Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Уфа, Россия
Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия
Предмет. Представлены результаты стоматологического обследования, оценки психоэмоционального состояния и данные лазерной допплеровской флоуметрии тканей пародонта 164 пациентов в возрасте 20—25 лет. Цель. Определение взаимосвязи между показателями гемодинамики тканей пародонта и психоэмоциональным напряжением у лиц молодого возраста. Методология. Использовали опрос, осмотр, индексную оценку состояния тканей пародонта и твердых тканей зубов. Для выявления наличия и степени психоэмоционального напряжения, уровня тревожности и невротического состояния пациентов в исследовании использовались клинический опросник К. К. Яхина и Д. М. Менделевича (2005), методика определения стрессоустойчивости Холмса и Рея (Holmes, Rahe, 1967) и шкала оценки уровней реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Состояние микроциркуляторного русла тканей пародонта оценивалось методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) со спектральным анализом колебаний кровотока по общепринятой методике на аппарате ЛАКК-ОП. Результаты. Показатели объема перфузии кровотока третьей и четвертой групп достоверно не отличались от контроля. Получены достоверные различия скорости кровотока в третьей и четвертой группах исследования от показателей контрольной группы, демонстрирующие ее значительное снижение. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о более выраженных клинических изменениях в тканях пародонта и достоверном отличии скорости кровотока у пациентов с высоким уровнем тревожности от показателей контрольной группы. Скорость кровотока в микроциркуляторном русле тканей пародонта у пациентов контрольной группы в 1,5 раза превышает скорость кровотока у пациентов третьей группы и в 1,8 раза — четвертой. Кроме того, в основной группе был выявлен достоверно высокий уровень интенсивности и распространенности кариеса твердых тканей зубов, составивший в четвертой группе 16,8±0,7, что соответствует очень высокому уровню интенсивности кариеса по П. А. Леус.
психоэмоциональное напряжение, пародонт, кровоток, тревожность
Введение
В настоящее время большое внимание уделяется таким критериям эффективности деятельности человека, как показатели психической надежности и сохранности здоровья, которые основаны на оценках личностного благополучия и возможностях реализации внутреннего потенциала человека [1]. В основе понятия «стресс» заложено как состояние продуктивной напряженности, так и деструктивные формы стрессовых состояний, которые негативно влияют на психическое и физическое здоровье [2, 3]. Основным патогенным фактором при хроническом психоэмоциональном напряжении является активация катехоламинового и адренокортикоидного механизмов, которые приводят к изменению проницаемости клеточных мембран, метаболическим и гипоксическим нарушениям, что оказывает отрицательное влияние как на организм в целом, так и на зубочелюстную систему [4, 5]. В патогенезе микроциркуляторных нарушений ведущее значение отводится расстройству капиллярного кровотока, начинающееся с уменьшения его интенсивности и приводящее к развитию капиллярного стаза нутритивного звена в микроциркуляторном русле [6, 7].
В состоянии психоэмоционального напряжения даже незначительный этиологический фактор может привести к развитию заболевания, а минимальная функциональная недостаточность перерасти в патологию [8, 9].
При анализе доступной литературы, посвященной лечению заболеваний пародонта, мы обратили внимание на незначительное количество исследований, где проводилась оценка зависимости показателей гемодинамики тканей пародонта от уровня психоэмоционального напряжения у лиц молодого возраста. Между тем эта проблема представляется значительной, поскольку уровень распространенности стоматологических заболеваний среди различных возрастных групп нашей страны достигает 95—100 %, в том числе заболевания пародонта встречаются у 92 % населения нашей страны [10—12].
Цель исследования — определить взаимосвязь показателей гемодинамики тканей пародонта и психоэмоционального напряжения у лиц молодого возраста.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования определен стоматологический статус у 164 пациентов в возрасте 20—25 лет. Стоматологическое обследование было проведено на базе кафедры терапевтической стоматологии с курсом ИДПО ФГБОУ ВО БГМУ МЗ РФ согласно рекомендациям ВОЗ (Женева, 1975). Фиксировали данные опроса, осмотра, результаты проведенных дополнительных методов исследования и индексную оценку состояния тканей пародонта, включая упрощенный гигиенический индекс OHI-s (Грин, Вермиллион, 1964 г.); папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс — РМА (Schour, Massler, 1948); индекс кровоточивости SBI (Muhlemann, Son, 1971); комплексный периодонтальный индекс — КПИ (П.А. Леус, 1988); интенсивность поражения зубов кариозным процессом (П.А. Леус).
Наличие и степень психоэмоционального напряжения, уровень тревожности и невротического состояния пациентов исследовали с помощью клинического опросника К.К. Яхина и Д.М. Менделевича (2005), методики определения стрессоустойчивости Холмса и Рея (Holmes, Rahe, 1967) и шкалы оценки уровней реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (State-Trait Anxiety Inventory – STAI)[1].
Показатели гемодинамики тканей пародонта определяли методом лазерной допплеровской флоуметрии (ЛДФ) со спектральным анализом колебаний кровотока по общепринятой методике на аппарате ЛАКК-ОП с использованием разработанной нами индивидуальной каппы со съемным фиксатором (патент №155186 от 28.04.2015). При этом оценивались средние статистические значения флоуметрии: величина среднего потока перфузии крови (М) в интервале времени регистрации; среднеквадратичное отклонение (σ); интегральный показатель вариаций (KV) данного процесса, что позволяет анализировать состояние гемомикроциркуляции тканей пародонта обследованных пациентов.
Статистическая обработка полученных данных была проведена на персональном компьютере типа IBM PC/AT с использованием пакета прикладных программ Statistica 7,0 и электронных таблиц Exсel 2007. На основании величины t-критерия Стьюдента и степени свободы (n) по таблице распределения t находили вероятность различия р. Достоверными считали данные, для которых вероятность ошибки (р) была меньше 0,01 (р<0,01). Для непараметрических данных использовали программный пакет Biostat, включая критерий Х2. Уровень достоверной значимости составлял р≤0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
У обследованных пациентов при оценке анамнеза наиболее часто отмечались жалобы на кратковременную боль от горячей и холодной пищи (52,1 ± 2,1 %), наличие налета на зубах (82,7 ± 2,1 %), неприятный запах изо рта (53,1 ± 1,2 %), эстетическую неудовлетворенность видом зубов (27,7 ± 1,1 %), кровоточивость десен (37,9 ± 1,1 %).
В результате обработки данных обследования все пациенты были разделены на 4 группы, имеющие достоверные отличия по исследованным показателям. В первую группу, которая была принята контрольной, вошли 56 пациентов с очень высокой стрессоустойчивостью (92±2,1 балла по методике Холмса и Рея) и низким уровнем тревожности (21±1,3 балла по шкале тревоги Спилбергера—Ханина). Вторую группу составили 46 пациентов с высокой степенью стрессоустойчивости (178±4,2 балла) и низким уровнем тревожности (27±1,2* балла по шкале тревоги Спилбергера—Ханина, * — отличие достоверно по сравнению с показателями 1 группы (р<0,01)). Третья группа включала 32 пациента с пороговым уровнем сопротивляемости стрессу (287± 6,4*балла по методике Холмса и Рея), имеющим достоверно более высокий уровень тревожности (38± 1,5* балла по шкале тревоги Спилбергера—Ханина) по сравнению с пациентами второй группы. Четвертая группа пациентов показала низкий уровень стрессоустойчивости (312±4,8* балла по методике Холмса и Рея) и высокий уровень тревожности (47±1,6* балла по шкале тревоги Спилбергера—Ханина). Согласно интерпретации шкалы тревоги Спилбергера—Ханина, высокотревожные пациенты имеют склонность воспринимать угрозу своей личности и жизни в значительном диапазоне ситуаций, воспринимая их угрожающими. При анализе результатов теста Менделевича—Яхина показатели данного опросника достоверно коррелировали с полученными показателями тестов Холмса, Рея и Спилбергера—Ханина только по шкалам невротической депрессии и тревожности, преобладая у пациентов 3 и 4 групп обследования, что свидетельствует о состоянии психоэмоционального напряжения у данных пациентов. Поведенческая характеристика показателей опросника Менделевича—Яхина по шкалам невротической депрессии и тревожности у лиц молодого возраста представлена в табл. 1.
Таблица 1
Поведенческая характеристика показателей опросника Менделевича—Яхина по шкалам невротической депрессии и тревожности у лиц молодого возраста
Table 1. Behavioral indicators of the questionnaire Mendelevich-Jahin on the scale of neurotic depression and anxiety in young adults
Шкала |
Характеристика поведения |
Шкала тревожности клинического опросника К.К. Яхина и Д.М. Менделевича |
Проявляется снижением порога возбуждения в отношении стимулов, которые вызывают тревогу; присутствуют признаки беспокойства, неуверенности, нетерпеливости, нерешительности |
Шкала невротической депрессии клинического опросника К.К. Яхина и Д.М. Менделевича |
Могут появиться ощущение общей слабости, чувство разбитости; иррациональная тревога; нарушения пищеварительной системы и сна; суставные боли, тахикардия или аритмия |
Пациенты с отклонениями данных опросника по шкале вегетативных нарушений от нормы предъявляли жалобы на нарушение сна, работы желудочно-кишечного тракта, головные боли, тяжесть в груди и необоснованное чувство страха. Но достоверные отличия зафиксированы только у пациентов третьей группы по сравнению с контрольной (-1,4* и +2,0 соответственно).
Данные оценки стоматологического статуса обследованных пациентов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Данные стоматологических индексов у лиц молодого возраста
Table 2. These dental indices in persons of young age
Показатели |
КПУ |
OHI-s |
КПИ |
РМА |
Индекс кровоточивости |
1 группа (n=56) |
9,2±0,2 |
2,2±0,1 |
1,1±0,2 |
9,9±0,5% |
0,5±0,1 |
2 группа (n=46) |
11,5±0,4 |
2,1±0,1 |
1,5±0,1 |
15,7±0,5% |
0,8±0,3 |
3 группа (n=32) |
15,7±0,6* |
2,4±0,1 |
2,1±0,1* |
23,3±0,5%* |
0,9±0,2* |
4 группа (n=30) |
16,8±0,7* |
2,6±0,1 |
2,2±0,1* |
35,8±0,9%* |
1,8±0,3* |
* — отличие достоверно по сравнению с показателями 1 группы (р <0,01).
В результате интерпретации стоматологических индексов выявлено, что уровень гигиены полости рта у всех групп исследования в среднем был неудовлетворительным, что свидетельствует о низкой эффективности индивидуальной гигиены полости рта. Анализ индекса РМА продемонстрировал в четвертой группе наличие средней степени воспаления 35,8±0,9 % десны, у остальных пациентов данные достоверно не отличалась от контрольной группы (9,9±0,5 % (р≤0,01)). Оценка индекса КПУ свидетельствует, что с возрастанием тревожности и снижением стрессоустойчивости интенсивность кариозного процесса значительно возрастает, что проявляется отличием по компоненту «пломба» индекса КПУ у всех групп исследования по сравнению с показателями группы контроля. Индекс кровоточивости третьей (0,9±0,2*) и четвертой (1,8±0,3*) групп исследования отличался от среднего значения данного индекса у первой группы (0,5±0,1), клинически проявляясь кровоточивостью десен средней или высокой степени.
Полученные данные о состоянии тканей пародонта свидетельствуют об изменении в микроциркуляторном русле тканей десны. Значения показателей микроциркуляции тканей пародонта у лиц молодого возраста представлены в табл. 3.
Таблица 3
Значения показателей микроциркуляции тканей пародонта в исследуемых группах
Table 3. Values of indicators of microcirculation of periodontal tissues in the studied groups
Изучаемые показатели |
1 группа (n=56) |
2 группа (n=46) |
3 группа (n=32) |
4 группа (n=30) |
М (перф. ед.) |
30,77±4,36 |
30,31±4,41 |
31,87±4,85 |
32,52±3,98 |
σ (перф. ед.) |
3,86±0,60 |
3,55±0,60 |
2,57±0,25* |
2,14±0,23* |
KV (%) |
12,54±2,75% |
11,71±2,65% |
8,06±1,80% |
6,58±1,71% |
* — отличие достоверно по сравнению с показателями 1 группы (р<0,01).
Полученные показатели гемодинамики тканей пародонта контрольной группы были приняты за норму. Между результатами первой и второй групп достоверных отличий не выявлено. Показатели объема перфузии кровотока третьей и четвертой групп достоверно не отличаются от контроля. Получены достоверные различия скорости кровотока в третьей и четвертой группах от показателей контрольной группы, демонстрирующие ее значительное снижение. Скорость кровотока в микроциркуляторном русле тканей пародонта у пациентов контрольной группы в 1,5 раза превышает скорость кровотока у пациентов третьей группы и в 1,8 раза — у пациентов четвертой группы. Это свидетельствует о наличии венозного застоя в микроциркуляторном русле тканей пародонта у пациентов третьей и четвертой групп, что ведет к нарушению трофики тканей, появлению реологических расстройств, связанных с внутрисосудистой агрегацией эритроцитов и локальным стазом микрососудов. Показатели контрольной группы представлены на рисунке.
Рис. Показатели микроциркуляции тканей пародонта у пациента М., входящего в контрольную группу исследования.
Fig. Indicators of the microcirculation of the periodontal tissues of the patient M. that is included in the control group of the stud.
Выводы
У лиц молодого возраста с высоким уровнем тревожности и низкой стрессоустойчивостью выявлены достоверные отличия от других групп исследования практически по всем изученным параметрам стоматологического статуса, в частности, с увеличением уровня психоэмоционального напряжения возрастает интенсивность кариозных заболеваний и воспалительных заболеваний тканей пародонта.
Получены достоверные различия скорости кровотока у лиц молодого возраста в состоянии психоэмоционального напряжения от показателей контрольной группы, демонстрирующие ее значительное снижение. Скорость кровотока в микроциркуляторном русле тканей пародонта у пациентов контрольной группы в 1,5 раза превышает скорость кровотока у пациентов третьей группы и в 1,8 раза — у пациентов четвертой группы.
[1] Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Бахрах-М, 2017. — 672 с.
1. Бусыгина, И. С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности / И. С. Бусыгина, Е. В. Распопин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2013. - № 2. - С. 93-97.
2. Акимова, А. Р. Индивидуально-типологические особенности стрессоустойчивости личности / А. Р. Акимова // СИСП. - 2017. - № 5. - С. 6-20.
3. Основы терапии и профилактики стресса и его последствий у детей и подростков / Е. С. Акарачкова, С. В. Вершинина, О. В. Котова, И. В. Рябоконь // ВСП. - 2013. - № 3. - С. 38-44.
4. Кубасов, Р. Г. Гормональные изменения в ответ на экстремальные факторы внешней среды / Р. Г. Кубасов // Вестник РАМН. - 2014. - № 9-10. - С. 102-109.
5. Влияние микрофлоры полости рта на состояние микроциркуляции тканей пародонта / И. Н. Усманова, М. А. М. Аль-Кофиш, А. И. Лебедева, Р. Ф. Хуснаризанова, И. Р. Усманов // Уральский медицинский журнал. - 2017. - № 7. - С. 31-35.
6. Лапитан, Д. Г. Функциональные исследования системы микроциркуляции крови методом лазерной доплеровской флоуметрии в клинической медицине: проблемы и перспективы / Д. Г. Лапитан, Д. А. Рогаткин // Альманах клинической медицины. - 2016. - № 2. - С. 249-259.
7. Бархатов, И. В. Оценка системы микроциркуляции крови методом лазерной допплеровской флоуметрии / И. В. Бархатов // Клиническая медицина. - 2013. - № 11. - С. 21-27.
8. Галстян, А. Г. Распространенность основных факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний среди лиц молодого возраста / А. Г. Галстян // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 4. - С. 11-13.
9. Игнатьева, С. Н. Метаболические адаптационные возможности организма к обучению студентов медицинского вуза на Европейском Севере / С. Н. Игнатьева, Р. В. Кубасов // Вестник РАМН. - 2014. - № 11-12. - С. 84-88.
10. Функциональное состояние жевательной группы мышц при мышечносуставных дисфункциях височно-нижнечелюстного сустава у пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом / Л. П. Герасимова, Р. Р. Хайбуллина, А. Р. Шарипова, Н. С. Кузнецова, В. В. Балдина // Уральский медицинский журнал. - 2017. - № 7. - С. 50-53.
11. Макеева, И. М. Особенности стоматологического статуса у членов организованных коллективов и профессиональных сообществ / И. М. Макеева, О. Е. Авдеенко // Стоматология. - 2016. - Т. 95, № 1. - С. 63-66.
12. Хайбуллина, Р. Р. Диагностика и лечение пациентов с хроническим генерализованным пародонтитом и мышечно-суставной дисфункцией височно-нижнечелюстного сустава с болевым синдромом / Р. Р. Хайбуллина, Л. П. Герасимова, Н. С. Кузнецова // Российский стоматологический журнал. - 2017. - Т. 21, № 4. - С. 200-203.