сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник с 01.01.1992 по настоящее время
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
сотрудник
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Предмет. В 2018 г. впервые на стоматологическом факультете УГМУ начала осуществляться программа международного студенческого обмена в рамках IADS (International Association Dental Students), в ходе которой студенты приглашаются на стажировку на стоматологический факультет и в стоматологическую поликлинику УГМУ на 2-4 недели. Цель ― показать возможности такой формы обучения будущих врачей- стоматологов, как международная стажировка на стоматологическом факультете, в рамках обмена студентами между вузами. Материал, методы, результаты. В конце июля 2018 г. на стажировку IADS по профилю «Стоматология» приехали 4 студента пятого курса, обучающихся по специальности «стоматология» на медицинском факультете Люблянского Университета (Словения) и 1 студентка четвертого курса стоматологического факультета Тегеранского университета медицинских наук (Иран) (на английском языке). Цикл обучения состоял из лекций и практических занятий с отработкой мануальных навыков. В ходе стажировки гости познакомились со структурой вуза, посетили базы стоматологической поликлиники и стоматологические клиники выпускников стоматологического факультета УГМУ. Также иностранным коллегам были организованы экскурсии в виварий и центральную научно-исследовательскую лабораторию УГМУ, в лабораторию физико-химических методов исследования института геологии и геохимии УрО РАН. По окончании обучения гости отметили высокую насыщенность курса практическими занятиями, наличие наглядного материала и оснащенность классов оборудованием и инструментами. Выводы. Проведение международной стажировки для иностранных студентов ― это один из шагов к формированию мультиязыковой среды в вузе, целью которого является вхождение в международное образовательное и научное пространство.
IADS, стоматологическое образование, Уральский государственный медицинский университет, производственная практика
Введение
Информационный обмен с иностранными коллегами приводит к интенсивному развитию различных сфер деятельности, в связи с этим современному обществу требуются врачи-специалисты, владеющие не только непосредственно профессиональными навыками, но также способные общаться и обмениваться опытом на мировом уровне, то есть быть компетентными в общении с мировым сообществом [3, 4, 6].
Для студентов, клинических ординаторов и преподавателей вузов в настоящее время предлагаются многочисленные международные программы по обмену опытом с возможностью прохождения краткосрочной практики в передовых зарубежных клиниках и медицинских учреждениях. Они предназначены для знакомства с системой здравоохранения в других странах и обмена со своими иностранными коллегами знаниями, опытом, идеями, для приобретения новых теоретических и практических навыков, внедрения инноваций [1, 2, 7]. Студенты имеют возможность проходить практику на базе медицинских учреждений и получить сертификат международного образца по завершении обучения, а также не только усовершенствовать свои навыки общения на английском языке, но и познакомиться с культурным наследием иностранного государства и почувствовать себя частью международного медицинского сообщества. В 2018 г. впервые на стоматологическом факультете УГМУ начала осуществляться программа международного студенческого обмена в рамках IADS (International Association Dental Students), в ходе которой студенты приглашаются на стажировку на стоматологический факультет и в стоматологическую поликлинику УГМУ на 2-4 недели. Международная ассоциация студентов-стоматологов IADS была основана в 1951 г. в г. Копенгагене, известна своими проектами, участие в которых ежегодно принимают более 1000 студентов по всему миру. Основной задачей этого проекта является координация совместных научных исследований, научно-практических мероприятий и образовательных программ в области стоматологии [5, 6].
В конце июля 2018 г. на стажировку IADS по профилю «Стоматология» приехали 4 студента пятого курса, обучающихся по специальности «стоматология» на медицинском факультете Люблянского Университета (Словения) и 1 студентка четвертого курса стоматологического факультета Тегеранского университета медицинских наук (Иран) (на английском языке). Цикл обучения состоял из лекций и практических занятий с отработкой мануальных навыков. В ходе стажировки гости познакомились со структурой вуза, посетили базы стоматологической поликлиники УГМУ (гл. врач ― д.м.н. Мягкова Н.В.), стоматологические клиники выпускников стоматологического факультета УГМУ: Витал ЕВВ (рук. Горюнов В.В.), Классик Дент (рук. Коледа П.А.), Салюс-Л (рук. Болдырев Ю.А.). Также иностранным коллегам были организованы экскурсии в виварий и центральную научно-исследовательскую лабораторию УГМУ, в лабораторию физико-химических методов исследования института геологии и геохимии УрО РАН.
В ходе лекционного цикла были освещены вопросы терапевтической, пародонтологической и ортодонтической подготовки пациентов к рациональному протезированию, особенности подбора конструкционных материалов, подробно изучены пломбировочные материалы, керамические материалы и цементы для фиксации ортопедических конструкций. На практических занятиях курсанты освоили применение диагностических систем Florida Probe, T-scan, ЛДФ ЛАКК-02, ДЕНАС-Фолль, ознакомились с особенностями работы под стоматологическим микроскопом. Были отработаны мануальные навыки работы с применением техноскопа: препарирование и пломбирование кариозных полостей различных классов по Блеку, создание эндодонтического доступа, инструментальная обработка корневых каналов с применением машинных инструментов, пломбирование корневых каналов и восстановление после эндодонтического лечения.
Рис. 1. Во время практического занятия по проведению реанимационных мероприятий в учебном фантомном классе кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ. Слева направо: студентки УГМУ Диченко Анастасия, Сысоева София, Ариана Хатами (Иран) реанимирует Анну, студенты Домен Томик и Ева Михелик (Словения), асс. кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Легких А.В.
Fig. 1. During a practical lesson on resuscitation in the educational phantom class of the Department of therapeutic dentistry and preclinical dentistry USMU. From left to right: students of UGMU Dichenko Anastasia, Sysoeva Sofia, student Ariana Khatami (Iran) reanimates Anna, students Domen Tomik and Eva Mikhelik (Slovenia), Ass. Department of therapeutic dentistry and preclinical dentistry Legkikh A.V.
Рис. 2. Практическое занятие по применению лазерных технологий в стоматологии. Слева направо: Домен Томик проводит испарение мягких тканей высокоинтенсивным диодным лазером на биологической модели, Ева Михелик, Ариана Хатами, доцент кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний Светлакова Е.Н.
Fig. 2. Practical lesson on the application of laser technologies in dentistry. From left to right: Domen Tomik conducts evaporation of soft tissues with a high-intensity diode laser on a biological model, Eva Mikhelik, Ariana Khatami, assistant professor of the Department of therapeutic dentistry and preclinical dentistry Svetlakova E.N.
Под руководством преподавателей УГМУ курсанты проводили исследование компьютерных томограмм Galileos пациентов поликлиники, изучали основы цифровой навигации в имплантологии, ассистировали во время операций сложного удаления, костной пластики альвеолярного отростка, синус-лифтинга, имплантации и второго этапа имплантации, освоили применение высокоинтенсивного диодного лазера SiroLaser для проведения лазерного кюретажа и лазерной гингивэктомии на биологических моделях, проводили снятие цифровых оттисков, моделирование вкладок, коронок и мостовидных протезов в программе CEREC 3.
Рис. 3. Экскурсия в клинику «Классик Дент». Слева направо: Коледа Александр, Свежухин Илья, Коледа Павел, Ева Михелик, Ариана Хатами, Домен Томик
Fig. 3. Excursion to the clinic "Classic Dent". From left to right: Koleda Alexander, Svezhukhin Ilya, Koleda Pavel, Eva Mikhelik, Ariana Khatami, Domen Tomik
Рис. 4. Посещение клиники и зуботехнической лаборатории «Витал ЕВВ»
Fig. 4. Visiting clinic and dental laboratory "Vital EVV"
На кафедре ортопедической стоматологии иностранные студенты ознакомились с современными методиками протезирования при частичной и полной потере зубов, в зуботехнической лаборатории посмотрели работу зуботехнического лазера, с керамическими материалами, посетили фантомные классы, где на симуляторах их уральские сверстники осваивают азы ортопедического лечения, получают оттиски и изготавливают временные коронки, проводят планирование дуговых и шинирующих конструкций. Декан факультета, профессор Жолудев С.Е. подарил журнал «Проблемы стоматологии», где изложены некоторые научные разработки уральской стоматологической школы.
Рис.5. Посещение кафедры ортопедической стоматологии и стоматологии общей практики
Fig. 5. Visit to the department of orthopedic dentistry and general practice dentistry
Рис. 6. Знакомство с работой ЦНИЛ УГМУ. Исследование на иммуномаркеры ротовой жидкости, микроскопия буккального эпителия. Слева направо: Ева Михелик, доцент Светлакова Е.Н., Ариана Хатами, научный сотрудник ЦНИЛ Максимова А.Ю., Домен Томик, научный сотрудник ЦНИЛ Полушина Л.Г.
Fig. 6. Acquaintance with the work of Central research laboratory UGMU. Research on oral fluid immunomarkers, microscopy of buccal epithelium. From left to right: Eva Mikhelik, Svetlakova E.N., Ariana Khatami, Maksimova A.Yu., Domen Tomik, Polushina L.G.
Рис. 7. В учебном центре УралКвадроМед: знакомство с керамическими материалами и инновационной системой адгезивной фиксации Variolink
Fig. 7. In the training center of UralKvadroMed: acquaintance with ceramic materials and innovative system of adhesive fixation - Variolink
Рис. 8. Знакомство с достопримечательностями города. Ева Михелик, Вероника Божик, Матья Божовикар, Домен Томик, Свежухин Илья
Fig. 8. Acquaintance with the sights of the city. Eva Mikhelik, Veronica Bozhik, Matya Bozhovikar, Domen Tomik, Svezhukhin Ilya
В свободное от занятий время активистами НОМУС УГМУ для курсантов цикла была организована культурная программа: экскурсии в Храм на Крови, на Ганину яму, на границу Европа―Азия, посещение исторического центра и достопримечательностей города, Кунгурской ледяной пещеры, музея камнерезного искусства г. Екатеринбурга, БЦ «Президент», смотровой площадки БЦ «Высоцкий».
Рис. 9. Посещение выставки Иннопром. В кабине фронтального погрузчика SD 300 слева направо: Ариана Хатами, Анастасия Диченко, Свежухин Илья
Fig. 9. Visit the exhibition Innoprom. In the cab of the front loader SD 300 from left to right: Ariana Khatami, Anastasia Dichenko, Svezhukhin Ilya
Рис. 10. Во время посещения международной выставки. Стенд промышленных оптоволоконных лазерных станков для резки металла. Слева направо: Анастасия Диченко, Светлакова Е.Н., Ариана Хатами
Fig. 10. During the visit to the international exhibition. Stand of industrial fiber optic laser cutting machines for metal cutting. From left to right: Anastasia Dichenko, Svetlakova E.N., Ariana Khatami
По окончании цикла гости отметили высокую насыщенность курса практическими занятиями, наличие наглядного материала и оснащенность классов оборудованием и инструментами.
Проведение международной стажировки для иностранных преподавателей и студентов ― это один из шагов к формированию мультиязыковой среды в вузе, целью которого является вхождение в международное образовательное и научное пространство. В мае 2018 г. успешно прошла международная аккредитация факультетов УГМУ.
В настоящее время на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний внедрена в образовательный процесс программа подготовки «Scientific researcher», включающая циклы «Actual questions of dentistry» (на английском языке), «Основы научно-исследовательской работы» (билингвальный цикл) и «Основы проектной деятельности и инновационные технологии» (билингвальный цикл), сделан перевод УМК на английский язык (программы, курсы лекций, учебные пособия), расширяются международные контакты, ежегодно проводится организация международных конференций и лекториев, сотрудники вуза участвуют в международных конкурсах и грантах.
Выводы
Стажировки для иностранных коллег способствуют поддержанию высокого уровня профессиональной компетенции специалистов. Международный обмен с иностранными коллегами приводит к интенсивному развитию различных сфер деятельности вуза, особенно образовательной и научной.
1. Бессерт, О. Б. Междисциплинарный подход при обучении студентов ВУЗа / О. Б. Бессерт // Новое слово в методологии: Собрание инновационных методологических разработок : материалы международного методологического форума. - Екатеринбург, 2012. - Вып. 6. - С. 73-80.
2. Панова, Ю. В. Междисциплинарный подход в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей / Ю. В. Панова // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - № 5. - С. 94-97.
3. Попова, Н. В. Междисциплинарный подход к преподаванию иностранного языка в непрофильной магистратуре / Н. В. Попова, М. М. Степанова // Материалы второй международной научной конференции «Актуальные проблемы науки и образования». - Ставрополь : СевКавГТУ, 2010. - С. 76-81.
4. Oпыт международного сотрудничества на стоматологическом факультете УГМУ / Ю. В. Мандра, С. Е. Жолудев, Е. Н. Светлакова, В. В. Карасева // Проблемы стоматологии. - 2017. - Т. 13, № 3. - С. 100-104.
5. Qualities of an effective teacher: what do medical teachers think? / S. Singh, R. P. Dinker, K. S. Nirmal, A. Kaur, H. H. Kyaw Soe, A. Barua // BMC Med Educ. - 2013. - Vol. 13. - P. 128.
6. Interp rofessional education in dental education: An international perspective / J. M. Davis, J. Janczukowicz, J. Stewart, B. Quinn, C. A. Feldman // Eur J Dent Educ. - 2018. - Vol. 22, Suppl. 1. - P. 10-16.
7. Assael, L. Current Status of Postdoctoral and Graduate Programs in Dentistry / L. Assael // Dent Educ. - 2017. - Vol. 81(8). - P. 41-49.