044
3. Zigmond A.S., Snaith R.P. The Hospital Anxiety and Depression Scale // Acta Psychiatr Scand. – 1983;67:361-617. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1600-0447.1983.tb09716.x
4. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS(D) в диагностике депрессий в общемедицинской практике. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2003;5:11-17. [A.V. Andryushchenko, M.Yu. Drobizhev, A.V. Dobrovolsky. Comparative assessment of the CES-D, BDI and HADS(D) scales in the diagnosis of depression in general medical practice. Journal of Neurology and Psychiatry. S.S. Korsakova. 2003;5:11-17. (In Russ.)]. https://base.garant.ru/400186478/f62c3b6c2c0ea0367ed000160e1a00cc/