ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ОРДИНАТРОВ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ КАФЕДРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ПРОПЕДЕВТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. Игровой метод обучения применяется достаточно давно и известен с древних времен как средство социализации индивида в обществе. В образовательном процессе и в процессе становления молодого специалиста он становится очень востребованным. Квест как форма современного обучения относится к активным методам обучения. Слово «квест» — сравнительно новое для нашей аудитории. Дословно с английского языка — это «поиск», который может быть связан с приключениями или игрой. Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают вам решить, как именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной головоломки. Цель — синтез теоретических знаний, полученных при обучении, для достижения необходимого практического результата. Методология. Для проведения программы квестового обучения для врачей-стоматологов и ординаторов были разработаны сценарии, включающие следующие разделы: основная проблема, изучаемые навыки, краткое описание, участники, необходимое обучающее оборудование, подготовка оборудования для проведения квеста, подготовка кабинета для проведения квеста, расходные материалы, описание сценария, описание процесса квеста, ввод в сценарий, алгоритм правильных действий ординаторов. Для врачей-стоматологов были разработаны клинические сценарии по темам: «Заполнение и ведение медицинской документации», «Клиническая коммуникация, обследование и лечение пациента стоматологического профиля». Результаты. Образовательный квест с точки зрения психологии позволяет индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений. Выводы. Нестандартные подходы к организации естественно-научных занятий, основанные на самостоятельной исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного интереса к практической стоматологии, что показали проведенные нами анкетирование слушателей и результаты промежуточной аттестации. Предложенное нами квестовое обучение, несомненно, носит интерактивный характер и основано на принципах коммуникации, активности обучаемых, опоре на групповой опыт.

Ключевые слова:
квест в образовательном процессе, психологическая подготовка к медицинской деятельности, коммуникативная компетентность, интерактивные технологии, психопросвещение, профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация
Текст

Введение

С целью полноценной подготовки врача-стоматолога в Уральском государственном медицинском университете (УГМУ) создаются и используются современные образовательные подходы к сопровождению профессионального самоопределения медицинского работника. Они включают в себя технологии информирования о профессии (практика в медицинских организациях различного профиля и формы собственности, научно-практическая деятельность обучающихся и др.), образовательные направления, способствующие формированию и развитию компетенций профессионального самоопределения (технологии проектирования личностно-профессионального плана, игровые технологии, кейс-технологии, социально-психологические тренинги и др.), образовательные направления, направленные на сопровождение профессионального выбора (профессиональная проба, проектная деятельность обучающихся, различные мастер-классы и др.), технологии формирующего оценивания (образовательно-профессиональное портфолио) [2].

В изученных нами литературных источниках термин «квест-технология» впервые был упомянут уже в 1995 г. и активно применяется в практическом обучении по настоящее время [1—4]. Профессор университета Сан-Диего (США) Берни Додж предложил использовать данный прием как способ организации поисковой деятельности в учебном процессе [5—7], что успешно применено нами в учебном процессе ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии УГМУ.

 В современных подходах образования игровая деятельность используется в качестве активного метода обучения для освоения как учебных, так и практических навыков [8—11]. Квестовый подход в обучении может быть использован и для групповой, и для индивидуальной работы со студентами, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию обучаемых к получению практических навыков.

 В системе общего образования реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на основе системно-деятельностного подхода как приоритетного в сочетании с другими современными подходами в образовании (личностно ориентированным, психологическим и др.). Миссия современного образования — создание условий, содействующих личностному развитию и успешной социализации обучающихся в современных условиях медицинской деятельности. Среди требований к условиям организации образовательного процесса можно выделить обновление содержания и модернизацию образовательных технологий, что обусловлено современными требованиями к медицинской деятельности [8, 12—15]. Проанализированы возможности квеста как инновационной образовательной технологии, позволяющей врачам-ординаторам формировать профессиональные компетенции, актуализируя теоретические знания различных дисциплин профессионального направления, и знакомиться с особенностями практической профессиональной деятельности.

Одним из психологических способов стимулирования интереса к практической работе в  здравоохранении являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса ординаторов с использованием различных современных технологий обучения [16, 17].

Цель нашего исследования — показать, что образовательный квест является специальным образом организованным видом исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск, сочетающий использование теоретических знаний и практических навыков.

Материалы и методы исследования

Полное погружение в атмосферу медицинской деятельности, концентрация действий и событий — вот обязательные компоненты образовательного квеста, который оставляет после себя яркие воспоминания и заставляет задуматься.

При использовании квестового формата обучения необходимо использовать свой специфический словарь [7].

Место — подойдет любое достаточно просторное помещение. Учитывая задачи квеста и количество участников, необходима разбивка на команды.

Время прохождения — время, которое тратится на прохождение игровых заданий.

Задания — этап сценария игры, который состоит из одного или нескольких вопросов.

Команда — добровольное объединение, созданное для участия в игре.

Метки  это те самые подсказки, которые позволяют находить и выполнять задания, а иногда и помогают в расшифровке и выполнении самого задания, что приближает к финалу и победе.

При подготовке к проведению программы квестового обучения для врачей-ординаторов были разработаны сценарии, включающие следующие разделы: основная проблема, изучаемые навыки, краткое описание, участники, необходимое обучающее оборудование, подготовка оборудования для проведения квеста, подготовка кабинета для проведения квеста, расходные материалы, описание сценария, описание процесса квеста, ввод в сценарий, алгоритм правильных действий ординаторов. Для врачей-стоматологов были разработаны клинические сценарии по темам: «Заполнение и ведение медицинской документации», «Клиническая коммуникация, обследование и лечение пациента стоматологического профиля».

Структура занятий [1].

I этап: теоретическая подготовка (брифинг, тестирование, приобретение практических навыков); II этап: применение практических навыков с использованием медицинской, нормативно-правовой документации и др. Обучение работе с методической и нормативно-правовой документацией; III этап: решение практических задач. Первоначально проводятся знакомство с клинической задачей и обучение сенсорной оценке состояния «пациента» для быстрого принятия решения к началу лечения и предотвращению осложнений; IV этап: озвучиваются условия задачи и запускается ситуационная задача. Ординаторы начинают работу: заполнение необходимой документации, принятие решения к последующим действиям.

Используя остановку сценария квеста с «маркировкой времени остановки», можно провести разбор ошибок во время тренинга [4].

Результаты и их обсуждение

Учитывая структуру квеста [9, 10], мы в соответствии с требованиями ФГОС и структурой педагогической деятельности предложили технологическую карту (табл.) образовательного квеста, которая может быть использована при проектировании образовательных квестов в медицинской практике [5].

Таблица

Технологическая карта образовательного квеста

Table. Technological map of educational quest

Элементы

структуры

Требования к разработке квеста

Название

Должно быть кратким, привлекательным и оригинальным

Направленность квеста

Указывается одно из направлений (моноквест) деятельности как приоритетное (коммуникации, ведение медицинской документации, решение практических задач при оказании стоматологической помощи или др.) или группа учебных предметов и комплекс приоритетных направлений (междисциплинарный или комплексный квест)

Цель и задачи

Цель носит обобщенный характер, должна быть диагностичной. При определении цели и задач ориентиром выступают образовательные стандарты и требования практического здравоохранения

Продолжитель-ность

Живой квест может быть как однократный, так и рассчитанный на  определенный временной промежуток (краткосрочный или длительный)

Возраст обучающихся/ целевой группы

Учет возрастных особенностей обучающихся (ординаторы первого или второго года обучения), образовательных потребностей, включая специфику здоровья

Легенда

Легенда представляет собой практическую задачу о событиях или личностях, предшествующую началу игры. При ее разработке приветствуется творчество: преувеличение событий, изменение известных героев и т.п.

Квест-герои

Авторы квеста предлагают список ситуаций практического здравоохранения и их характеристики. Персонажи квеста могут быть как полностью вымышленными, так и реальными. Выбор ролей участников квеста прописывается правилами: жеребьевка, разделение по какому-либо признаку в зависимости от цели и содержания квеста

Основное задание/ основная идея

Основное задание должно носить проблемный характер медицинского и психологического плана

Сюжет и продвижение по нему

Представляет ряд событий в игре (базовую схему), например, последовательность этапов, для прохождения которых разрабатываются правила продвижения, могут применяться бонусы или штрафы. Желательно включить в сюжет традиционные элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку

Задания/ препятствия

Для продвижения по сюжету наряду с основным разрабатываются дополнительные задания различного характера, среди них предлагались проблемные

Навигаторы

Различные подсказки, метки, ориентиры, способствующие организации целенаправленного поиска, направленного на решение как основного, так и дополнительных заданий

Ресурсы

Для выполнения квеста обучающимся могут быть предложены различные ресурсы: список литературы, включая интернет-источники; образовательные сайты; мультимедиа-презентации; ролики, в том числе социальные; электронные гаджеты; приборы и материалы и др.

Критерии оценивания деятельности обучающихся

Критерии разрабатываются ведущим квеста в зависимости от разновидности предлагаемых заданий и выполняемого образовательного «продукта». Так, для разработанных мультимедиа-презентаций, исследований и др. в литературе можно найти требования и заранее познакомить с ними обучающихся

Итог квеста — образователь-ный «продукт» и рефлексия

Результат должен соотноситься с выполнением основного задания, например: решена проблема, разгадана загадка, сделано открытие и т.п. Образовательным «продуктом» может быть ролик, буклет, результаты исследования и т.д.

Рефлексия организуется ведущим квеста в различных аспектах (когнитивном, эмоционально-ценностном, волевом и социальном) и с использованием разнообразных приемов (рефлексивный экран, самооценка работы, смайлики и др.). Выбор вариантов рефлексии зависит от целей и задач квеста

 

Таким образом, квест-технология, как любая педагогическая технология, имеет инвариантную часть, представленную элементами структуры и требованиями к их содержательному наполнению, отраженными в технологической карте. Вариативность же реализуется в творчестве педагога, который будет разрабатывать легенду, сюжет и т.д. с учетом педагогического мастерства, специфики обучающихся и возможностей образовательной организации [6].

Для оценки эффективности образовательного квеста нами были сформированы три группы: 12 ординаторов первого года обучения, 12 ординаторов второго года обучения и 10 врачей-стоматологов общей практики, поступающих на работу в МАУ «СП № 12». Проведено анкетирование ординаторов первого года обучения по трем параметрам: теоретическая подготовка ординаторов, практическая подготовка к оказанию стоматологической помощи и психологическая готовность к коммуникативному взаимодействию внутри коллектива (как горизонтальные, так и вертикальные связи), с пациентами на первичном приеме, работе с «трудными» пациентами.

Оценка теоретических знаний и практических навыков ординаторов первого года обучения трудностей не выявила.  Нами получены ожидаемые результаты по теоретическим знаниям (рис. 1) и практическим навыкам (рис. 2), психологическая готовность к встрече с практическим здравоохранением отражена на рис. 3.

Рис. 1. Ожидаемые результаты по теоретическим знаниям

Fig. 1. Expected results in theoretical knowledge

 

Рис. 2. Ожидаемые результаты по практическим навыкам

Fig. 2. Expected results in practical skills

 

Рис. 3. Психологическая готовность к практической деятельности

Fig. 3. Psychological readiness for practical activities

 

  Наше исследование показало, что применение образовательного квестого обучения ординаторов повышает эффективность обучения ординаторов практическим навыкам оказания стоматологической помощи, формирует представление об оказании первичной специализированной помощи у ординаторов и развивает положительную мотивацию к профессиональной деятельности и повышению квалификации [17—20].

Графические результаты оценки теоретических знаний,  практических навыков и психологической готовности к практической деятельности ординаторов второго года обучения отражены на рис. 4—6.

 

Рис. 4. Результаты оценки теоретических знаний ординаторов второго года обучения

Fig. 4. The results of the assessment of theoretical knowledge of residents of the second year of study

 

Рис. 5. Результаты оценки практических навыков ординаторов второго года обучения

Fig. 5. The results of the assessment of the practical skills of residents of the second year of study

 

 

Рис. 6. Результаты оценки психологической готовности к практической деятельности ординаторов второго года обучения

Fig. 6. The results of the assessment of psychological readiness for practical activities of residents of the second year of study

 

Так же мы провели оценку теоретических знаний,  практических навыков и психологической готовности к практической деятельности врачей-стоматологов общей практики первого года работы на базе МАУ «СП № 12», не прошедших образовательный квест. Результат сравнения оценки теоретических знаний, практических навыков и психологической готовности к практической деятельности ординаторов первого, второго года обучения и врачей-стоматологов общей практики представлен на рис. 7—9.

 

Рис. 7. Результат сравнения оценки теоретических знаний ординаторов первого, второго года обучения и врачей-стоматологов общей практики

Fig. 7. The result of a comparison of the assessment of theoretical knowledge of residents of the first, second year of study and general practitioners

 

Рис. 8. Результат сравнения оценки практических навыков ординаторов первого, второго года обучения и врачей-стоматологов общей практики

Fig. 8. The result of a comparison of assessing the practical skills of residents of the first, second year of study and general practitioners

 

Рис. 9. Результат сравнения оценки психологической готовности к практической деятельности ординаторов первого, второго года обучения и врачей-стоматологов общей практики

Fig. 9. The result of comparing the assessment of psychological readiness for practical activities of residents of the first, second year of study and general practitioners

 

Психологические особенности готовности к практической деятельности наших исследуемых мы рассмотрим в последующих публикациях.

Наше исследование показало, что образовательный квест может и должен быть использован в качестве формы активного обучения, позволяющей сформировать коммуникативные навыки и качество функции не речевого поведения, а также решать вопросы взаимодействия при проведении обучения профессии в рамках когнитивной психологии [21, 22]. Как современная образовательная технология квест решает следующие задачи:

образовательные — вовлечение каждого в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме;

развивающие — развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников; формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации;

социально-психологические — воспитание личной ответственности за выполнение задания, уважения к культурным традициям, истории, здоровьесбережение.

Выводы

В результате анализа нашего опыта разработки и проведения квеста мы пришли к выводу о том, что такая форма обучения может быть эффективна для обучения врачей-ординаторов и врачей практического здравоохранения [23—25].

Данное мероприятие способствует формированию базовых компетенций (социально-психологической, информационной, коммуникативной), которые в совокупности обеспечивают готовность студентов к адаптации и самореализации в условиях современного общества. Во время участия в образовательном квесте студенты пребывают в условиях коллективного взаимодействия при оказании медицинской помощи, им приходится решать ряд проблемных задач, связанных с коммуникацией с пациентами и коллегами, готовностью работать с источниками информации. Поиск информации предполагает формирование таких умений, как находить нужную информацию с помощью различных источников, включая современные мультимедийные средства, личную беседу; определять степень ее достоверности/новизны/важности; обрабатывать в соответствии с ситуацией и поставленными задачами; архивировать и сохранять; использовать ее для решения широкого спектра задач. 

Отличительной чертой данного квеста как механизма, способствующего активизации сформированных в академической среде навыков, является необходимость выполнения задачи, генерирования идей, разработки стратегии, что позволяет формировать оперативность, находчивость и коммуникативные навыки.

Предложенное нами квестовое обучение, несомненно, носит интерактивный характер и основано на принципах коммуникации, активности обучаемых, опоре на групповой опыт. Необходимо отметить, что учебный процесс, опирающийся на использование образовательного квеста как интерактивной формы обучения, организуется с привлечением всех ординаторов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, поскольку в ходе работы идет обмен знаниями и идеями. Организуются парный и групповой виды взаимодействия, осуществляется работа с различными источниками информации. Таким образом, создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, равенством аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Список литературы

1. Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М. В. Андреева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам : тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – Москва, 2004.

2. Ефимова, Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] / Г. З. Ефимова, М. Н. Кичерова // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Т. 4, № 5. – Режим доступа : http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf

3. Игумнова, Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.

4. Образовательный квест – современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова, Е. Н. Яковлева, О. Б. Лобанова, Е. М. Плеханова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1–2.

5. Dodge, B. Web Quest Taxonomy : A Taxonomy of Tasks [Electronic resource] / B. Dodge. – 2002. – URL : http://webquest.sdsu.edu/taxonomy.html.

6. Clarke, J. H. Patterns of thinking: Integrating learning skills in content teaching [Electronic resource] / J. H. Clarke. – Needham Heights MA : Allyn and Bacon, 1990. – URL : htps://trove.nla.gov.au/work/18003543?q&versionId=21124480/

7. Dimensions of thinking: A framework for curriculum and instruction [Electronic resource] / R. J. Marzano, R. S. Brandt, C. S. Hughes, B. F. Jones, B. Z. Presseisen, S. C. Rankin, C. Suhor. – Alexandria VA: Association for Supervision and Curriculum Development, 1988. – URL : http:// https://books.google.me/books /

8. Психологические проблемы подготовки пациента и медицинского персонала к обширному хирургическому стоматологическому вмешательству в амбулаторной практике / И. А. Петров, А. Ф. Чернавский, А. А. Бадалян, М. Ю. Огнев // Проблемы стоматологии. – 2017. – Т. 13 (3). – С. 63–69.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под ред. Е. С. Полат. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001.

10. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Т. В. Азарова, О. И. Барчук, Т. В. Беглова, М. Р. Битянова, Е. Г. Королева, О. М. Пяткова ; под общей ред. М. Р. Битяновой. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 304 с.

11. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 2. – Екатеринбург : УГМУ. – С. 116–124.

12. March, T. Web Quests for Learning [Electronic resource] / T. March. – 1998. – URL : http://tommarch.com/strategies/webquests/

13. Русакова, И. В. Опыт использования игровых методик активного обучения студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения / И. В. Русакова // Вестник уральского государственного медицинского университета. – 2018. – Вып. 3. – С. 57–61.

14. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования "город Екатеринбург" : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. – Екатеринбург : Издательский Дом «ТИРАЖ», 2019. – 126 с.

15. Стандартизация стоматологической помощи : медицинские указания / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. – Ч. 1. – Екатеринбург : Издательский Дом «ТИРАЖ», 2019. – 140 с.

16. Чернавский, А. Ф. Организационно-психологический подход к формированию конфликтологической компетентности медицинского работника как метода управления качеством стоматологической помощи в условиях муниципального учреждения / И. А. Петров, А. Ф. Чернавский, Е. В. Никишин // Уральский медицинский журнал. – 2016. – № 7 (140). – С. 76–80.

17. Чернавский, А. Ф. Управление качеством работы врача стоматолога ортопеда в МАУ «СП №12» на примере использования программы «АРМ ортопедия» / И. А. Петров, А. Ф. Чернавский, Р. К. Шарангин // Уральский медицинский журнал. – 2016. – № 7 (140). – С. 72–76.

18. Организационно-психологические факторы формирования стресс-толерантности в профессиональной деятельности врачей-стоматологов / Э. М. Зарипова, И. А. Петров, А. Ф. Чернавский, М. А. Чернавский // Уральский медицинский журнал. – 2016. – № 7 (140). – С. 68–72.

19. Чернавский, А. Ф. Эмпирической исследование факторов психологической устойчивости медицинского персонала в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, М. В. Богуш // Уральский медицинский журнал. – 2016. – № 7 (140). – С. 80–85.

20. Чернавский, А. Ф. Эффективность психологического консультирования администрации и персонала реорганизуемого стоматологического учреждения / Е. С. Иванова, А. Ф. Чернавский, И. А. Петров // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 75–83.

21. Slama-Cazacu, T. Communicative and cognitive functions of language behaviour / T. Slama-Cazacu // Romanian journal of neurology and psychiatry. – 1992. – Vol. 30, № 2. – P. 147–153.

22. Stone, T. Theoretical issues in cognitive psychology / T. Stone, M. Davies ; eds. N. Braisby, A. Gellatly // Cognitive Psychology. – 2nd Revised edition. – Oxford University Press, 2012. – P. 674.

23. Русакова, И. В. Совершенствование системы правовой подготовки врачей-стоматологов с учетом требований нового профессионального стандарта / И. В. Русакова, Н. В. Ножкина // Инновационные технологии в образовании и науке : сб. мат. II Межд. науч.-практ.конф. – 2017. – С. 162–166.

24. Иванова, Е. С. Эффективность психологического консультирования администрации и персонала реорганизуемого стоматологического учреждения / Е. С. Иванова, А. Ф. Чернавский, И. А. Петров // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – Екатеринбург : УГМУ. – С. 75–83.

25. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А. Ф. Бондаренко. – Москва : Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?