Ереван, Армения
Ереван, Армения
Предмет. Настоящая статья затрагивает аспект распространенности кариеса зубов и пародонта у больных с ВИЧ-инфекцией. Как во всем мире, так и в Армении наблюдается постоянный рост заболеваемости HIV-инфекцией, ставшей за последние годы важнейшей социологической проблемой современности. Важнейшим результатом изучения кариеса на протяжении многих лет явилось признание того факта, что возникновение, развитие и широкое распространение его находится в прямой зависимости от цивилизации общества, особенно от модификации диеты и питания в целом, а также от появления все новых инфекций. Цель ― изучение распространенности кариеса и оценка состояния тканей пародонта у больных с HIV-инфекцией. Методология. Обследовано 40 больных с HIV-инфекцией (3 женщины и 37 мужчин) в возрасте от 24 до 68 лет, находящихся на стационарном лечении в медицинском центре ЗАО “Арменикум” и инфекционной клинической больнице “Норк” г. Еревана за 2018 г. Контрольная группа практически здоровых лиц составила 45 человек в возрасте от 25 до 65 лет, обратившихся в стоматологическую клинику № 1 ЕГМУ. Иммунодефицитное состояние способствует развитию воспалительных заболеваний пародонта, в частности, гингивита язвенно-некротической формы и пародонтита тяжелой формы, которые установлены у 90,5 % больных. Результаты. Обследование больных с HIV-инфекцией показало, что наиболее часто предъявлялись жалобы на неприятный запах изо рта (57,9 %), кровоточивость десен I, II, III степеней (74,3; 60,3 и 47,8 % соответственно), патологическую подвижность зубов (39,5 %). Выводы. Таким образом, более высокая распространенность кариеса увеличивается с возрастом и достигает максимальных значений у больных с ВИЧ-инфекцией, не получающих ВААРТ (90,5 и 97 %). Интенсивность кариеса по индексу КПУ в каждой возрастной группе у больных с HIV-инфекцией значительно выше по сравнению с контрольной.
кариес, гингивит, пародонт, ВИЧ-инфекция, оценка состояния тканей пародонта
Введение
Как во всем мире, так и в Армении среди стоматологических заболеваний у взрослого контингента превалируют кариес и воспалительные заболевания пародонта (ВЗП) [1, 4, 24]. Основой патогенеза любого воспалительного процесса является результат сочетания двух основных факторов: действия на ткань того или иного раздражителя и местной реакции ткани, которая зависит от общего состояния организма, его местного и общего иммунитета [4, 14, 16, 18, 21].
Кариес зубов ― это многофакторное инфекционное заболевание, которое может развиваться в любом возрасте пациента на протяжении всей жизни, приводит к деминерализации эмали с образованием кариозной полости. Согласно заключению ВОЗ, кариес остается значительной проблемой в большинстве развитых стран мира, поражая от 60 до 90 % школьников и подавляющее большинство взрослого населения [5]. Важнейшим результатом изучения кариеса зубов на протяжении многих лет явилось признание того факта, что возникновение, развитие и широкое распространение его находится в прямой зависимости от цивилизации общества, особенно от модификации диеты и питания в целом, а также от появления все новых инфекций и инфекционных процессов [2, 7, 9, 27, 28]. Ткани пародонта являются сложным структурно-функциональным комплексом и принимают участие в различных функциях: жевания, глотания, речи, дыхания. Заболевания пародонта принадлежат к числу наиболее часто встречающихся видов патологии, причем своей частотой выделяются воспалительные и воспалительно-дистрофические поражения пародонта [3, 6, 10, 17]. Исходя из наблюдений разных авторов, распространенность болезней пародонта достигает до 98,0 % [3, 5, 7, 11]. В литературе описано множество причин развития патологического процесса в тканях пародонта. Они могут быть как экзогенными, так и эндогенными [8, 22, 23, 26]. Особенностью воспалительных заболеваний пародонта является однотипность реакций его структурных образований в виде неспецефического воспалительно-дегенеративного процесса в ответ на самые разнообразные изменения в различных органах. В настоящее время считается, что заболевания пародонта развиваются под влиянием как местных причин, так и воздействия общих (эндогенных) факторов на фоне изменений реактивности организма [8, 9, 12]. Как во всем мире, так и в Армении наблюдается постоянный рост больных с HIV-инфекцией (human immunodeficiency virus), ставшей за последние годы важнейшей социологической проблемой современности [1,13, 20, 25].
Исторически сложилось так, что диагностикой и лечением HIV-инфекции в основном занимались врачи-инфекционисты, вместе с тем после появления высокоактивной антиретровирусной терапии (ВААРТ) увеличились длительность течения HIV-инфекции и продолжительность жизни пациентов, заболевание стало принято считать управляемой хронической инфекцией [4, 8, 19]. Это привело к тому, что к ведению пациентов по отдельным вопросам чаще стали привлекать врачей других специальностей, возникла необходимость в разработке комплексных подходов к лечению осложнений основного инфекционного процесса, а также сопутствующих заболеваний [9, 14, 17, 25].
Известно, что при HIV-инфекции поражаются различные органы и системы, а также ткани полости рта [9]. Поражения пародонта и твердых тканей зубов при HIV-инфекции могут развиваться уже на фоне начальных клинических проявлений заболевания и характеризуются угнетением активности иммунной системы и активацией сапрофитной микрофлоры. Однако до конца не определена роль сопутствующих инфекционных процессов как этиологических факторов и основных патогенетических механизмов развития воспалительных заболеваний полости рта и челюстно-лицевой области [6, 8, 9, 15, 27, 28]. Цель работы ― изучение распространенности кариеса зубов и оценка состояния тканей пародонта у больных с HIV-инфекцией.
Материал и методы исследования
Обследовано 40 больных с HIV-инфекцией (3 женщины и 37 мужчин) в возрасте от 24 до 68 лет, находящихся на стационарном лечении в медицинском центре ЗАО “Арменикум” и инфекционной клинической больнице “Норк” г. Еревана за 2018 г. Контрольная группа практически здоровых лиц (в плане HIV-инфекции) составила 45 человек в возрасте от 25 до 65 лет, обратившихся в стоматологическую клинику № 1 ЕГМУ за тот же период. Все обследованные больные разделены на три возрастные группы согласно новой классификации ВОЗ: I ― молодой возраст (25―43 года), II ― средний (44―59 лет), III ― пожилой (60―75 лет). Клиническое стоматологическое обследование включало опрос больного, внешний осмотр, обследование полости рта. Состояние твердых тканей зубов оценивали по интенсивности кариеса зубов (КПУ) и традиционной методике ВОЗ; уровень гигиены полости рта ― по индексу гигиены Грина ― Вермилиона (OHI-S) с использованием индикаторов зубного налета (2 % раствора метиленового синего, 5 % раствора эритрозина розового). Сосотояние тканей пародонта оценивали при помощи стандартных клинических методов: осмотра полости рта, зондирования и определения глубины зубодесневых карманов пародонтальным зондом. Пародонтальный индекс (ПИ) позволил оценить наличие других симптомов патологии пародонта: подвижность зубов, глубину клинических карманов. Симптом кровоточивости десневой бороздки определяли при помощи зондовой пробы по Мюллеману ― Коуэллу. Необходимость лечения заболеваний пародонта оценивали с использованием индекса CPITN, рекомендованного ВОЗ. По результатам обследования ставили диагноз «гингивит» или «пародонтит» с указанием формы, локализации, степени тяжести и стадии.
Результаты и обсуждение
Все больные с HIV-инфекцией были разделены на три группы. При этом следует отметить, что превалировали пациенты второй группы (табл. 1).
Таблица 1
Распределение больных по возрасту
Table 1. Distribution of patients by age
I возрастная группа (25―43 года) |
II возрастная группа (44―59 лет)
|
III возрастная группа (60―75 лет) |
n = 15 |
n = 21 |
n = 4 |
Результаты обследования больных с HIV-инфекцией показали, что наиболее часто предъявлялись жалобы на неприятный запах изо рта (57,9 %), кровоточивость десен I, II, III степеней (74,3; 60,3; 47,8 % соответственно) и патологическую подвижность зубов (39,5 %). В результте проведенного стоматологического обследования данной группы больных с ВЗП диагноз «гингивит» (катаральный и язвенно-некротический формы) был поставлен почти у всех больных ― 35 человек (90,5 %), диагноз «пародонтит» ― у 23 человек (та же группа больных) (57,5 %). Легкая форма воспаления породонта выявлена у 9 обследованных (22,5 %), ПИ при этом составил 0,83±0,17. Пародонтит средней тяжести (ПИ 1,87±0,18) с выраженной деструкцией, подтвержденной рентгенологически, наблюдали у 11 человек (47,8 %), то есть почти у половины обследуемых с пародонтитом. Тяжелый пародонтит отмечен у 9 пациентов (39,1 % от общего числа больных пародонтитом), ПИ в этих случаях составил 2,47±0,32. Глубина клинических карманов составила в среднем 5,6 мм, что соответствует 3 баллам по шкале CPITN. Для изучения нуждаемости в пародонтологическом лечении использовали индекс CPITN (табл. 2)
Таблица 2
Распространенность заболеваний пародонта у больных с HIV-инфекцией по возрастным группам (CPITN) (в % к числу обследованных)
Table 2. The prevalence of periodontal diseases in patients with age-related HIV-infection in (CPITN) (in % to the number of examined)
Обследованные больные (n40) |
Здоровый пародонт |
Отсутствие зубов |
Кровото- чивость |
Зубные отложения |
Клинические карманы
|
I возрастная группа (n=15) |
- |
- |
22,3 |
52,7 |
15,3 |
II возрастная группа (n=21) |
- |
- |
24,1 |
52,1 |
17,4 |
III возрастная группа (n=4) |
- |
- |
19,2 |
58,8 |
21,3 |
Результаты обследования пациентов свидетельствуют о высокой распространенности кариеса зубов у больных с HIV-инфекцией (табл. 3).
Таблица 3
Распространенность кариеса зубов у обследованных лиц в зависимости от возраста (%)
Table 3. The prevalence of dental caries in the examined persons, depending on the age (%)
Группа обследованных |
I возрастная группа |
II возрастная группа |
III возрастная группа |
Больные с HIV-инфекцией, не получающие ВААРТ (n=12) |
75 |
90,5 |
97 |
Больные с HIV-инфекцией, получающие ВААРТ (n=28) |
72 |
83 |
91 |
Контрольная группа (n=45) |
38 |
49 |
63 |
Распространенность кариеса зубов увеличивается с возрастом. Следовательно, в средней и старшей возрастных группах она достигает максимальных значений: у больных, страдающих HIV-инфекцией, не получающих ВААРТ, ― 83 и 91 %, у больных с HIV-инфекцией, получающих ВААРТ, ― 90,5 и 97 % соответственно. Результаты исследования интенсивности кариеса зубов обследованных больных показывают, что у лиц разного возраста наблюдалась различная степень активности кариозного процесса. Так, I степень активности кариеса выявлена у лиц молодого и среднего возраста как в контрольной группе, так и у больных с HIV-инфекцией. У лиц пожилого возраста в группе контроля наблюдалась II степень активности кариеса, а у больных с HIV-инфекцией, не получающих ВААРТ, и больных с HIV-инфекцией, получающих ВААРТ, ― III степень. При анализе отдельных компонентов индекса КПУ определено, что уже в молодом возрасте у этих пациентов удалены зубы по поводу осложнений кариеса и впоследствии компонент “У” значительно возрастал, особенно в пожилом возрасте.
Учитывая это, нами проведена оценка уровня гигиены полости рта у обследуемых пациентов с помощью индекса гигиены Грина ― Вермилиона (OHI-S). Из полученных данных следует, что значимых различий в уровне гигиены больных с HIV-инфекцией (вне зависимости от схемы лечения) и в группе контроля практически не выявлено. Средний показатель индекса гигиены Грина ― Вермилиона во всех исследуемых группах составляет 3,2±1,1 (p<0,05).
Выводы
Таким образом, иммунодефицитное состояние, обусловленное HIV-инфекцией, способствует развитию ВЗП, а именно гингивита язвенно-некротической формы и пародонтита тяжелой формы, которые установлены у 90,5 % обследуемых больных в возрасте 24―68 лет, что в 2,8 раза больше, чем в контрольной группе. Кровоточивость десен (I, II, III степени), а также глубина пародонтальных карманов, которая в среднем составила 5,6 мм, свидетельствуют о необходимости в пародонтологическом лечении. Выявлена также более высокая распространенность кариеса зубов у больных с HIV-инфекцией по сравнению с контрольной группой. Распространенность кариеса зубов увеличивается с возрастом. Следовательно, в средней и старшей возрастных группах достигает максимальных значений: у больных с HIV-инфекцией, не получающих ВААРТ, составляет 90,5 и 97 %, а у больных с HIV-инфекцией, получающих ВААРТ, ― 83 и 91 % соответственно. Интенсивность кариеса по индексу КПУ в каждой возрастной группе у больных с HIV-инфекцией значительно выше по сравнению с контрольной группой.
1. Определение КПУ-индекса у больных с HIV-инфекцией / В. Ю. Азатян, Л. К. Есаян, М. М. Маркарян, А. А. Аветисян // Медицина наука и образование. - № 3, - 2018. - С. 65-72.
2. Виноградова, А. Н. Особенности заболеваний оболочки полости рта у больных ВИЧ-инфекцией на фоне антиретровирусной терапии : автореф. дис….к.м.н. / Виноградова А. Н. - Санкт-Петербург, 2008. - 22 с.
3. ВИЧ 2014/2015 / под ред. К. Хоффмана, Ю. К. Рокштро. - Medizin Fokus, 2015. -942 с.
4. Кулик, И. В. ВИЧ-инфекция, проявление в полости рта. Научно-практический журнал / И. В. Кулик, Л. В. Миргородская // Институт стоматологии. - 2010. - № 2 (11). - С. 36-40.
5. Леонтьев, В. К. Кариес зубов-болезнь цивилизации / В. К. Леонтьев // Биосфера. - 2010. - Т. 2, № 3.
6. Маковская, Н. И. Воспалительные заболевания слизистых оболочек полости рта и челюстно-лицевой области у ВИЧ-инфицированных больных : автореф. дис….к.м.н. / Маковская Н. И. - Санкт-Петербург, 2015. - 25 с.
7. Микробиология, вирусология и иммунология полости рта : учебное пособие / В. Н. Царев [и др.]. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 576 с.
8. Покровский, В. В. ВИЧ-инфекция и СПИД : национальное руководство / В. В. Покровский. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 603 с.
9. Современный подход к профилактике кариеса на популяционном уровне / А. С. Родионова, Т. Н. Каменова, И. В. Афонина [и др.] // Проблемы стоматологии. - 2015. - № 3-4. - С. 25-31.
10. Сорокина, А. А. Клинические проявления инфекционных болезней в полости рта у больных ВИЧ-инфекцией / А. А. Сорокина, Р. В. Ушаков. - Издательство Поссийского Университета дружбы народов. - Москва, 2013. - С. 15-22.
11. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ / Л. А. Цветкова, С. Т. Арутюнов, Л. В. Петрова, Ю. Н. Перламутров. - Москва, 2009. - 215 с.
12. Чешко, Н. Н. Проявления ВИЧ-инфекции в полости рта и челюстно-лицевой области : учебно-методическое пособие / Н. Н. Чешко, И. О. Походенько-Чудакова, С. В. Жаворонок. - Минск : БГМУ, 2012. - 31 с.
13. Шатохин, А. И. Особенности организации амбулаторной стоматологической помощи больным ВИЧ-инфекцией : автореф. дис….к.м.н. / Шатохин А. И. - Москва, 2006. - 32 с.
14. Abdollahi, A. Hyperhomocysteinemia in HIV-infected individuals / A. Abdollahi, T. S. Shoar // Oman Med J. - 2012. - Vol. 27 (3). - P. 224-227. doihttps://doi.org/10.5001/omj.2012.50.
15. The role of the tissue factor and its inhibitor in the development of subclinical atherosclerosis in people living with HIV / K. Barska, W. Kwiatkowska, B. Knysz, K. Arczynska // PLoS One. - 2017. -Vol. 27, № 12 (7). doi:https://doi.org/10.1371/journal.pone.0181533.eCollection 2017.
16. Cost-effectiveness of adjunctive antimicrobials in the treatment of periodontitis / P. A. Heasman [et al.] // Periodontol. 2000. - 2011. - Vol. 55. - P. 217-230.
17. Impact of HIV-infection on the haemostatic response during sepsis and malaria / M. A. Huson, R. Kallman, A. J. Hoogendijk, A. S. Alabi, C. van t Veer [et al.] // Br J Haemotol. - 2016. - Vol. 173 (6). - P. 918-926. doi:https://doi.org/10.1111/bjh.14006.Epub 2016 Mar 11.
18. Evidence for innate immune system activation in HIV type 1-infected elite controllers / S. Krishnan, E. M. Wilson, V. Sheikh, A. Rupert, D. Mendoza, J. Yang, R. Lempicki, S. A. Migueles, I. Sereti // J Infect Dis. - 2014. - Vol. 209 (6). - P. 931-939. doi:https://doi.org/10.1093/infdis/jiu581.
19. Mobelli, A. Antimicrobial Advances in treating periodontal diseases / A. Mombelli // Karger. - 2012. - № 15. - P. 133-148.
20. Oral epithelial cells and their interactions with HIV-1 / D. L. Moyes, A. Islam, A. Kohli, J. R. Naglik // Oral Dis. - 2016. - Vol. 22, Suppl 1. - P. 66-72. doi:https://doi.org/10.1111/odi.12410. Epub 2016 Feb16.
21. Levels of HIV-1 in subgingival biofilm of HIV-infected patients / P. Pavan, V. Y. Pereira, R. C. Souza, C. O. Souza [et al.] // J Clin Periodontol. - 2014. - Vol. 41 (11). - P. 1061-1068. doi:https://doi.org/10.1111/jcpe.12306.
22. Persistent, Albeit Reduced, Chronic Inflammation in persons starting antiretroviral therapy in acute HIV- infection / I. Sereti, S. J. Kres, N. Phanuphak, J. L. Slike [et al.] // Clin Infect Dis. - 2017. - Vol. 15, № 64 (2). - P. 124-131.doi:https://doi.org/10.1093/cid/ciw683.
23. Shelmanov, A. O. Information extraction from clinical text in Russian / A. O. Shelmanov, L. V. Smirnov, E. A. Vishneva // Computatation Linguistics and Intellectual Technologies: Papers from the Annual International Conference “Dialogue-2015”. - 2015. - Vol. 1, Iss. 14 (21). - P. 560-572.
24. Association between periodontitis and chronic obstructive pulmonary disease in a Chinese population / H. Si Y Fan, Y. Song [et al.] // J. Periodont. - 2012. - Vol. 83 (10). - P. 1288-1296.
25. Soluble markers of inflammation and coagulation but not T-cell activation predict non- AIDS-defining morbid events during suppressive antiretroviral treatment / A. R. Tenorio, Y. Zheng, R. J. Bosch, S. Krishman, B. Rodriguez, P. W. Hunt, J. Plants, A. Seth, C. C. Wilson [et al.] // J Infect Dis. - 2014. - Vol. 210 (8). - P. 1248-1259. doi:https://doi.org/10.1093/infdis/jiu254.
26. The effect of photodynamic therapy for periodontitis: a systematic review and mata-analysis / A. Azazpazhooh [et al.] // J. Periodontal. - 2010. - Vol. 81, № 4. - P. 14.
27. Sande,s HIV/AIDS 2013 / Eds. P. A. Volberding, W. C. Green, J. M. A. Lange, J. E. Gallant, N. Sewankambo. - Elsevier, 2012. - 580 p.
28. Periodontal health andserum, saliva matrix metalloproteinases in patients with mild chronic obstructive pulmonary disease / E. Yildirim, Kormil, Ö. K. Basodlu [et al.] // J. Periodont. Res.. - 2013. - Vol. 48 (3). - P. 269.