СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ У СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предмет. В статье представлены результаты стоматологического обследования 68 школьников 12―15 лет с нарушением зрения. Цель ― изучить стоматологическую заболеваемость у слепых и слабовидящих детей в период постоянного прикуса, нуждаемость в санации, уровень стоматологической помощи. Методология. У обследуемых школьников оценивались распространенность и интенсивность кариеса зубов, зубочелюстных аномалий, аномалий мягких тканей, функциональные нарушения зубочелюстной системы, гигиеническое состояние полости рта, нуждаемость в санации, уровень стоматологической помощи. Для определения интенсивности кариеса зубов использовался индекс КПУ. Изучение структуры указанного индекса позволило определить нуждаемость в санации полости рта, уровень интенсивности кариеса (индекс УИК) и уровень стоматологической помощи (индекс УСП) у данной категории школьников. Гигиеническое состояние полости рта оценивалось по индексу Грина ― Вермильона (OHI – S, 1964). Результаты обследования были внесены в карты регистрации стоматологического статуса детей (ВОЗ, 2013). Результаты. При проведении стоматологического обследования выявлены высокая распространенность и интенсивность кариеса, неудовлетворительная гигиена полости рта у школьников 12―15 лет с нарушением зрения. У большинства обследованных детей наблюдались зубочелюстные аномалии, аномалии мягких тканей, нарушения функций зубочелюстной системы. Среди зубочелюстных аномалий наибольший процент имели аномалии отдельных зубов. В результате проведенного исследования установлены высокая нуждаемость в санации и недостаточный уровень стоматологической помощи. Выводы. Результаты настоящей работы указывают на необходимость планирования мероприятий по профилактике и лечению стоматологических заболеваний у детей с данной патологией.

Ключевые слова:
слепые, слабовидящие, гигиена полости рта, зубочелюстные аномалии, уровень стоматологической помощи
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Данные Всемирной организации здравоохранения свидетельствуют о том, что в мире насчитывается 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья [1, 24]. Помощь таким детям и подросткам непосредственно затрагивает сферы медицины и образования и  является одной из основных задач государства [7, 12].  Большую роль в развитии и образовании ребенка играет зрение. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90 % восприятия внешнего мира. Формирование в процессе развития ребенка разносторонних системных связей между зрением и другими  видами чувствительности определяет его доминирующую роль восприятия окружающей действительности, особенно в познавательной деятельности [4].  По данным отечественных и зарубежных авторов, распространенность нарушения зрения у детей достаточно высока  [10, 19―21, 23, 25] и в значительной степени зависит от уровня развития страны. Более 80 % слепых и слабовидящих живут в развивающихся странах [22]. По прогнозу ВОЗ, к 2020 году число слепых людей может удвоиться. Для России проблема заболеваний органов зрения и связанной с ними слепоты и слабовидения чрезвычайно актуальна.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в структуре заболеваемости детей (по обращаемости) в возрасте  0―17 лет распространенность болезней глаза и его придаточного аппарата составляет 1448,5 на 100 тыс. детского населения России [6]. В Республике Башкортостан общая заболеваемость детей 0―17 лет болезнями глаза и его придаточного аппарата в 2016 г. составила 14681,1 на 100 тыс. детского населения [5], в том числе слепота и понижение зрения ― 117,8. С целью улучшения качества жизни детей данной категории лечебно-профилактическая помощь является актуальной задачей для врачей различных специальностей. 

Что касается вопроса стоматологического статуса и особенностей оказания стоматологической помощи детям с нарушением зрения, в литературе представлены немногочисленные сведения. По данным Леоновой Л.Е. с соавторами, распространенность кариеса зубов у детей с нарушенным зрением составила 73,91± 1,21 %, интенсивность  кариозного процесса по индексу КПУз ― 2,35±0,31 [8]. В исследованиях  Яцук А.И., Кармальковой И.С. установлена 100 % распространенность кариозных поражений зубов и зубочелюстных аномалий у 8-летних школьников со значительным нарушением функции зрения [18].

Неудовлетворительная гигиена,  высокая распространенность зубочелюстных аномалий и кариеса зубов у слепых (84,6 %) и слабовидящих (84,3 %)  детей отмечены в работах Тарасовой Н.В. с соавторами [13, 14]. Оценка комплексной профилактики основных стоматологических заболеваний у слепых детей представлена в работах Деньга О.В., Шпак С.В. [2].

 В Республике Башкортостан данные исследования  не  проводились, что и послужило основанием для оценки стоматологического статуса и планирования мероприятий по профилактике и лечению стоматологических заболеваний у детей с нарушением зрения [16, 17].

Цель ― изучить  стоматологическую заболеваемость у слепых и слабовидящих детей в период постоянного прикуса, нуждаемость в санации, уровень стоматологической помощи.

Материалы и методы

Особенностью данного контингента детей является то, что они находятся на обучении в школах-интернатах, поэтому  для реализации поставленной цели нами проведено стоматологическое обследование 68 школьников (38 мальчиков, 30  девочек) 12―15 лет с нарушением зрения, обучающихся в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Уфимская коррекционная школа-интернат № 28 для слепых и слабовидящих».  Стоматологическое обследование проводилось в школьном медицинском кабинете с участием детского врача ― стоматолога и врача- ортодонта. Клиническое обследование включало исследование лицевых признаков и основных функций зубочелюстной системы: носового дыхания, глотания, речи. При осмотре полости рта оценивали состояние твердых  тканей зубов, зубных рядов и окклюзии, а также слизистой оболочки и тканей пародонта; прикрепление уздечек верхней и нижней губ, языка; расположение и размеры языка; конфигурацию твердого неба; выраженность небных миндалин. При анализе состояния височно-нижнечелюстного сустава рассматривали следующие параметры: характер открывания рта, боль в покое, наличие щелчков или хруста при движениях в суставе [3].

Изучали распространенность и интенсивность кариеса зубов, заболеваний пародонта, индекс гигиены рта Грина ― Вермильона (OHI-S, 1964 г.), кровоточивость десен по методике ВОЗ, распространенность и структуру зубочелюстных аномалий (ЗЧА), аномалий прикрепления мягких тканей, функциональные нарушения. Для регистрации ЗЧА мы пользовались классификацией, предложенной кафедрой ортодонтии и детского протезирования МГМСУ и классификацией Л.С. Персина [11].

 Предварительно было получено информированное согласие администрации школы и родителей детей. Обследование проводили согласно требованиям ВОЗ, результаты вносили  в карты регистрации стоматологического статуса детей.

Распространенность кариеса зубов определяли в процентах путем деления количества людей, имеющих кариес и его осложнения, на количество осмотренных.  Интенсивность кариеса зубов определяли по индексу КПУ зубов. Изучали компоненты индекса интенсивности: «К», «П», «У». В компонент  «К» включали зубы с кариесом и его осложнениями, зубы с герметиком и кариесом, зубы с временной пломбой и наличием первичного или вторичного кариеса.  К компоненту «П» относили зубы с пломбой, не требующие реставрации и не имеющие кариеса на других поверхностях, к компоненту «У» ― зубы, удаленные по поводу осложненного кариеса. В структуру индекса КПУ не включали здоровые зубы, здоровые с герметиком, с некариозными поражениями, с травмой, отсутствующие по другим причинам (первичная адентия, ретинированные). На основании индивидуальных значений индексов КПУ зубов рассчитывали средний показатель группы обследованных [15].

Изучение структуры индекса КПУ позволило определить нуждаемость в санации полости рта, уровень интенсивности кариеса (индекс УИК), уровень стоматологической помощи (индекс УСП) [9].

Уровень интенсивности кариеса у ребенка и подростка (9―19 лет) вычисляется как отношение индивидуального  КПУ к возрасту обследуемого  минус 5 лет (возраст начала прорезывания постоянных зубов): не более 0,3 ― низкий; 0,4-0,6 ― средний; 0,7-0,9 ― высокий; 1,0 и более ― очень высокий.

Индекс УСП вычисляется по формуле: УСП=100 % - (К+А/КПУ ) х 100, где КПУ ― средняя интенсивность кариеса зубов обследованной группы населения; К ― среднее количество нелеченых кариозных поражений, включая кариес пломбированного зуба; А ― среднее количество удаленных зубов, не восстановленных протезами. В зависимости от величины УСП определяются 4 уровня стоматологической  помощи по следующей схеме: менее 10 % ― плохой; 10―49 % ― недостаточный; 50―74 % ― удовлетворительный; 75 % и более ― хороший.

Результаты

Проведенное стоматологическое обследование 68 школьников показало, что  60 подростков имели зубы, пораженные кариесом,  запломбированные или удаленные. Распространенность кариеса составила 88,2 %. Интенсивность кариеса по индексу КПУ равна 4,1.  Анализ структуры индекса КПУ показал преобладание компонента «К», его доля составляет  2,68 (65,4 %), «П» ― 1,19 (29,0 %),  «У» ― 0,23 (5,6 %). В соответствии с оценочными критериями низкий УИК  определен у 18 человек (34,1 %), средний ― у 20 (41,5 %), высокий ― у 11(19,5 %), очень высокий ― у 5 (4,9 %). Уровень стоматологической помощи по индексу УСП равен 29,03 % и оценивается как недостаточный. В санации полости рта нуждались 54 (79,4 %) школьника.

Среднее значение индекса Грина ― Вермильона (OHI-S) равно 1,76, что соответствует неудовлетворительной гигиене полости рта.

Зубочелюстные аномалии выявлены у 66  школьников (97,1 %) 12―15 лет.  У большинства обследованных встречались сочетанные зубочелюстные аномалии ― 59 чел. (86,8 %).   Аномалии окклюзии зубных рядов были диагностированы у  46 школьников (67,6 %): дистальная ― у 12 (17,6 %), мезиальная ― у 1 (1,5 %),  глубокая резцовая ― у 6 (8,9 %), перекрестная ― у 9 (13,2 %), глубокая резцовая дизокклюзия ― у 16 (23,5 %), вертикальная резцовая дизокклюзия  ― у 8 (11,8 %).  Аномалии зубных рядов определяли у 51 обследованного (75,0 %): сужение зубного ряда верхней челюсти ― у 15 (22 %), нижней ― у 3 (5,4 %); нарушение контактов между смежными зубами (скученное положение) на нижней челюсти ― у 35 (51,5 %), на верхней ― у 5 (7,4 %); тремы ― у 9 (13,2 %); диастема ― у 7 (10,3 %). Из аномалий отдельных зубов наиболее часто встречались аномалии положения  ― у 56 чел. (82,3 %). Адентия выявлена у 6 чел. (8,8 %), для подтверждения данного диагноза было рекомендовано проведение рентгенографического обследования. Аномалии размера зубов (микродентия) выявлены у 3 чел. (4,4 %),  системную гипоплазию  имели 4 чел. (5,9 %). Среди аномалий мягких тканей наблюдались  короткая уздечка языка ― у 15 чел. (22 %), низкое прикрепление уздечки верхней губы ― у 9 чел. (13,2 %), высокое прикрепление уздечки нижней губы ― у 2 чел. (2,9 %), мелкое преддверие полости рта ― у 3 чел. (4,4 %). Нарушения функций зубочелюстной системы выявлены у 21 чел. (30,9 %): инфантильное глотание ― у 12 (17,6 %), нарушение речи ― у 5 (7,4 %), дисфункция ВНЧС ― у 4 (5,8 %).  2  ребенка (2,9 %) находились на ортодонтическом лечении с применением съемного ортодонтического аппарата. У 6 детей (8,8 %) ранее проводилось ортодонтическое лечение съемными аппаратами.

Выводы

Полученные нами  результаты свидетельствуют о высокой интенсивности и распространенности кариеса постоянных зубов, зубочелюстных аномалий,  неудовлетворительном состоянии гигиены полости рта, высокой нуждаемости в санации полости рта, недостаточном уровне стоматологической помощи  у слепых и слабовидящих школьников  12―15 лет и указывают на необходимость планирования мероприятий по первичной и вторичной  профилактике стоматологических заболеваний у данной категории детей.

Список литературы

1. Авраамова, О. Г. Стоматологический статус у умственно отсталых детей, проживающих в организованном детском коллективе / О. Г. Авраамова, Ю. В. Пахомова // Стоматология. - 2016. - № 3. - С. 52-55.

2. Деньга. О. В. Комплексная профилактика основных стоматологических заболеваний у слепых детей / О. В. Деньга, С. В. Шпак // Вестник стоматологический. - 2014. - № 4. - С. 76-80.

3. Детская терапевтическая стоматология : национальное руководство / под ред. В.К. Леонтьева, Л.П. Кисельниковой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 952 с.

4. Емельянов, А. А. Структура общей заболеваемости и патологии зрительного анализатора у детей с нарушениями зрения, посещающих специализированные дошкольные образовательные учреждения / А. А. Емельянова // Здоровье населения и среда обитания. - 2008. - № 8. - С. 42-44.

5. Здоровье населения и деятельность медицинских организаций Республики Башкортостан в 2016 году / под ред. Р. С. Суфиярова - Медицинский информационно-аналитический центр. - Уфа, 2017. - С. 108.

6. Здравоохранение в России / под ред. Г.К. Оксенойт. - Москва : Росстат, 2017. - С. 170.

7. Квашенникова, Е. А. Формирование биологической и социально-психологической адаптации у слабовидящих и слабослышащих детей, проживающих в условиях школы-интерната / Е. А. Квашенникова // Гигиена и санитария. - 2009. - № 4. - С. 52-53.

8. Стоматологический статус детей с нарушением зрения / Л. Е. Леонова, Н. М. Балуева, Е. Н. Таболина, В. Л. Суворова // Стоматология большого Урала на рубеже веков. - Пермь, 2015. - С. 25-27.

9. Леус, П. А. Профилактическая коммунальная стоматология / П. А. Лецс. - Москва : Мед. Книга, 2008. - 448 с.

10. Нефедовская, Л. В. Исследование качества жизни детей с нарушениями зрения / Л. В. Нефедовская // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - Т. 8, № 1. - С. 10-12.

11. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий и деформаций: учебник / Л. С.Персин [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа. - 2015. - 640 с.

12. Платонова, Н. В. Результаты динамического наблюдения устойчивости мануальных навыков чистки зубов у здоровых детей и детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 5-летнего возраста / Н. В. Платонова, Л. Н. Горбатова // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2007. - № 1. - С. 65-70.

13. Распространенность зубочелюстных аномалий и деформаций у детей и подростков с сенсорной депривацией зрения г. Красноярска / Э. С. Сурдо, В. Г. Галонский, Н. В. Тарасова, В. О. Ящук, Е. А. Бриль // Труды XII Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные подходы к образованию, науке и практике в стоматологии». - Красноярск, 2018. - С. 198-203.

14. Тарасова, Н. В. Обоснование практических путей повышения эффективности первичной профилактики стоматологических заболеваний у школьников с сенсорной депривацией зрения / Н. В. Тарасова, Э. С. Сурдо. В. Г. Галонский // Тихоокеанский медицинский журнал. - 2015. - № 3. - С. 49-51.

15. Хамадеева, А. М. Индексы и критерии для стоматологического статуса населения : учебное пособие / А. М. Хамадеева, Д. А. Трунин, Г. В. Степанов. - Самара : Офорт, 2017. - 218 с.

16. Чуйкин, С. В. Эпидемиологическое стоматологическое обследование школьников г. Уфы / С. В. Чуйкин, Т. В. Снеткова, Г. Г. Акатьева // Материалы республиканской научно-практической конференции стоматологов, посвященной 85-летию Башкирского государственного медицинского университета. - 2017. - С. 107-111.

17. Чуйкин, С. В. Распространенность и интенсивность кариеса у детей с нарушением зрения / С. В. Чуйкин, Т. В. Снеткова. Г. Г. Акатьева // Сборник научных трудов, посвященный 30-летию стоматологического факультета Приволжского исследовательского медицинского университета. - Нижний Новгород, 2018. - С. 718-720.

18. Яцук, А. И. Некоторые данные изучения стоматологического статуса детей со значительным нарушением зрения / А. И. Ящук, И. С. Кармалькова // Образование, организация, профилактика и новые технологии в стоматологии : сб. тр., посвящ. 50 - летию стоматологического факультета БГМУ. - Минск : БГМУ, 2010. - С. 287-289.

19. Blindness: how to assess numbers and causes? / O. E. Babalola, I. E. Murdoch, S. Cousens [et al.] // Br. J. Ophthalmol. - 2003. - Vol. 87, № 3. - P. 282-284.

20. Frick, K. D. The magnitude and cost of global blindness: an increasing problem that can be alleviated / K. D. Frick, A. Foster // Am. J. Ophthalmol. - 2003. - Vol. 135, № 4. - P. 471-476.

21. Gilbert, C. Foster // Bull. World Health Organ. - 2001. - Vol. 79, № 3. - P. 227-232.

22. Visual acuity, amblyopia, and ocular pathology in 12- to 13- year- old children in Northern Mexico / J. Ohlsson, G. Villareal, A. Sjostrom [et al.] // J. AAPOS. - 2003. - Vol. 7, № 1. - P. 47-53.

23. 2002 global update of available data on visual impairment: a compilation of population-based prevalence studies / D. Pascolini, S. P. Mariotti, G. P. Pokharel [et al.] // Ophthalmic Epidemiol. - 2004. - Vol. 11, № 2. - P. 67-115.

24. Regional Framework for Action on Community-based Rehabilitation: 2010-2020. WHO, Geneva, 2010. (доступно на 08.08.15: http://www.wpro.who.int/publications/docs/FINAL_RegionalFrameworkforAction_CBR.pdf)

25. Vision screening in schoolchildren: two years results / N. Tananuvat, A. Manassakorn, A. Worapong [et al.] // Bull. World Health Organ. - 2004. - Vol. 82, № 11. - P. 844-851.


Войти или Создать
* Забыли пароль?