сотрудник с 01.09.2008 по настоящее время
Уральский государственный медицинский университет (кафедра терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний, Доцент кафедры)
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Стоматологическая поликлиника № 12 (лечебно-профилактического отделения № 2, врач-стоматолог)
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
УДК 616 Патология. Клиническая медицина
Причиной психосоциального дискомфорта в медицинских организациях стали процессы, происходящие в социальной среде, законодательная база, перевод медицинских учреждений на новые условия работы, повышение требований к безопасности и качеству медицинских услуг, цифровизация сектора здравоохранения, внедрение «умных технологий», направленных на улучшение качества жизни населения. Организаторы здравоохранения и медицинские работники не всегда готовы к проведению организационных и психологических изменений, и для оптимизации процессов цифровизации необходимо выявить психологические причины организационного сопротивления и перекрестного консультирования работников для преодоления трудностей в межличностных отношениях. Предметом исследования является взаимодействие акторов (инициатора, создателя, агента и адресата) в процессе организационных и психологических изменений в ходе реорганизации стоматологической службы. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения процесса развития психологических изменений при реорганизации стоматологических учреждений в период цифровизации сотрудников медицинской организации. Целью исследования является разработка концепции организационно-психологических детерминант, интегрирующих организационный, групповой (подразделение) и индивидуальный психологические уровни в период организационных изменений при внедрении цифровизации медицинского учреждения. Методология исследования была определена следующими принципами рассмотрения сложных социальных объектов: системность, детерминизм, единство сознания и деятельности, развитие. Мы опирались на общепсихологическую теорию деятельности, концепцию развития профессионализма и образ профессионального мира. В исследовании использовались методологические и теоретические основы анализа трудовой деятельности, концепция группового обучения, теория планового и поэтапного формирования действий. Выводы. Эффективная система перекрестного консультирования по цифровизации в стоматологической организации должна включать следующие подсистемы: 1) Психологическое консультирование и поддержка субъектов (инициаторов и социальных групп (коллективов медицинских работников), вовлеченных в процесс цифровизации стоматологической помощи и взаимодействующих друг с другом; 2) совокупность факторов, влияющих на цифровизацию стоматологической службы, влияющих на деятельность медицинских работников на организационном, групповом (подразделении) и индивидуально-психологическом уровнях; 3) Формирование профессионализма сотрудников с использованием регулятивного, когнитивного, коммуникативного и исполнительского компонентов.
клиническая психология, перекрестное консультирование, цифровизация здравоохранения, психосоциальный процесс, управление стрессом
1. Rubinstein S.L. Fundamentals of general psychology. In 2 volumes. Moscow : Pedagogy. 1989:488. http://elib.gnpbu.ru/text/rubinshteyn_osnovy-obschey-psihologii_t2_1989/
2. Klimov E.A. Psychology of a professional. Moscow : Publishing house "Institute of Practical Psychology" ; Voronezh : NGO "MO-DEK". 1996:400. https://studfile.net/preview/7110973/
3. Ivanova E.M. Fundamentals of psychological study of professional activity. Moscow : Publishing House of Moscow State University. 1987:207. https://klex.ru/12yz
4. Karabanova O.R. Methodological and theoretical foundations of the study of the general psychological theory of activity. Young scientist. 2018;50(236):338-342. https://moluch.ru/archive/236/54819 /
5. Bolotova A.K., Zhukov Yu.M. Psychology of communications. Moscow : Publishing House of the Higher School of Economics. 2015:495. https://id.hse.ru/data/2015/12/04/1081716143/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%96%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82.pdf.
6. Galperin P.Ya. The main results of research on the problem of "Formation of mental actions and concepts". Moscow : Publishing House of Moscow State University. 1965:49. https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=163317.
7. Mescon A., Albert M., Khedouri F. Fundamentals of Management: translated from English. Moscow : Delo. 2016:493. https://studylib.ru/doc/6235097/meskon--osnovy-menedzhmenta.
8. Chernavsky A.F., Rusakova I.V., Bichun A.B. Guidelines for risk reduction and quality improvement in the provision of dental care in medical organizations in the conditions of municipal education (ELECTRONIC VERSION). Yekaterinburg. 2019:115. https://search.rsl.ru/ru/record/01009941902.
9. Fry E., Schulte F. Death by a Thousand Clicks: Where Electronic Health Records Went Wrong // Fortune. - 2019. http://fortune.com/longform/medical-records/
10. Super D.E. Vocational adjustment: Implementing a self-concept // Occupations. - 1951;30:88-92. https://psycnet.apa.org/record/1952-02800-001
11. Elovikova T.M., Fomin A.Yu., Chernavsky M.A., Chernavsky A.F. Digitalization as a resource for improving the availability and quality of medical care on the example of UIA "SP No. 12" // Problems of dentistry. - 2020;3:159-166. https://doi.org/10.18481/2077-7566-2020-16-3-159-166.
12. Chernavsky A.F., Petrov I.A., Gavrilova A.S., Chernavsky M.A. Empirical study of stress resistance in medical workers in the conditions of a municipal dental institution // Problems of dentistry. - 2016;12(3):107-112. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26717422
13. Digitalization of healthcare: from investments to saved lives. https://roscongress.org/news/tsifrovizatsija-zdravoohranenija-ot-vlozhenij-k-spasennym-zhiznjam
14. Josephine McKenna B.A. The e-health revolution // European Heart Journal. - 2017;38(7):468-469. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehx019.
15. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups. Moscow : Publishing House of the Institute of Psychotherapy. 2002:490. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018076
16. Shane E.G. organizational culture and leadership. Textbook. 3rd ed. St. petersburg : Peter. 2008:336. http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_Digital_2/ORGANIZATIONAL%20CULTURE%20Organizational%20Culture%20and%20Leadership,%203rd%20Edition.pdf
17. PCRS (Personal change readiness survey), translated and adapted by N. A. Bazhanov and G. L. Bardier. https://ambiguity.ucoz.ru/index/0-8
18. Levin K. Feldtheorie in den Sozialwissenschaften. Ausgewählte theoretische Schriften (hrsg. Von Dorwin Cartwright). Bern und Stuttgart : Verlag Hans Huber. 1963:395. https://www.booklooker.de/B%C3%BCcher/Neuware/isbn=9783456850764?zid=9dvh15r6pu11nr9pb7q4pfdh4k
19. Terekhova T.A. Professional psychodiagnostics. Textbook. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Baikal State University of Economics and Law. Irkutsk : Publishing house of BSUEP. 2012:347. https://search.rsl.ru/ru/record/01005511851