ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ПРАКТИК И ПРИНЦИПОВ ГЕЙМИФИКАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Игровое обучение принято в нашем обществе давно, практически с его зарождения и поэтому имеет исторические корни. Игра многогранна, она позволяет успешно получать новые навыки и детям, и взрослым. Игра не только обучает, развивает, воспитывает, но и социализирует. Исторический экскурс показывает, что одна из первых её задач — обучение. Обоснование использования игровых методов в психотерапевтической и развивающе - психокорекционной работе дано многими учеными работающими в области психологии. Методы игровой развивающей психокоррекции и психотерапии остаются очень важным инструментом, позволяющим не только изучить аспекты внутреннего мира ребенка и взрослого, но и в зависимости от уровня его психической зрелости, социальных навыков, познавательных и эмоциональных процессов построить взаимодействие в формировании принципов здорового образа жизни у пациентов стоматологического профиля. Игровые психотехники являются психологически обусловленным, естественным элементом культуры, представляющим собой вид произвольной деятельности индивида, обогащающего социальный опыт наших пациентов, позволяющий в том числе и осваивать нормы и правила сохранения своего стоматологического здоровья через добровольное принятие игровой роли, виртуального моделирования игрового пространства и изменение условий своего собственного бытия в социуме. Игротехники выполняют следующие функции: коммуникативную; самореализации человека; диагностическую; психотерапевтическую; психокоррекционную. Игровые психотехники позволяют уйти от патерналистических позиций в общении с пациентом, формировать запрос на сохранение своего здоровья у самого пациента. Применение игровых практик и геймификации способствует закреплению и улучшению знаний, развитию психологических качеств личности, развитию умения находить большим и маленьким пациентам оптимальные решения при формировании своего здоровья.

Ключевые слова:
игровые практики, здоровый образ жизни, стоматология
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе при формировании навыков здорового образа жизни не нова. Разработка теорий игры, ее методологических основ, выяснение ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [1―3] Наибольший вклад в научное понимание и толкование феномена игры внесли такие западные философы и психологи, как Э. Берн, Р. Винклер, Г.-Х. Гадамер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд [4―8]. В отечественной науке теорию игры в аспекте выяснения ее социальной природы, внутренней структуры и значения для психического развития ребенка разрабатывали И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. [1, 2, 9―11]. Практика показывает, что современная медицинская помощь не возможна без использования информационно-коммуникативных технологий и интерактивного обучения. Разработано и применяется большое количество современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи и создании средств профилактики стоматологических заболеваний, но при обучении пациентов основам здорового образа жизни медицинские работники редко используют современные игровые психотехники и принципы геймификации. При формировании навыков здорового образа жизни как у детей, так и у взрослых медицинские работники предпочитают традиционные методы обучения, в которых по сути обучающий по-прежнему ― источник информации, а обучающиеся ― приемники информации. Активное развитие информационных технологий уже привело к тому, что обучающий, будучи выше обучаемого по знаниям, отстает от своих пациентов во владении современными компетенциями и технологиями, прочно вошедшими в их сознание, способами поведения и социализации. Не использование современных игровых технологий при обучении пациентов принципам сохранения своего здоровья и отсутствие соответствующей компетентности у врача приводят к тому, что обучающиеся не доверяют медицинскому работнику и теряют интерес к формированию навыков сохранения своего здоровья. Особенно тяжело проходит взаимодействие с пациентами, имеющими различные отклонения в своем развитии. Необходимо взаимодействовать с пациентами в одном информационном пространстве, приспосабливать и активно использовать инновационные образовательные технологии при их обучении здоровому образу жизни.

Для дальнейшего изложения определимся с понятиями. Итак, игра ― это вид деятельности, мотивом которой является не результат, а сам процесс, в котором происходят воссоздание и усвоение какого-либо опыта. Игра является основным видом деятельности детей, посредством которой формируются, изменяются и закрепляются психические свойства, интеллектуальные операции и отношение к окружающей реальности, то есть происходит становление социально значимых навыков.

Геймификация ― тренд последних лет, является инструментом для увеличения вовлеченности пользователей, в том числе и взрослых, с помощью использования игровых механик в неигровом контексте.

Игровые психотехники ― это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Ведь именно игра является естественным спутником жизни ребенка.

Формирование у детей навыков и привычек здорового образа жизни невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поэтому ознакомление родителей с данным направлением работы позволяет заинтересовать взрослых возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о здоровьесберегающих технологиях в стоматологии.

Материалы и методы

Методологической основой исследования явились работы по теории и практике включения игровых методов работы в арсенал психотерапевтических средств М. Клейн, Г. Фрейд, Ж. Пиаже, М. Ловенфельда, Е. Эриксона, В. Екслайн, К. Роджерса, Г. Лендрета и др. [8, 12―18]. Об использовании игровых методов при решении задач в психокоррекционных и развивающих целях указывали в своих работах Л. Абрамян, А. Варга, А. Спиваковская и др. [19―21].

Цель исследования ― изучить эффективность игровых практик и принципов геймификации при формировании навыков здорового образа жизни у пациентов стоматологического профиля.

Предмет: влияние игровых практик и принципов геймификации на формирование навыков здорового образа жизни у пациентов стоматологического профиля.

Задачи: изучить теоретический аспект феномена игровых практик и принципов геймификации при формировании навыков здорового образа жизни у детей и исследовать основные подходы и направления, в рамках которых возможна организация группового и индивидуального применения игровых практик и принципов геймификации у пациентов стоматологического профиля.

Общей особенностью детской психики является то, что дети дошкольного возраста чаще всего не способны не только вербально описать свои переживания, но и в полной мере понимать речевые конструкты взрослых и их значимость. Невербальное взаимодействие с применением предметов игровой деятельности медицинской тематики, из которых можно создать для себя средства ухода за полостью рта и научиться правильно пользоваться ими, является для маленьких пациентов наиболее естественной средой, которая особенно значима при наличии у ребенка определенных нарушений, ограничивающих его возможности. Кроме того, дети более спонтанны и в меньшей степени способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания имеют проявление и в игровой деятельности, непосредственно не проходя "цензуру" сознания.

С точки зрения известного представителя гуманистического направления психотерапии Лендрета Г., игровая терапия предоставляет ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, способствует утверждению и познанию своего «я», стимулирует проявление и развитие познавательных способностей ребенка [22].

С точки зрения клинической психологии геймификация ― это не очередной маркетинговый прием, а формирующийся тренд ближайшего будущего для формирования навыков здорового образа жизни у детей и взрослых. Как бы то ни было, интерес к этому явлению обусловлен стремлением людей найти средство, при помощи которого можно повысить интерес к любой деятельности, связанной с охранением своего здоровья.

Результаты последних исследований, проведенных как в России, так и за рубежом, показывают, что 71 % работающих жителей либо не вовлечены, либо не совсем вовлечены в сохранение своего здоровья, в связи с этим игрофикация привлекает к себе все большее внимание медицинских работников, занимающихся здоровьесберегающими технологиями [23].

Таким образом, геймификация  ― это концепция, основанная на применении  игровых механик, методов, принципов и приемов к неигровым видам деятельности, таким, к примеру, как здоровьесберегающие технологии, образование или пропаганда здорового образа жизни. Мы считаем, что уже в ближайшие несколько лет свыше 70 %  всех программ по профилактике стоматологического здоровья и здоровьесберегающих технологий будут обладать как минимум одним геймифицированным приложением, направленным на решение самых разных задач (от овладения навыками ухода за полостью рта до улучшения общего состояния организма).

Специалистами университета Илон и компании Pew Internet проведен интернет- опрос на тему того, насколько серьезно игровые методы способны улучшить процессы вовлечения, мотивации и обучения. Оказалось, что 53 % опрошенных считают, что к 2020 г. применяться геймификация будет на рабочих местах в сферах заботы о здоровье, коммуникации, маркетинга, образования и многих других [24].

Особенность геймификации как раз и состоит в том, что пробуждает в каждом человеке соревновательную натуру. Когда человек играет, он вовлекается в процесс все больше и больше, чувствует удовлетворение от своих достижений, а значит, готов чаще делать «лишние» действия, нужные не только ему, но и окружающим.  Причем чем больше он этим занимается, тем больше он погружается и вовлекается в дело, вследствие чего достигает новых уровней и привлекает других людей.

Результаты  и обсуждение

С целью внедрения игровых практик и принципов геймификации при обучении пациентов стоматологического профиля здоровому образу жизни нами было выбрано два основных направления обучения: уход за полостью рта и диетотерапия (вопросы правильного питания). По каждому из них была разработана собственная игровая методика, основанная на практике внедрения геймификации.

По профилактическому направлению был разработан мастер-класс по пастоварению ― изготовлению зубной пасты из набора предлагаемых компонентов собственными руками. В процессе ее изготовления с детьми и взрослыми обсуждаются вопросы профилактики, изучается, как компоненты пасты влияют на зубы и ткани полости рта. Исходя из полученных знаний, дети создавали уникальную пасту специально для себя, учитывая индивидуальные рекомендации стоматолога. По завершении мастер-класса медицинские работники подводили итоги усвоения знаний, дополнительно задавая вопросы по гигиене полости рта. Активность ответов на вопросы свидетельствует о высоком уровне усвоения информации в процессе игры.

По направлению «диетотерапия» составлена интерактивная викторина, в которой дети при ответе на вопросы выбирают конкретные продукты и при правильном выборе набирают очки для своей команды. Отличным стимулом здесь является командная работа, стремление повысить рейтинг команды. В процессе этой игры дети узнают, запоминают и вырабатывают привычки питания, полезного для зубов. Кроме того, за процессом игры активно наблюдают родители ребят, с которыми проводится отдельная игровая расстановка с ответами на все имеющиеся вопросы по питанию. Таким образом, формируется единый подход к поведенческим стереотипам правильного питания в семье у разных поколений. И дети, и родители очень активно вовлекаются в игровые практики, не стесняются задавать вопросы, уточнять неясные моменты.

Возрастная категория для наших внедрений была выбрана не случайно: это дети в возрасте от 5 до 8 лет. Возраст, когда игра является естественным процессом обучения и воспринимается как естественное явление. При проведении обучения выделили три группы детей и взрослых численностью до 11 человек, которые разделили в соответствии с особенностями развития детей. Деление взрослых на возрастные группы не проводилось.

В первую группу (контрольную) вошли дети без отклонений в развитии (9 человек) и их родители (7 человек), которым рассказали на словах, как нужно ухаживать за полостью рта, какие средства гигиены необходимо использовать для сохранения стоматологического здоровья у детей, показали мультипликационный фильм о необходимости ухода за полостью рта и презентацию, отражающие вопросы правильного питания детей с позиции стоматологии. Естественность условий и введение на этом фоне экспериментальных переменных позволили нам проследить действия детей и взрослых и тем самым установить их роль и особенности влияния на изучаемое явление. В результате проведения естественного эксперимента, когда обследуемый не подозревает, что он подвергается психологическому исследованию, выявлено, что дети и взрослые довольно вяло реагировали на словесные посылы медицинского работника, зевали, отвлекались, 5 из 9 детей не заинтересовались и мультипликационным фильмом. Из 7 взрослых только двое досмотрели мультипликационный фильм о необходимости чистить зубы и ухаживать за полостью рта до конца.  Презентация о диетотерапии не вызвала интереса у детей, взрослые на предложенный материал отреагировали вяло, дополнительных вопросов не последовало. Обучение заняло 20 минут, после чего дети стали демонстрировать признаки усталости и нежелания откликаться на учебный материал, а взрослые ― признаки нетерпеливости и недовольства из-за потраченного времени. Психологическое консультирование не проводилось. Опрос детей непосредственно после проведения занятия показал, что только 41 % детей и 63 % взрослых смогли показать остаточные знания о проведенном обучении. При повторном опросе детей и взрослых из контрольной группы через 5 дней выявили остаточные знания о проведенном обучении по профилактике стоматологических заболеваний и уходу за полостью рта на уровне 23 % у взрослых и 19 % у детей, по диетотерапии ―  5 % у взрослых и отрывочные, не систематизированные знания у детей.

Во вторую группу (здоровые) вошли дети без отклонений в развитии (9 человек) и их родители (8 человек), которым в игровой форме показали на фоне показа мультипликационного фильма, как нужно ухаживать за полостью рта, какие средства гигиены необходимо использовать для сохранения стоматологического здоровья у детей, провели урок по пастоварению, на котором дети с помощью взрослых из специальных сертифицированных ингредиентов в стерильных условиях медицинского кабинета приготовили для себя зубную пасту. Самостоятельно, отбирая ингредиенты у пытавшихся им помогать родителей, «варили» под свои вкусы зубную пасту. Детям и их родителям с применением средств геймификации презентовали вопросы, отражающие необходимость правильного с позиции стоматологии питания детей, в соревновательной форме как между родителями, так и между детьми. Победители  получили подарки (средства гигиены для ухода за полостью рта), а все участники гейминга ― материальное подкрепление своего участия в виде самостоятельно «сваренных» зубных паст и материалов по диетотерапии в стоматологии.  Обучение заняло 40 минут, после чего дети не желали прекращать учебный процесс, подходили с вопросами о правильности применения как полученных средств гигиены, так и об увиденном в обучающем мультипликационном фильме.  Заинтересованность родителей в здоровом питании высокая, взрослые не только расспрашивали о принципах диетотерапии, но делали пометки о необходимости консультации у педиатра и коррекции имеющегося режима питания. Проведено индивидуальное психологическое консультирование взрослых по формированию навыков сохранения стоматологического здоровья и режима питания.  Опрос детей непосредственно после проведения занятия показал, что 91 % детей и 93 % взрослых смогли показать хорошие остаточные знания о проведенном обучении. При повторном опросе детей и взрослых из контрольной группы через 5 дней выявили остаточные знания о проведенном обучении по профилактике стоматологических заболеваний и уходу за полостью рта на уровне 83 % у взрослых и 69 % у детей, по диетотерапии ―  55 % у взрослых и 45 % у детей. Все испытуемые выразили готовность к проведению занятий в игровой форме в дальнейшем и популяризации полученных знаний в своей среде. Отклики взрослых показали, что данный вид обучения активно принимается ими и помогает в формировании мотивации к сохранению здоровья полости рта и у детей, и у взрослых.

В третью группу (дети-колясочники) вошли дети без отклонений в развитии, но с нарушениями опорно-двигательного аппарата (11 человек) и их родители (11 человек), которым в игровой форме на фоне показа мультипликационного фильма представлено, как нужно ухаживать за полостью рта, какие средства гигиены необходимо использовать для сохранения стоматологического здоровья у детей, провели урок по пастоварению. Технология проведения игротехник модифицирована в соответствии с особенностями детей. Родителям с применением средств геймификации презентовали вопросы, отражающие необходимость правильного питания детей с позиции стоматологии. Победители соревновательного процесса получили подарки (средства гигиены для ухода за полостью рта), дети и взрослые ― материальное подкрепление своего участия в виде самостоятельно «сваренных» зубных паст и материалов по диетотерапии в стоматологии.  Обучение заняло 30 минут (учитывая статус пациентов), после чего дети готовы к продолжению учебного процесса. Родители получили индивидуальные консультации о правильности применения как полученных средств гигиены, так диетотерапии.  Опрос непосредственно после проведения занятия показал, что 78 %  детей и 94 % взрослых смогли показать хорошие остаточные знания о проведенном обучении. При повторном опросе детей и взрослых из контрольной группы через 5 дней выявили остаточные знания о проведенном обучении по профилактике стоматологических заболеваний и уходу за полостью рта на уровне 87 % у взрослых и 59 % у детей, по диетотерапии ―  65 % у взрослых и 41 % у детей. Все испытуемые выразили готовность к проведению занятий в игровой форме в дальнейшем и популяризации полученных знаний в своей среде. Отклики взрослых показали, что данный вид обучения активно принимается ими и помогает в мотивации к сохранению здоровья полости рта у детей.

Всего можно выделить три основополагающие причины, побудившие нас использовать игровые методы в неигровой деятельности: вовлеченность, эксперимент и результат. Коснемся их подробнее.

Вовлеченность. Геймификация служит способом разработки систем, мотивирующих людей. Любая игра способствует выработке гормона удовольствия ― дофамина, т.к. дарит человеку радость от новых побед и одобрения окружающих. Таким образом, создание игрофицированной системы дает возможность сделать процесс решения задач увлекательным. При внедрении игровых методик мы увидели значительную вовлеченность как детей, так и родителей в обучение, легкость понимания и запоминания информации.

Эксперимент. Эксперименты позволяют человеку совершенствоваться. Поэтому знания, полученные в процессе игрового эксперимента, усваиваются на более долгое время.

Результат.  Геймификация приносит хорошие результаты при проведении обучения детей и взрослых навыкам здоровьесберегающих технологий. Многие крупные фирмы и организации успешно применяют для формирования корпоративных и социальных навыков своих работников игровые психотехники, что является существенным поводом к следованию их примеру. Поэтому этот опыт так нам интересен и это только начало нашей «игровой» деятельности в формировании навыков «здорового поведения» у наших пациентов. Наша задача ― сделать образовательный процесс легче и результативнее не только для наших пациентов, но и для медицинских работников. Любым навыком, каким бы сложным он ни казался, можно овладеть, используя элементы игры, ведь на то мы с вами и люди, чтобы получать новые знания и учиться новому.

Выводы

Наше исследование показывает, что игровые психотехники как психологически обусловленный, естественный элемент культуры, представляющий собой вид произвольной деятельности индивида, обогащает социальный опыт наших пациентов, позволяет осваивать нормы и правила сохранения своего стоматологического здоровья через добровольное принятие игровой роли, виртуального моделирования игрового пространства и изменение условий своего собственного бытия в социуме. Игровые психотехники позволяют нам уйти от патерналистических позиций в общении с пациентом, формировать запрос на сохранение своего здоровья у самого пациента. Таким образом, игровые психотехники являются одним из способов освоения человеком мира и отношений в нем, способом самоутверждения человека, состоящим в произвольном конструировании действительности в условном плане с целью сохранения своего здоровья.

Список литературы

1. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Смысл ; Эксмо, 2014. – 512 с.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Москва : Политиздат, 1975. – 304 с.

3. Элькоин, Д. Психология игры / Д. Элькоин. – Москва : Владос, 1999. – 360 с.

4. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн ; пер. с англ. А. А. Грузберга. – Киев : PSYLIB, 2016. – 576 с.

5. Эйген, М. Игра жизни / М. Эйген, Р. Винклер. – Москва : Наука, 1979. – 99 с.

6. .Гадамер, Г. Г Игра искусства / Г. Г. Гадамер ; пер. с нем. А. В. Явецкого // Вопросы философии. – 2006. – № 8. – С. 164–168.

7. Сартр, Ж. П. Проблемы метода / Ж. П. Сартр ; пер. с фр. – Москва : Прогресс, 1993. – 240 с.

8. Фрейд, З. Импульс влечения: с комментариями и объяснениями / З. Фрейд. – Москва : ООО «Издательство АСТ», 2017. – 288 с.

9. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания / И. Е. Берлянд. – Кемерово : Алеф, 1992. – 96 с.

10. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

11. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

12. Развитие в психоанализе / М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хпйманн. – Москва : Академический проект, 2001. – 512 с.

13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже ; пер. с фр. – Москва : Просвещение, 1969. – 659 с.

14. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т. Д. Зинкевч-Евстегнеева. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 176 с.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; пер. с англ. ; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. – Москва : Издательская группа "Прогресс", 1996. – 344 с.

16. Экслайн, В. Игровая терапия в действии (Дибс в поиске себя) / В. Экслайн ; пер. с англ. В. Никандровой ; под ред. Е. Рачковой. – Москва : Апрель Пресс ; Изд-во Эксмо, 2003. – 384 с.

17. Роджерс, К. Клиент-центрированная психотерапия: Теория, современная практика и применение / К. Роджерс. – Изд-во Института Психотерапии, 2007. – 560 с.

18. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет ; пер. с англ. ; предисл. А. Я. Варга. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.

19. Абрамян, Л. А. Игра дошкольника / Л. А. Абрамян. – Москва : Просвещение, 1989. – 286 с.

20. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. – 144 с.

21. Популярная психология для родителей / под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой. – 400 с.

22. Новые направления в игровой терапии: Проблемы, процесс и особые популяции / под ред. Г. Л. Лэндрета ; пер. с англ. – Москва : Когито-Центр, 2007. – 479 с.

23. Онучин, А. Н. Управление вовлеченностью персонала / А. Н. Онучин, В. В. Луцкина, М. В. Розин // HRTimes. – 2012. – № 20. – С. 37–40.

24. https://4brain.ru/gamification – обращение к интернет ресурсу 06.06.2018.

Войти или Создать
* Забыли пароль?